|
|||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Литература рубежа веков: направления, течения, школыТема 1. Литература рубежа веков: направления, течения, школы Лекция 1. Новая историческая реальность и философские искания рубежа веков План 1. Новые исторические тенденции развития общества. Хронологические рамки периода. 2. Основы неклассического мировоззрения. 3. Философия Ницше и её влияние на развитие литературы рубежа веков.
Основная литература 1. Аманова А. А. Курс лекций по мировой литературе ХХ века / А. А. Аманова. – Нукус : Каракалпакский гос. ун-т им. Бердаха, 2008. – 48 с. 2. Быков А. В. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX веков : курс лекций / А. В. Быков. – Елабуга: Елабужский институт КФУ, 2012. – 54 с. 3. Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX веков : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Б. А. Гиленсон. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с. 4. Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. М. Толмачёв, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева и др. ; под ред. В. М. Толмачёва. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 496 с. Дополнительная литература 1. Зарубежная литература XX века (1871 – 1917) : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. Н. Богословского; З. Т. Гражданской. – М. : Просвещение, 1979. – 351 с. 2. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX в. : курс лекций / под ред. М. Е. Елизаровой; Н. П. Михальской. – М., 1970. – 404 с. 3. Ковалёва Т. В. История зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХ веков / Т. В. Ковалёва, Т. Д. Кириллова. – Мн. : «Завигар», 1997. – 336 с. 4. История всемирной литературы в 9-ти т. Т. 8 (конец ХIХ – начало ХХ века) / отв. ред. И. М. Фрадкин. – М. : Наука, 1994. – 848 с.
1. Новые исторические тенденции развития общества. Хронологические рамки периода. Литература рубежа веков сложна и разнообразна, в ней находят отражение новые тенденции в общественно-политической жизни и новые философские искания. Рубеж веков – время появления оригинальных художественно-эстетических школ и направлений, их полемики и взаимодействия [3]. Западная культура конца XIX – начала XX в. (от 1860-х до1920-х годов) представляет собой особый тип эпохи. В ее сердцевине – напряженная рефлексия об истории, которая, словно выйдя из привычных форм мироотношения, ставит под сомнение прежние принципы структурирования бытия. Речь идет о таком переживании «конца времени» и о таком критицизме, когда в сознании культуры намечается трагическое расщепление субъекта и объекта истории, непосредственного исторического переживания и философии истории. Как следствие, возникает парадокс двойного видения и свойственная ему символизация не только мира, но и его восприятия. Когда мир мыслится сквозь оптику оппозиций быть/казаться, глубина/поверхность, культура/цивилизация, творчество/жизнь, человек как бы выводит себя из системы соотношений того бытия, в котором непосредственно пребывает, и располагается в зоне изменчивости, уже не ассоциируя себя с одной сеткой временных координат, но еще и не связав себя с другой. «Что говорится» (материал, тема творчества) и «как говорится» (личная манера, стиль) перестают согласовываться между собой, а иногда вступают в процесс взаимного противоречия [4]. Хронологические рамки периода. Главный признак начала рассматриваемого нами нового периода истории мировой литературы – возникновение совершенно новых литературных направлений: натурализма и символизма, первое из которых окончательно сформировалось во Франции в конце 1860-х – начале 1870-х годов. Старые советские учебники считают началом периода 1871 год – год Парижской коммуны, очередного народного восстания, длившегося всего 2 месяца, а этому предшествовали действительно важные события в истории Европы – сокрушительное, унизительное поражение Франции во Франко-прусской войне 1870-71 годов, новое установление во Франции республики после того, как она была 20 лет империей (а Германия, наоборот, в 1871 году стала империей). Хотя на самом деле нельзя так прямо связывать развитие литературы и политической истории, как это делали авторы советских учебников, мы, чтобы избежать путаницы и облегчить процесс запоминания, тоже будем считать годом начала нового периода – 1871 год. В конце концов, это чистая условность. Окончание нового периода связано с началом в 1914 году Первой мировой войны, которая сильно повлияла на историю и культуру всего мира [2]. 2. Основы неклассического мировоззрения. В этот период в мировой культуре серьёзно заявило о себе и окончательно утвердилось новое неклассическое мировоззрение, новый взгляд на мир, человеческую жизнь, её смысл и т. д. Сам факт его появления сильно изменил характер мировой культуры и в первую очередь мирового искусства.
Черты классического и неклассического типов мировоззрения:
Неклассическое мировоззрение – мировоззрение меньшинства, одиночек, бунтарей и хулиганов. Это, прежде всего, свобода, освобождение от всяческих законов, преодоление традиционных норм поведения, во имя более яркой счастливой жизни лично для этих одиночек. Но освобождение от норм – это огромный риск, свобода опасна, она действительно часто ведёт к гибели самого человека или окружающих его людей. Писатели-«хулиганы», бунтари, в творчестве которых можно найти многие элементы неклассического мировоззрения – Рабле, Боккаччо, Байрон, Лермонтов, Стендаль. Но они были одиночками, исключениями. К концу века их стало значительно больше, они серьёзно заявили о себе. Вообще эпоху конца 19 – начала 20 века иногда называют эпохой Декаданса (в переводе с французского декаданс - упадок), имеется в виду упадок традиционного классического мировоззрения. Декаденты – это те, кто наиболее явно и даже с вызовом стали исповедовать неклассическое мировоззрение, это французские символисты и русские старшие символисты [2]. Философию, пришедшую на смену классической немецкой философии – Шеллингу и Гегелю и т. д. – стали называть неклассической. Эта неклассическая философия, начала формулировать принципы неклассического мировоззрения и очень серьёзно повлияла на литературу. Первый неклассический философ – немец Артур Шопенгауэр (1788-1860). Именно Шопенгауэр провозгласил, что Мир – враждебный, страшный Хаос, именно он распространил по Европе пессимизм. Поворотным моментом в развитии мировой литературы XX века оказывается конец 10-х гг., обстановка нараставшего общего кризиса капитализма, гигантской революционной ситуации, ярче всего выразившейся в победе Октябрьской революции, а также первая мировая война. Она была неоспоримым доказательством того, что все западное общество стало жертвой катаклизма, которому ничто не могло противостоять: ни господствующие политические идеи, ни технические достижения, ни традиционная мудрость. С этого момента нигилизм не только проникает в среду интеллектуалов, но и распространяется на все европейское общество. Это означало, что люди начали осознавать свое бессилие перед лицом совершившихся фактов. Острый кризис капитализма иллюстрируется кризисом буржуазной идеологии, общим кризисом буржуазной культуры. Культура становится своеобразным полем для отчаянных поисков чего-то нового. Причины упадка культуры по убеждению представителя реакционной буржуазной философии Ницше, лежат, прежде всего в «плебейском духе» того времени, в её демократизации. Поэтому критика культурных ценностей обернулась критикой демократических и гуманистических тенденций в культурном наследии. Ницше воспевал антидуховность жизненного начала. Он был убежден, что человеческие ценности реализуются в высших экземплярах человеческого рода, которые только и могут поддержать в человечестве веру в человека, что в современном обществе господствует посредственность – «стадо», «масса», простые люди. Человек, почитавшийся философами, моралистами, художниками как «венец творения», «высшая ценность», обесценивается настолько, что становится меновой стоимостью. Как позже О.Шпенглер и другие представители «философии жизни», Ницше пытался с реакционно-романтических позиций осмыслить процессы, происходящие в эпоху «заката западного мира». Понятие жизни трактуется как «живой поток», непрерывное становление, не знающее качественно революционных изменений и скачков. «Философия жизни» оказала огромное воздействие на искусство буржуазного общества последних ста лет. Главным направлением воздействия явилась дискредитация социальной действительности в качестве объекта художественного отражения [1]. 3. Философия Ницше и её влияние на развитие литературы рубежа веков.Родился Ницше в Германии, но в 1869 году (в 25 лет) уехал из неё, перестав быть её гражданином, после этого не принял никакого гражданства. Ницше не любил Германию и немцев, почти во всех своих книгах их ругал. Жил в Швейцарии, где был профессором классической филологии, преподавал древнегреческую литературу, пока позволяло здоровье. Потом путешествовал по Швейцарии и Италии, искал подходящий для себя климат, писал свои книги, всю жизнь жил в гостиницах, был одинок, никогда не был женат, при жизни практически неизвестен, книги его издавались очень малыми тиражами, на средства самого автора. Очень любил музыку, любимое музыкальное произведение опера Бизе «Кармен». В 1888 году Ницше испытал весьма необычное состояние психики – в течение 4 месяцев он находился в состоянии эйфории – непрекращающегося блаженства, счастья, творческого вдохновения. В это время были написаны лучшие его книги «Антихрист» и «Ессе homo» («Се Человек» – традиционное название Иисуса Христа в терновом венке). 3 января 1889 года Ницше сошёл с ума, письма стал подписывать странно – «Чудовище», «Антихрист», «Распятый», «Дионис». 11 лет прожил в сумасшедшем доме, там и умер. Ницше был наделён почти сатанинской гордыней, он считал, что в истории человечества – два величайших человека, перевернувших эту историю: первый Христос, второй – он сам. В его автобиографической книге «Ессе homo» главы названы следующим образом: «Почему я так мудр», «Почему я пишу такие хорошие книги», «Почему являюсь я роком». Основной целью жизни Ницше была непримиримая интеллектуальная война с христианством и с традиционной моралью. По сути, это была война со всей европейской культурой, основанной на христианстве. Ницше принадлежит фраза: «Бог умер», в том смысле, что умерло христианство как реальное мировоззрение людей, по которому они живут. Часто философию Ницше называют философией жизни. Дело в том, что он посмотрел на религию и мораль с точки зрения самой жизни, природы, природности, естественности. Он выбрал реальную жизнь, природу – основной опорой своего мировоззрения, точкой отсчёта, главным критерием оценки всего. Его главный принцип грубо и кратко можно сформулировать так: всё, что естественно, то небезобразно, то должно быть оправдано. Одна из самых важнейших идей Ницше – люди от природы не одинаковые, а разные. Нельзя ко всем применять одни и те же правила. Сильные люди – это высший цвет, аристократия человечества: это люди смелые, энергичные, талантливые, умные, поэтому успешные, они обязательно гордые, с высоким чувством собственного достоинства. Но самое важное качество сильного человека – способность полноценно наслаждаться жизнью, испытывать сильные эмоции, ради которых они способны на риск. Чтобы жить по-настоящему, надо жить опасно. «Они находят счастье там, где другие нашли бы гибель». «Они господствуют, не потому что хотят, а потому что существуют». Будущего, по-настоящему сильного человека Ницше назвал сверхчеловеком. Это был его идеал. Слабые люди – потому и слабые, что не умеют наслаждаться жизнью, не хватает смелости, душевной силы. Это люди с низкой самооценкой, не верящие в себя, неудачники, трусы, без всяких талантов и способностей. Для них естественно смирение, покорность, пассивность. Это большинство, стадо. Сильные господствуют, слабые подчиняются, и это просто констатация объективного факта. Сильный человек привлекателен во всех проявлениях, даже когда делает зло, в нём восхищает именно его сила. Таким образом, Ницше оправдал зло, но не всякое, а только зло, естественно вытекающее из эгоизма сильного человека. Эгоизм, вражда, агрессия, насилие, война, с точки зрения Ницше, должны быть оправданы, поскольку они являются столь же естественными, заложенными самой природой проявлениями человека, как и добро, альтруизм, сострадание. Теперь, взгляд Ницше на христианство. Ницше считал, что постоянное, абсолютное человеколюбие, любовь ко всем, всепрощение противоестественны и невозможны для нормальных людей. Христос – человек психически ненормальный, нездоровый. И этот человек стал идеалом, образцом для подражания. Основная цель человеческой жизни, декларируемая христианством – духовное самосовершенствование, изменение себя по идеалу Христа – невозможна и вредна. Если бы все люди стали похожими на Христа, жизнь стала бы крайне скучна, однообразна и ужасна. Это было бы уничтожение полноценного разнообразия человеческих характеров. «Требовать, чтобы всякий человек, всякое стадное животное было голубоглазо, доброжелательно, альтруистично, значило отнять у существования его великий характер, значило бы кастрировать человечество», т. е. отучить людей испытывать сильные, яркие эмоции, лишить человечество разнообразия. Христианство вообще задумано изначально как война с земной жизнью. В Новом Завете прославлены те, кто не умеет жить, кому не везёт, кто болен и слаб, ничтожен, слабоумен. Для них был выдуман рай, как место, где, наконец, можно получить наслаждение. Скрытая мысль Нового Завета – чем хуже, тем лучше. Чем хуже тебе здесь на земле, чем ты сам здесь хуже, слабее, глупее, тем лучше тебе будет там в раю. Не случайно у всех на слуху фраза из Нагорной проповеди Христа: «блаженны нищие духом». Нищие духом – духовно слабые, слабоумные и слабовольные. Сильным же, успешным, живущим полноценной жизнью и потому – неизбежно – нарушающим моральные нормы, Христос грозит адом. Ключевые понятия христианской морали «грех» и «вина». Эти понятия, с точки зрения Ницше, не имеют смысла, поскольку человек не обладает настоящей свободой выбора, поэтому не может нести ответственности за свои поступки. Каждый человек жёстко встроен в очень сложно устроенный механизм бытия, в целую сеть обстоятельств – внешних, социальных, и внутренних – психологических и физиологических. Человек не выбирает свои врождённые психические и физические свойства, своих родителей, своё воспитание, обстоятельства своей жизни. Он ведёт себя только так, как может себя вести в этих условиях, он – часть огромного целого, и тогда либо виноваты все, либо не виноват никто [2].
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|