Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Готфрид Гальстон



Готфрид Гальстон

Деятельность выдающегося австрийского пианиста и педагога Готфрида Гальстона (1879– 1950) остается на сегодняшний день малоизученной. Стал одним из последователей Бузони). После окончания Венской консерватории, Гальстон стал учеником Т. Лешетицкого, у которого занимался в течение пяти лет (1895-1899). Пианистическая деятельность Гальстона началась в Лейпциге в 1900, где состоялся его дебют, и в том же году он начал успешное концертное турне. А с 1903 г. он был назначен профессором в Консерватории Штерна в Берлине, в которой он преподавал до 1907 г. Где и как началась его дружба с Бузони – неизвестно. Гальстон, будучи моложе мастера на 13 лет, нико- гда не был его учеником. Вероятно, их знакомство состоялось в тот период, когда оба пианиста жили в Берлине и собственными выступлениями создавали концертную жизнь города. О дружбе музыкантов свидетельствует их переписка, которая продолжалась почти 21 год с августа 1903 по март 1924 г. Именно письма являлись для них «посредником дружбы», в них происходили беседы взаимно увлекательные, побудительные, стимулирующие и способствующие интеллектуальному обмену двух художников. Их общение было, прежде всего, общением музыкантов. Вопросы фортепианной педагогики и интерпретации произведений составляют существенную часть их общих тем для обсуждения. Гальстон и Бузони были родственными душами: оба – книголюбы, эстеты, представители культуры, пианисты и педагоги.

Как артист, музыкант, мыслящий художник он сформировался во многом благодаря влиянию великого итальянского пианиста Ф. Бузони. Был очень известен как в России, так и за рубежом и горячо любим публикой и критиками. Его имя соседствовало на афишах с именами таких выдающихся интерпретаторов как Рахманинов, Скрябин, Корто, Годовский, Гофман и др. В 1904 году немецкая фирма «M. Welte & Söhne» разработала звукозаписывающий аппарат Welte-Mignon (Вельте-Миньон) и начала осуществлять записи, для которых были отобраны только первоклассные пианисты, в том числе и Г. Гальстон. И уже 15.10.1905 пианист записал этюд Шопена op. 10, № 12. Сохранившиеся записи, сделанные на аппарате Вельте-Миньон, весьма несовершенны в плане фиксации качества звучания, как отмечает А. Д. Алексеев, но, тем не менее, при внимательном вслушивании в исполнение, исследователь может выявить немало интересного и полезного. Л. Б. Баяхунова говорит о том, что записи отражают исполнение во многих деталях, и что расшифровки записей Вельте-Миньон позволяют «точно измерить темпы и перевести их в метроном, получить множество других объективных данных о характере и особенностях... исполнения». Кроме записи этюда Шопена, имеются исполнительские комментарии Гальстона к этому же этюду, изложенные в «Рабочей книге». Книга Г. Гальстона была издана в Берлине в 1910 году, в ней представлены 5 программ цикла исторических концертов-монографий, с которыми Гальстон объездил ряд стран в концертном сезоне 1907/08 года. Каждая программа посвящена одному композитору: И. С. Баху, Л. Бетховену, Ф. Шопену, Ф. Листу и И. Брамсу. Опыт работы над этим циклом запечатлен Гальстоном в его трактате. «Рабочая книга» – это практическое руководство, советы молодым музыкантам, взгляд исполнителя и педагога- «консультанта»; она является отражением фортепианной исполнительской культуры рубежа XIX–XX веков.

Игнац Фридман - польский пианист, композитор и музыкальный педагог.

Родился в еврейской семье. Музыкой стал заниматься в раннем возрасте под руководством своего отца — скрипача и кларнетиста театрального оркестра. Позже обучался игре на фортепиано у краковского педагога Флоры Гживинской. В 1900 г. отправился в Лейпциг, где изучал композицию под руководством Гуго Римана, с 1901 г. совершенствовался как пианист в Вене у Теодора Лешетицкого и его ассистентки Мальвины Бре, одновременно изучая теорию и историю музыки у Гвидо Адлера.

С большим успехом дебютировал в ноябре 1904 г. в Вене, исполнив в один вечер фортепианные концерты Брамса, Чайковского и Листа. В течение ряда лет жил в Берлине, с началом Первой мировой войны уехал в Данию, затем в Италию, — гастролируя при этом по всему миру. В 1927 г. в Вене принял участие в фестивале по случаю 100-летия со дня смерти Бетховена, исполнив фортепианные произведения и трио с Б. Губерманом и П. Казальсом.

В 1940 году отправился в концертное турне по Австралии, получив возможность не возвращаться в охваченную войной Европу. Дал последний концерт 24 июля 1943 года в Сиднее, после чего вынужден был оставить сцену из-за болезни руки.

Был известен своей великолепной техникой игры, дал более2800 концертов по всему миру. Сочинил ряд музыкальных транскрипций для фортепиано, салонных миниатюр и камерных произведений. Занимался изданием произведений для фортепиано Шопена, Листа, Шумана.

Оставшиеся от Фридмана записи в совокупности составили шесть дисков. Наиболее высокую оценку специалистов получили записи произведений Шопена и «Песен без слов» Феликса Мендельсона.

Самуил Моисеевич Майкапар родился в 1867 г. в г. Херсоне.

Музыке начал учиться на седьмом году у итальянца Гаэтано Молла в Таганроге. В концертах начал выступать с девятилетнего возраста, а с четырнадцати лет стал пробовать свои силы в области композиции.

По окончании Таганрогской гимназии в 1885 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно — в Петербургскую консерваторию(по классу Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса),  которую окончил в 1893 г.

В 1893—1894 г. уехал в Вену совершенствоваться по игре на фортепиано у проф. Т. Лешетицкого, под руководством которого работал ежегодно по нескольку месяцев до 1898 г. В этот период выпустил в Вене первые два своих опуса: ор. 1 — Шесть немецких романсов для пения с фортепиано и ор. 2 — «Вариации» E-dur для фортепиано.

С 1898 по 1901 г. С. М. жил в Москве. Давал концерты в Москве, Петербурге и в провинции. Выступал в камерных концертах. Давал также концерты и в Германии. Кроме концертной деятельности, С. М. занимался в Москве частными уроками и композицией. За это время вышли в печати ор. 3 — Три прелюдии для фортепиано, ор. 4— «Восемь миниатюр», ор. 5 — «Лирические вариации f-moll», op. 6—Сюита в классическом стиле и ор. 7 — Два романса для пения.

Во время пребывания в Москве (1898—1901 гг.) С. М. работал и в области музыкально-научного исследования. В 1909 г. он выпускает большой труд «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития». Вторым изданием эта книга вышла в 1915 г.

В Москве композитор состоял активным членом и секретарем научно-музыкального кружка под председательством С. И. Танеева.

С 1901 по 1903 г. С. М. работает в музыкальной школе в Твери. Здесь он впервые начинает сочинять художественные произведения для детей и юношества и издает ор. 8 — Восемнадцать маленьких новеллет для фортепиано. Большой успех этих произведений как у критики, так и в широких кругах педагогов и учащейся молодежи содействовал тому, что вплоть до последних дней жизни он уделял особое внимание в своей творческой деятельности этой отрасли композиции, стараясь пополнить своими произведениями детскую музыкальную литературу.

С 1903 по 1910 г. Майкапар жил в Германии, где давал концерты (в Берлине, Лейпциге и в других городах), преподавал и занимался композицией. За это время вышли в печати в различных издательствах России и Германии opus’ы с 9-го по 15-й для пения и для фортепиано соло.

Осенью 1910 г. С. М. получает предложение от А. К. Глазунова вступить в число преподавателей по фортепиано в Петербургскую консерваторию, оставляет Германию и переезжает в Петербург.

Здесь он в 1912 г. получает звание старшего преподавателя, а в 1915 г. — звание профессора.

На протяжении двадцати лет педагогической деятельности в консерватории (1910—1930 гг.) Майкапар одновременно непрерывно занимается композицией, научно-исследовательскими работами и концертирует. В этот период выходят в свет opus’ы от 16-го до 28-го, в том числе для детей и юношества — «Театр марионеток» (Дивертисмент из семи номеров), «6 колыбельных сказочек», «Соната для юношества» и «Бирюльки» (28 пьес); из крупных произведений — Соната ор. 19 в издании Беляева, «Вариации E-dur», «Мимолетные мысли» (2 серии) и др.

К тому же периоду относятся и научно-исследовательские труды (в рукописи): «О художественном музыкальном ритме», «О фортепианной технике», «О методах разучивания музыкальных произведений на основе исследования процесса их усвоения» и доклады «Об абсолютном слухе по Отто Абрагаму», «О сиамской музыкальной системе по проф. Штумпфу и ее значении для оправдания целесообразности нашей равномерной темперации», «Исследование фортепианной педали» и «Научная организация труда в применении к работе музыканта-исполнителя».

Будучи большим знатоком творчества Бетховена, в 1927 г., в 100-летнюю годовщину смерти этого гениального композитора, С. М. Майкапар дал в Ленинграде в Малом зале консерватории семь вечеров, на которых с исключительным мастерством исполнил последовательно все тридцать две сонаты Бетховена.

В том же 1927 г. выходит в свет его книга «Значение творчества Бетховена для нашей современности» с предисловием А. В. Луначарского.

В 1930 г. Майкапар уходит из консерватории и посвящает себя почти исключительно творческой работе — композиции, игре и научным трудам.

В начале 1938 г. Майкапар закончил и сдал в печать книгу «Годы учения». Одновременно с этой книгой композитор в последние годы своей жизни работал над трудом под названием «Музыкально-исполнительское художественное творчество».  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.