|
|||
Источники предпринимательского права.3. Источники предпринимательского права. Источник предпринимательского права - это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил. Выделяют следующие виды источников предпринимательского права: 1) нормативный правовой акт: - Конституция РФ; - Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.; - Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом: а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности: - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности»; б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка: - Закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ред. от 29.11.2010 г.; - Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в ред. от 27.07.2010 г.; в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов: - Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 28.12.2010 г.; - Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от 28.12.2010 г.; г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности: - Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ « О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 08.05.2010 г.; - Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. от 28.12.2010 г.; - Подзаконные акты: а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.); б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.); в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.); - Нормативные правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. - Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество. 2) Обычаи - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ). Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.). Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством. 3) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие: - Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.; - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; - Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.; - Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА 2010);
|
|||
|