Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кулешова Полина. группа. Тема 1: введение в антимонопольное право. Семинар 1. Вопрос 1. Вопрос 2



Кулешова Полина

344-1 группа

Тема 1: введение в антимонопольное право

Семинар 1

 

Вопрос 1

Антимонопольное (конкурентное) право – это комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии. Главным органом регулирования в России является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Вопрос 2

 

Предметом конкурентного права являются отношения по защите и развитию конкуренции, а именно: отношения по пресечению актов, действий и соглашений, приводящих к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, а также отношения, в том числе процедурно-процессуальные, по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.

Метод конкурентного права можно определить как совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется регулирование отношений, входящих в предмет конкурентного права.

В праве выделяются два основных универсальных способа регулирования общественных отношений, используемых в той или иной мере большинством правовых отраслей права, — императивный и диспозитивный.

Императивный способ предполагает наличие обязательных для исполнения субъектами предписаний в отсутствие свободы выбора поведения в конкретной ситуации.

Диспозитивный способ предполагает установление запретов определенного поведения с предоставлением свободы в поведении субъектов, не запрещенном законодательством.

Метод конкурентного права характеризуется следующими особенностями.

1. Централизованное регулирование отношений в сфере защиты конкуренции на федеральном уровне и запрет регулирования этих отношений на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне (уровне местного самоуправления). Как уже говорилось выше, согласно ст. 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции» и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции. Отношения, связанные с защитой конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

2. Предоставление свободы действий хозяйствующим субъектам на товарных рынках, ограниченной необходимостью защиты конкуренции. Основой конституционного строя Российской Федерации является гарантия единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ).

3. Специфика способов защиты конкуренции. К особенностям метода конкурентного права можно отнести и специфические способы защиты конкуренции.

Вся система конкурентного (антимонопольного) законодательства направлена на обеспечение защиты конкуренции. При этом в зависимости от характера возникающих угроз эффективному функционированию товарных рынков и конкуренции в конкурентном праве выделяют гражданско-правовые, административные и уголовно-правовые способы защиты конкуренции.

Вопрос 3

В зависимости от вида конкретного правоотношения в число субъектов конкурентного права могут входить:

  • — хозяйствующие субъекты и их должностные лица;
  • — органы государственной и муниципальной власти и их должностные лица;
  • — антимонопольный орган и его должностные лица;
  • — юридические и физические лица, не являющиеся хозяйствующими субъектами.

Соответственно, в круг субъектов конкурентного права входят лица, которые наделяются специальными правомочиями и (или) на которые возлагаются специальные обязанности, оказывающие влияние на конкуренцию, и которые несут при этом специальную ответственность на невыполнение указанных обязанностей.

При этом в круг субъектов конкурентного права входят как хозяйствующие субъекты — конкуренты, осуществляющие деятельность в пределах одного товарного рынка, так и хозяйствующие субъекты, либо находящиеся по отношению друг к другу в «вертикальной» зависимости (например, поставщик и покупатель), либо действующие на разных товарных рынках.

Кроме того, среди хозяйствующих субъектов выделяются отдельные лица, обладающие специальным статусом, — хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке.

В ряде случаев самостоятельным субъектом конкурентного права может выступать особое объединение хозяйствующих субъектов — группа лиц.

Среди хозяйствующих субъектов также выделяются лица, оказывающие финансовые услуги, а именно: кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Органы государственной и муниципальной власти приобретают статус субъекта конкурентного права в случае совершения действий или принятия актов, оказывающих влияние на состояние конкуренции на рынке. Иная деятельность таких органов, связанная с выполнением государственных функций, находится за пределами регулирования конкурентного права.

Юридические и физические лица, не являющиеся хозяйствующими субъектами, входят в число субъектов конкурентного права в основном в случаях обращений в антимонопольный орган:

  • — с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства;
  • — ходатайством о даче согласия на заключение сделки, подлежащей антимонопольному контролю, или направлении уведомления о такой сделке.

Вопрос 4

Антимонопольная политика — комплекс государственных мер, обеспечение условия для рыночной конкуренции, а также против чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

 

Основными целями антимонопольной политики в РФ является, во-первых, оптимизация экономической структуры рынка, необходимая для поддержания малого предпринимательства и формирования конкурентной среды, во-вторых, корректировка экономических результатов, т. е. устранение административных межрегиональных барьеров, запрет на огранивающие конкуренцию и акты.

 

Главное значение антимонопольного регулирования — это ограничение рыночной власти, для того, чтобы увеличить объемы выпуска и снизить цены

 

В России антимонопольное регулирование представлено в 2-х методах:

 

1. Прямой метод — метод, включающий меры по устранению или предупреждению монопольного положения отдельных субъектов на рынке.

2. Косвенный метод — финансово-кредитные методы, необходимые для предупреждения и преодоления монополии в экономике.

 

Система мер антимонопольной политики:

 

1. Законодательные меры — к ним относится:

‒ ограничение контроля над рынком, контроль за слияниями;

‒ запрет соглашений о ценах, контроль за соглашениями об использовании продукции;

‒ запрет соглашений о разделе рынков, запреты на установление розничных цен;

‒ определение набора представляемых услуг, запреты соглашений о предоставлении исключительных прав.

 

2. Экономические меры — к ним относится:

а) Косвенное регулирование:

‒ налогообложение продукции;

‒ налогообложение сверхприбылей;

б) Прямое регулирование:

‒ установление «потолков цен»;

‒ установление предела нормы прибыли.

 

30 июня 2004 г. Правительством РФ был утверждён федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, названный Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС).

 

Основные функции ФАС:

‒ контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

‒ надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

‒ надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

‒ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд;

‒ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

 

Антимонопольное законодательство.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году — закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года. Настоящий Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории РФ и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

 

Основные нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства, действующие на сегодняшний день:

1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

2. Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

3. Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

 

В заключении стоит отметить, что антимонопольная политика выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, т. к. создает условия для роста конкурентоспособности отечественных производителей и роста экономики в целом. Но при этом следует обратить внимание на то, что эффективность антимонопольной политики напрямую зависит от развитости национальных рынков и от объективности государственной экономической политики.

 

Вопрос 5

В соответствии со ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодательство) основывается на Конституции РФ, ГК и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эти отношения могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Таким образом, выстраивается определенная иерархия нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции:

  • 1) Конституция РФ;
  • 2) международные договоры;
  • 3) ГК;
  • 4) Закон о защите конкуренции;
  • 5) иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции;
  • 6) постановления Правительства РФ в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
  • 7) нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Единственной ремаркой может быть указание на то, что применительно к антимонопольному регулированию федеральные законы можно разделить на две группы: а) законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции; б) законы, регулирующие отношения, оказывающие влияние на состояние конкурентной среды.

Источниками конкурентного права являются: нормативные правовые акты; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; обычаи делового оборота; требования добропорядочности, разумности и справедливости.

 

Вопрос 6

 

Программа развития конкуренции в Российской Федерации была принята распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 №691-р со сроками исполнения плана мероприятий по реализации Программы на 2009-2012 годы.

 

Итоги реализации Программы были обобщены Минэкономразвития России, кроме того, Минэкономразвития России совместно с ФАС России обобщили итоги реализации региональных программ развития конкуренции.

 

По данным Минэкономразвития России из 71 мероприятия, включенного в план мероприятий Программы, полностью реализованы 62 (87%). Нереализованные мероприятия касаются в первую очередь сферы естественных монополий и вопроса о разграничении полномочии между ФАС России и ФСТ России.

 

При обсуждении итогов реализации Программы на ведомственном и правительственном уровне были выявлены недостатки ее реализации, в том числе отсутствие показателей эффективности мероприятий, формальные ключевые результаты и недостаточное взаимодействие с бизнесом. Выявленные недостатки не умаляют определенных положительных результатов, достигнутых в сфере совершенствования правового поля рынка, в создании необходимых условий и благоприятной среды для ведения бизнеса.

 

В Докладе дается характеристика основных итогов реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации, приводятся примеры реализации регионами мероприятий, содействовавших созданию условий для развития бизнеса и конкуренции и дается характеристика плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2579-р

 

Вопрос 7

 

Определение товарного рынка, в свою очередь, дано в пункте 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции и под ним понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Основными этапами проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке являются;

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), за исключением случая, предусмотренного в пункте 12.5 настоящего Порядка;

и) оценка состояния конкуренции на товарном рынке;

к) составление аналитического отчета.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке необходимо осуществлять в указанной Порядком последовательности, так как качество реализации последующих этапов напрямую зависит от реализации предыдущих.

Существуют два вида анализа рынка по временному интервалу исследования;

1) ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, в рамках которого исследуются характеристики товарного рынка, которые сложились исключительно до момента проведения анализа;

2) перспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке - исследуются существующие на момент приведения исследования характеристики товарного рынка и анализируется воздействие, которое окажут подконтрольные действия на состояние конкуренции.

Правильное определение продуктовых, равно как и географических границ товарного рынка, имеет ключевое значение при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

При определении продуктовых и географических границ товарного рынка следует обратить внимание на судебную практику, согласно которой неправильно установленные продуктовые и географические границы товарного рынка могут привести к недостоверным выводам об определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, уровни концентрации товарного рынка4.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.


Предусмотрено, что процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Процедура установления географических границ товарного рынка заключается в поэтапном исследовании возможностей покупателей приобрести товар на определенной территории и отсутствии такой возможности за ее пределами, предполагает необходимость проведения последовательной оценки полученных из различных источников сведений об условиях обращения товара на соответствующей территории, ограничивающих экономические, технические или иные возможности его приобретения покупателями.

 

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок),

Вместе с тем, географические границы товарного рынка могут и не совпадать с административно-территориальным делением Российской Федерации и определятся, например, границами пролегания сетей или расположения иных объектов инфраструктуры.

Вопрос 8

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

· естественная монополия;

· искусственная монополия;

· открытая монополия;

· государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

· ценовое маневрирование;

· хозяйственный бойкот;

· демпинг цен;

· промышленный шпионаж;

· спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

· субъект монополии (монополиста);

· товарные границы монопольного рынка;

· формы контроля и регулирования его деятельности;

· компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Вопрос 9

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

 


 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.