|
|||
ХОД ЗАНЯТИЯ
Конспект интегрированного занятия, посвященного творчеству русского композитора П. И. Чайковского. Ольга Шишкина Цель:Знакомить детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского. Приобщать детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре. 1. Задачи по музыкальному воспитанию: Слушание Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления. Продолжать учить детей различать и узнавать знакомые произведения, называть любимые. Различать и называть танец /вальс/, марш, песню, учить детей определять характер произведения. Музыкально - ритмические движения Закреплять умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответ- ствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами. Пение Учить детей петь выразительно, правильно передавая мелодию, закреп- лять умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Игра на музыкальных инструментах Учить детей играть на различных музыкальных инструментах, точно пере- давая ритмический рисунок, учить различать звуки по длительности / длин- ные и короткие/. Развивать у детей слуховой контроль: умение вслушиваться в свою игру и прислушиваться к игре товарища. 2. Задачи по развитию речи: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из опыта. Словарная работа: Обогащение словаря: балет, симфонический оркестр. Активизация словаря: композитор, вальс, марш. Предварительная работа: Музыкальное воспитание: Прослушивание в сd и dvd дисках: 1. Музыкально-литературная композиции «Спящая красавица». 2. Композиции «Лебединое озеро». / просмотр слайдов. / 3. Произведений из детского альбома. 4. Знакомились с музыкой цикла «Времена года». 5. Посетили музыкальную школу с целью знакомства с музыкальными ин- струментами, ансамблями. 6. Знакомились с пьесой «Камаринская» и подыгрывали на муз. инстр-тах. 7. Танцевали и импровизировали движения вальса. 8. Познакомились и разучили песню П. И. Чайковского. Развитие речи: 1. Знакомились с биографией композитора. 2. Чтение рассказов: «Детство Чайковского» И. Кунин. «Детский альбом» Г. Абромян. 3. Составление альбома о творчестве П. И. Чайковского. 4. Отображение детских впечатлений в рисунках. 5. Составление рассказов по произведениям П. И. Чайковского. 6. Рассматривание иллюстраций к произведениям. ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель: - Вы, наверное, помните, как начинается стихотворение А. Мая- ковского «Что ни страница, то слон, то львица» «Открывай страницу дверь». За этой дверью прячется что-то, пока еще вам неизвестное. Сейчас вы откроете ее – и попадете или в сказочное королевство, или на борт корабля, на котором поплывете в дальние моря и океаны, а может быть, вы попадете в сказочный мир музыки. Полной тишины в том мире, куда вы сейчас попадете, никогда не бывает, потому что там живут звуки, но только не простые, а музыкальные. А музы- кальным звукам всякий посторонний шум очень и очень мешает. Если вы подружитесь с ними, они придут к вам на праздник. Словом, они сделают вашу жизнь интереснее и веселее. Но иногда, в этом звучащем мире вам нельзя будет ни петь, ни танцевать, вы будете только слушать. Слушать музыку! Итак: открываем дверь. Впрочем, постойте, а как же ее открыть, если нельзя ни звонить, ни стучать? Очень просто: вот вам ключ. Вы, конечно, зна- ете, что это ключ музыкальный, а многие знают, что он называется- скрипич- ным. Сейчас он поможет открыть нам эту дверь. И пусть зазвучит музыка! /звучит музыка/ Теперь смело открывайте дверь. Добро пожаловать в страну музыки! /дети с воспитателем входят в музыкальный зал/. Приглушенно звучит пьеса «Апрель» из «Времен года» П. И. Чайковского. Муз. руководитель: - Дети, чей портрет вы видите здесь? /ответ детей/ - Почему мы украсили этот портрет? /ответ детей/ М. Р. : - Да, сегодня мы с вами празднуем день рождения великого русского композитора, который родился очень давно /173 года назад/. Это - Петр Ильич Чайковский. Тихо, тихо мы присядем Входит музыка в наш дом. /дети тихо садятся/ М. Р. : - Сегодня мы будем говорить о творчестве П. И. Чайковского, слушать его музыку, петь его песни и танцевать. М. Р. : - Ребята, а какое сейчас время года? /весна/ - А месяц? /апрель/ - И П. И. Чайковский посвятил этому месяцу пьесу, которую так и назвал «Апрель». И сейчас вы ее слышали. Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как-бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко, легко и хочется, то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. - Сегодня я принесла сюда ваш альбом, который вы делали, собирали, составляли к этому дню, чтобы вместе с вами вспомнить о русском компози- торе Л. И. Чайковском. Пролистаем несколько страниц альбома. /показывает 1 страницу: портрет/ Музыке он учился в Петербурге. Позже переехал в Москву, где учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку. - Ребята, а что вы знаете о детстве Л. И. Чайковского? 2 страница: - А что вы видите здесь? /концертный зал/ Да, это концертный зал. В Москве, в центре города, есть зал и улица, которые носят имя великого композитора, есть и город Чайковский. 3. Открываем следующую страницу альбома. Что здесь? /оркестр// Дня не проходит, чтобы по радио или по телевидению не звучали произве- дения П. И. Чайковского. Он сочинял и маленькие пьески и большие произ- ведения, которые исполняли столько иного музыкантов. Вы видите симфо- нический оркестр. - Какие произведения П. И. Чайковского вы знаете, которые исполняет сим- фонический оркестр? 4. Памятник композитору- 4 страница. Давно нет П. И. Чайковского. Но память о нем жива. На его Родине в г. Воткинске, а теперь г. Чайковском есть памятник великому русскому компо- зитору П. И. Чайковскому. Воспитатаель: - Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна, всегда правдива. Дети слушайте музыку П. И. Чайковского, любите ее. Она сделает вас духовно богаче и чище. М. Р. : - Сегодня мы будем слушать произведения из «Детского альбома» Чайковского. I. - Послушайте пьесу, которая вам уже знакома. /звучит «Болезнь куклы»/ - Как она называется? - Что изображает музыка? - Какой у нее характер? - А теперь другое произведение. - /звучит «Новая кукла»/ - Что изменилось в музыке? - О чем рассказывает она? - Правильно, нет жалобных интонаций, музыка светлая, радостная. II. Чайковский проявлял глубокий интерес к жизни детей. Он подарил детям множество прекрасных мелодий. Петр Ильич не раз бывал в с. Камен- ка, где жили его родные. Одному из племянников Володе, он посвятил дет- ский альбом, но подарил его всем ребятам на свете. /показ альбома/. Когда Петр Ильич приезжал в Каменку, что начнется веселье, игры, тан- цы, даже спектакли. Именно здесь, в Каменке, была впервые поставлена сказка «Лебединое озеро» с музыкой и танцами. - О чем рассказано в сказке? - В балете у лебедей есть своя мелодия. Вот эта мелодия. /проигрывает/. - А теперь прозвучит вальс из «Лебединого озера» /смотрим по dvd/. - Дети, а какой характер у вальса? М. Р. напоминает, что при исполнении танца-вальса движения должны быть мягкими, плавными, кружения - неторопливыми, руки – нежными, ласковы- ми. /дети слушают «Наталия – вальс»/ При повторении музыки танцуют, берут ленты и импровизируют движения вальса. III. А сейчас мы проведем музыкальную викторину «Узнай музыку». М. Р. берет три иллюстрации /воспитатель ставит/. Сейчас вы услышите произведение. Послушайте внимательно и найдите иллюстрацию, которая подходит к данной музыке. 1.»Марш деревянных солдатиков». 2. «Песня жаворонка». - А теперь послушайте и назовите название произведения. 1. Определяют иллюстрацию. 2. Называют его. IV. Петр Ильич много путешествовал, он бывал во Франции и Италии, в Америке и Германии, слушал там народные песни, запоминал их и записы - вал. - Послушайте «Немецкую песенку» . Это песенка – танец. Она напоминает вальс. Его танцевали парами, кружась. На сильную долю танцору сильно ударяли ногой об землю. /исполняется «Немецкая песенка»/ 1. Сколько в этой пьесе частей? (две). 2. А какие они? (громкая и тихая). 3. Повторяются ли части? (да, 1часть). 4. Этот танец – вальс. А как же он считается? (на 1,2,3). Давайте прохлопаем в ладоши ритм танца: 1ч. – тихо, 2ч. – громко. И еще раз, но теперь с музыкальными инструментами. М. Р. : - А сейчас, давайте возьмем инструменты и подыграем целым оркестром, импровизируя. Звучит «Камаринская» П. И. Чайковского. 1 ребенок: Концерт окончен, Музыка затихла. Но так ли это? Кажется, сейчас Вновь я услышу Сказочные звуки, И будут долго, долго, Еще звучать они для каждого из нас! 2 ребенок: И каждый день с волненьем будем ждать, Когда откроем дверь в страну мелодий, Ключом скрипичным отомкнем опять! Дети исполняют песню «Осень» П. И. Чайковского. М. Р. : - Наша встреча, посвященная творчеству П. И. Чайковского, заканчивается. Спасибо за то, что вы полюбили музыку Чайковского.
|
|||
|