Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Преподаватель Глущенко Алёна Эдуардовна, почта: alena-belimenko@mail.ru



Преподаватель Глущенко Алёна Эдуардовна, почта: alena-belimenko@mail.ru

ВК: https://vk.com/id156148406

Конспект урока по основам предпринимательской деятельности

03.05.2021 г.

Группа №5 специальность «Механизация сельского хозяйства» 1 курс.

Тема урока: «Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.»

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Номер урока: 86.

Цель урока: характеризовать церковную атмо­сферу СССР в послевоенную эпоху; назвать причины, способст­вующие формированию неофициального искусства.

 

План.

1.Развитие науки и культуры в первые послевоенные годы.

А) Исторические условия развития культуры этого времени.

Б) Литература.

В) Искусство.

Г) Наука.

2.Духовная жизнь в период оттепели

А) Исторические условия развития культуры этого времени.

Б) Литература.

В) Искусство.

Г) VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Д) Наука.

3.Отступление от оттепели.

А) Исторические условия развития культуры этого времени.

Б) Литература.

В) Искусство.

Г) Наука

 

На протяжении двух послевоенных десятилетий в духовной жизни советского общества произошли глубокие изменения. Эпоха жесточайшего контроля над всеми формами творческой деятельности конца 1940-х - начала 1950-х гг. сменилась «оттепелью» - границы дозволенного значительно раздвинулись, в стране активизировался процесс формирования духовной оппозиции правящей партийной верхушке.

Одной из характерных черт эпохи стало сосуществование двух пластов культуры - официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культуры.

Последовали постановления ЦК ВКП(б), содержавшие резкую критику репертуаров драматических театров. Некоторых режиссеров обвинили в национализме или искаженном отражении советской действительности, критиковали сатирический журнал «Крокодил». В печати и на организованных партийным активом собраниях трудовых коллективов огульно осуждалось творчество писателей А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко (слайд 10), композиторов Д. Д. Шостаковича и В. И. Мурадели, кинорежиссеров С. М. Эйзенштейна, С. А. Герасимова и др. Их произведения оказались закрыты для широкой публики.

Литература не случайно попала в центр внимания властей. В силу отсутствия в России возможностей публичного обсуждения политических проблем дискуссии вокруг художественных произведений неизбежно приобретали широкое общественное звучание, затрагивая оценку деятельности правящих кругов.

Отношение властей было одобрительным к тем писателям, в произведениях которых воссоздавались яркие страницы отечественной истории, связанные с подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, массовыми народными движениями, Гражданской войной, трудовыми свершениями в годы первых пятилеток. Большой популярностью пользовались произведения М. А. Шолохова, М. М. Пришвина, Э. Г. Казакевича, Л. М. Леонова, К. А. Федина, А. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и др.

СССР представлено пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению. Об этом говорят песни тех лет: «Кипучая, могучая никем непобедимая», «И врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом». Аналогичные настроения отличали повесть Николая Шпанова «Первый удар» роман Петра Павленко «На Востоке», вышедшие огромными тиражами. Эти произведения отражали сталинскую военно-политическую доктрину, которая в результате поставила армию и страну на край гибели.

Ведущей темой прозы была защита отечества. Тема и условия времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Эти небольшие произведения печатались в газетах, их мог прочитать каждый. Хорошо были известны очерки Ильи Эренбурга, Алексея Толстого, Михаила Шолохова, Василия Гроссмана, видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, героями произведений были не полководцы, а простые люди, как и любой читатель газеты.

Большое место принадлежит жанру рассказа. Их писали К. Симонов, М. Шолохов, Н. Соболев. Характерной была циклизация рассказов, объединенных общей темой, общим героем, образом повествователя. Алексеем Толстым написан цикл рассказов «Рассказы Ивана Сударева». От имени главного героя звучит мысль: «Ничего… Мы русские». Это рассказы о человеке на войне, о стойкости и о храбрости. Завершающий цикл рассказ имеет многозначительное название «Русский характер».

Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние, которое было неоднозначное. С одной стороны, великая победа в жестокой войне воспринималась как свидетельство нерушимости идей социализма и коммунизма, верности избранного пути, чувство ответственности за судьбу Родины, но все это позволило увидеть, что не все так хорошо и справедливо в стране.

Наиболее значительными книгами, оказавшими влияние на художественное сознание, явились два произведения 1946 года – «Звезда» Эммануила Казакевича, героико-романтическое, обладающее склонностью к идеализации, именно эта линия стала основной в послевоенном соцреализме. И произведение Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», представляющее собой программное произведение психологического натурализма, который отталкивается от народных изображений войны, от идеологических стереотипов. Эта повесть свободна от казенного оптимизма, ура-патриотизма. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты.

Начавшийся после смерти И.В. Сталина период некоторого ослабления жесткого идеологического контроля над сферой культуры и перемен во внутренней и внешней политике вошел в отечественную историю под названием «оттепель». Понятие «оттепель» широко используется как метафора для описания характера изменений в духовном о климате советского общества после марта, 1953 г.

Доклад Хрущева на XX съезде КПСС произвел ошеломляющее впечатление на всю страну. Он обозначил рубеж в духовной жизни советского общества — до и после

XX съезда. Осмысление и обсуждение прозвучавших в докладе оценок разделили людей на сторонников и противников критики Сталина и разоблачения культа личности, на «обновленцев» и приверженцев продолжения сталинской политики.

После XX съезда прямое идеологическое давление на сферу культуры со стороны партийного руководства стало несколько ослабевать. Период «оттепели» охватил примерно 10 лет. Но были отступления от либерализации режима.

Как жить с грузом ответственности за прошлое и как изменить жизнь, не допустить повторения трагедии и массовых репрессий, огромных лишений и жесткого диктата над сферой духовной жизни — все это широко обсуждалось в обществе.

В живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр.

В 1950 году коллективом авторов (Борис Иогансон и находившиеся под его руководством Василий Соколов, Дмитрий Тегин, Наталья Файдыш-Крандиевская, Никита Чебаков) была создана масштабная картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» о выступлении в 1920 году в здании Ленкома. «В трактовке этого факта вновь проявилось присущее Иогансону ранее стремление к повествовательной режиссуре в изображении события. Зритель как бы присутствует при происходящем, он там, где кулисы; он охватывает своим взглядом все простраство». Эта картина стала одной из эталонных.

Владимир Серов, «наследник» Бродского, решал ленинскую тему по-другому. В 1950 им написана картина «Ходоки у Ленина» — историческое событие приобрело жанровый характер, оттенок натуралистичности, фотографичности.

Непосредственность и достоверность картины «Весна», ее метафорическая символика поставили Пластова в один ряд с художниками более молодого поколения – поколения «оттепели». Изображение обнаженной женщины с девочкой под открытым небом и медленно падающими хлопьями снега в притворе старой деревенской бани было воспринято как образ обновления жизни, ее красоты и правды.

В 1957 в Москве открылась персональная выставка работ испанского(слайд.) художника П. Пикассо. В 1956 г. состоялась выставка Пикассо в ГМИИ; (слайд)в 1957 - выставка работ современных зарубежных художников в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; в 1958 - выставка американских абстракционистов в выставочном комплексе в Сокольниках; в 1960 - "Живопись Великобритании 1700 - 1960" в ГМИИ; в 1961 - выставка современных французских мастеров в Сокольниках. Молодое поколение художников увидело "другое искусство, не похожее на то, что вдалбливалось в художественных училищах" (Генрих Сапгир). Под впечатлением увиденного некоторые молодые художники переосмыслили свой дальнейший путь в искусстве, для многих это был толчок к началу творчества. Оказалось, можно делать то, что хoчешь и рисовать, как видишь. Но этот порыв не нашел понимания у представителей соцреализма, и зрители не имели возможности познакомиться с их работами, просто не подозревая об их существовании.

Советскому зрителю представилась возможность познакомиться с произведениями современного американского, французского и английского искусства. Определенную информацию о зарубежной культурной жизни можно было почерпнуть также в иностранных журналах, издававшихся на русском языке, и в иностранной прессе, представленной в крупных библиотеках.

Какие исторические события повлияли на формирование культуры этого времени?

1.Упрочив свою власть благодаря «оттепели» и поддержке интеллигенции, Н. С. Хрущев взял курс на ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны.

2.В практику вошли регулярные встречи первых лиц партии и государства с писателями и художниками, на которых им указывалось, какие явления общественной жизни и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки, подвергались осуждению.

3. XXI съезд партии (1959 г), провозгласивший полную и окончательную победу социализма в СССР, декларировал переход к созданию коммунистического общества.

4. XXII съезд партии (1961 г), принявший Новую программ, определявшую черты коммунистического общества.

5. Карибский кризис.

1. Литература:

· Реабилитация деятелей культуры и их творчества:

Зощенко, Ильф и Петров, Ахматова, Цветаева и др.

· Смягчение цензуры. 1962г. – опубликование повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

· Издание новых журналов: «Москва», «Нева»,

«Юность», «Новый мир» и др.

· Новые темы в литературе, новые герои. «Лейтенантская» и «деревенская» проза: Быков, Симонов, Васильев, Бондарев, Белов, Распутин, Абрамов и др.

· Поэты-шестидесятники: Вознесенский, Евтушенко, Рождественский и др. Их стихи и выступления перед зрителями.

· Зарождение бардовского движения: Визбор, Окуджава, Галич и др.

1956г. – выставка картин Пикассо

1957г. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве

1958г.- Международный музыкальный конкурс имени Чайковского.

Домашнее задание: выписать в тетрадь лекционный материал. Записать в тетрадь понятия:

«Оттепель» в духовной жизни СССР- это____________________________________________.

 

!!! Ребята, конспект данного материала выполняете в тетради, фотографируете и отправляете мне в ВК до 14:20.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.