Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вступление, основание и происхождение названия



 

                                 Индивидуальный проект по истории

   
      Тема: «История города Лиссабон: путь длиною в тысячелетия».

 

                                                                                 Ученика

                                                                                 11 класса

                                                                                 МБОУ Гимназии №3

                                                                                 Пряхина Владислава Алексеевича

 

Цель проекта: проследить историю сегодняшней столицы Португалии с древних времён до наших дней.


Задачи проекта:

1. Описать историю Лиссабона

2. Дать представление о городе в каждый период его истории

3. Сделать вывод.

 

 
                            История города Лиссабон: путь длиною в тысячелетия.

                                                                 Содержание

 

1.Вступление……………………………………………………………………………..............4

2.1. Доримский период…………………………………………………………………………4

2.2. Римский период……………………………………………………………………………. 5

2.3. Средневековье………………………………………………………………………….........6

2.4. Новое Время…………………………………………………………………...................7 - 8

2.5. Современность…………………………………………………………………………...8 - 9

3. Заключение…………………………………………………………………………………...10

 

 

                     
                           

                            Вступление, основание и происхождение названия


В данной работе рассказывается об истории города Лиссабон с первых моментов его существования по современность. За это время он претерпел много изменений, много пережил, но достигнутые когда-то патриархальная неторопливость, атмосфера и самобытность города на реке Тежу (той самой реке, на которой стоит и Толедо) в практически полной мере сохраняются до сих пор, не испорченные даже технологиями и инновациями, что менее присуще многим другим историческим европейским городам. Хотелось бы рассказать больше об этой замечательной столице на краю света. В I веке до н. э. на месте современного Лиссабона располагался римский лагерь, основанный Юлием Цезарем и названный в его честь Фелицитас-Юлия — «Счастливая Юлия». Но в начале нашей эры город упоминается уже под названием Ulisea, этимология которого не установлена. Некоторые лингвисты, пытаясь интерпретировать топоним, приписывали основание города мифологическому герою Гомера Одиссею (другое имя - Улисс). Существует также гипотеза, выводящая топоним из финикийских основ: ippo - ограда, первый компонент неясен. В дальнейшем название встречается в формах: Olisippo, Olisippona, Lisabon, арабское al Osbuna, затем Liäbuna, современное Lisboa, русское традиционное Лиссабон, реже Лисабон. В дальнейшем, с течением времени, поселения разрасталось, в конце концов дорастя до города.

 

                                                 Доримский период


Во времена неолита этот регион был населён докельтскими племенами, которые возводили религиозные и погребальные монументы, мегалиты, дольмены и менгиры, часть из которых до сих пор сохранились на окраинах Лиссабона. Кельты прибыли сюда в 1 тысячелетии до н. э. и, смешавшись с местным доиндоевропейским населением, положив начало кельтоязычным племенам кемпсов. Результаты археологических раскопок дают основания утверждать о присутствии в этом районе финикийцев с 1200 г. до н. э. Существует мнение, что в центре современного города, на южном склоне Замкового холма, мог находиться финикийский торговый порт, где финикийские суда, направлявшиеся на север, могли пополнять запасы продовольствия. Это место, как предполагают, могло именоваться «Alis Ubbo» (благословенная бухта) из-за удобного портового укрытия, которое было образовано правым рукавом реки Тежу.


                                               
                                                        Римский период


После победы над Ганнибалом в череде Пунических войн, римляне вознамерились лишить Карфаген его наиболее значимого владения — Испании (Иберийского полуострова). Войска Карфагена в Восточной Испании были разгромлены Сципионом Африканским, что позволило консулу Дециму Юнию Бруту Каллаику усмирить запад и подписать мирный договор. Децим заручился поддержкой Олиссипо (который отправил людей на битву вместе с римскими легионами против северо-западных кельтских племён) и включил его в состав империи как Municipium Cives Romanorum Felicitas Julia (Муниципиум Цивес Романорум Фелицитас Юлия). Местные правители получили право самоуправления на территории города и в радиусе 50 километров от него; освобождённые от налогов, его жители получили римское гражданство. Затем эта территория была включена в состав римской провинции Лузитания (чьей столицей стала Эмерита Августа (современная Мерида, Эстремадура, Испания). Налёты и мятежи лузитанов обусловили необходимость возведения вокруг города стены. Во времена правления Октавиана Августа римляне также построили большой театр; кассианские бани (под Rua da Prata); храмы Юпитеру, Диане, Кибеле, Тефиде и Idea Phrygiae (малочисленный культ из Малой Азии), не считая храмов императору, большой некрополь под Praça da Figueira (площадь Фигейры), большой форум и инсулы (многоэтажные жилые дома) между Замковым холмом и исторической частью города. Многие из этих руин были впервые раскопаны в середине XVIII века (в это же время велись активные раскопки Помпей, что способствовало росту интереса высшего общества к римской археологии).

 

Город расцвёл, когда удалось решить проблему пиратства. С приходом технологического прогресса Felicitas Julia стал центром торговли с римскими Британией (в частности, с Корнуоллом) и Рейном. Процветающий Олиссипо прославился как место производства гарума (рыбного соуса, популярного среди всех сословий империи, доставлявшийся в Рим в амфорах), вина, соли, а также как место разведения лошадей. Римский дух и культура проникали всё глубже во все сферы жизни. Город был соединён широкой дорогой с двумя другими крупными городами Западной Испании — Бракарой Августой (современная Брага, Португалия) в Тарраконии и Эмеритой Августой (современная Мерида, Испания), столицей Лузитании. Город управлялся олигархическим советом, в котором главенствующую роль играли две семьи — Julii и Cassiae, хотя управление регионом осуществлялось римским губернатором Эмериты либо напрямую императором Тиберием. Помимо латиноязычного большинства в городе также проживало заметное количество греческих торговцев и рабов. Олиссипо, как и большинство городов на Западе империи, стал центром распространения христианства. Первым епископом стал Потамий (около 356 года). Среди мучеников времён гонений на христиан можно отметить Евлалию и Юлию. К моменту падения Рима Олиссипо уже был крупным оплотом христиан. После распада Римской Империи стали происходить набеги варваров — между 409 и 429 годами город последовательно занимали то сарматы, то аланы, то вандалы. Германцы-свевы, основавшие в Галлеции своё королевство со столицей в Бракаре Августе, также распространили свою власть на территорию Лиссабона и удерживали её до 585 года.
 В 585 году королевство свевов было включено в состав вестготского королевства Толедо, занявшего весь Иберийский полуостров, с тех пор город стали называть Улишбона.

 

                                                      
                                                        Средневековье


6 августа 711 года Лиссабон был захвачен мусульманами Завоеватели, по большей части берберы и арабы из Северной Африки и Среднего Востока, возвели множество мечетей и домов, восстановили городскую стену (известную как Cerca Moura) и установили административный контроль, позволявший разнородному населению (муваллады, мосарабы, берберы, арабы, евреи, и др.) сохранить привычный для себя уклад жизни. С тех пор мосарабский стал одним из родных языков для большей части христианского населения. Ислам был официальной религией арабов, берберов, занджи, скалиба и мулади; христианам было разрешено проживать, сохраняя свою религию в статусе зимми, за что им приходилось платить специальный налог (джизья), однако во всех остальных вопросах — праве собственности, долговых обязательствах и при заключении договоров — христиане и евреи были равны с мусульманами. Мусульманское влияние и поныне прослеживается в современном районе Алфама— старом квартале Лиссабона, пережившим разрушительное Лиссабонское землетрясение 1755-го года. Названия многих мест заимствованы из арабского языка — само название «Алфама» произошло от арабского «Аль-Хамма». Недолгое время Лиссабон был центральным городом Бадахосской тайфы, а затем, в качестве независимой тайфы – Лиссабонской тайфы. Одно из наследий арабской культцры - одна из самых известных вещей Лиссабона и Португалии в целом - плитка азулежу. Часто встречаются бело-синие изразцы (отсюда название «азулежу», происходящее от слова «синий»), но есть также узоры и других цветов. Португальцы очень гордятся этим искусством, подобные изразцы присутствуют в каждой части Португалии.
 


В 1108 году Лиссабон был отбит и занят норвежскими крестоносцами под предводительством Сигурда I  на их пути на Святую землю в рамках Норвежского Крестового похода. В 1111 году был захвачен маврами-Альморавидами, а в 1147 в ходе Реконкисты рыцари-крестоносцы под предводительством Афонсу I Португальского осадили и отвоевали Лиссабон. Город, чьё население в тот момент составляло 154 000 человек, вновь вернулся к христианскому укладу жизни. Отвоевание Португалии и восстановление христианства является одним из самых значительных событий в истории Лиссабона. Некоторые из живших там мусульман были обращены в католичество, а те кто не был, в большинстве своём бежали в другие части мусульманского мира, главным образом — в мусульманскую Испанию и в Северную Африку. Все мечети были или уничтожены, или перестроены в церкви. В результате окончания мусульманского владычества разговорный арабский со временем лишился своего статуса и вышел из обихода. Благодаря своему центральному расположению, Лиссабон стал столицей новых португальских земель в 1255 году. В 1384 году город был осаждён королём Хуаном I Кастильским в результате разразившегося кризиса 1383 – 1385 годов кризиса 1383 – 1385-го годов. Результатом осады стала победа португальцев под предводительством Нуну Алвареша Перейра. В последние века Средневековья город значительно разросся и стал важным торговым пунктом, связующим Северную Европу и города Средиземноморья.

 

                                                 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.