Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 17.04.2020 г.



ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 17.04.2020 г.

 

Тема лекции – «Специфика современного медиатекста».

 

Основные аспекты темы:

 

Наиболее востребованный для обозначения текстов массовой коммуникации термин «медиатекст» вобрал в себя параллельные, взаимозаменяемые или пересекающиеся феномены – массово-коммуникативный текст, массмедийный текст, журналистский текст, публицистический текст, газетный текст, телетекст, рекламный текст, PR-текст, Интернет-текст и т.д. Следует отметить, что смысловое наполнение термина медиа (от лат. “media”, “medium” – средство, способ, посредник) позволяет называть медиатекстом любой носитель информации, начиная от наскальных рисунков, традиционных книг, произведений искусства и заканчивая суперсовременными феноменами технического прогресса. Однако как обобщающий термин медиатекст закрепился именно за текстами массовой коммуникации.

Типология медиатекстов.

Специфику текстов, функционирующих в массовой коммуникации, объясняют через модели коммуникации, в кругу которых классической считается модель американского политолога Г. Лассуэлла: кто – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом.

Следуя моделям коммуникации, в основу выделения текстотипов, которые понимаются как образец, схема построения и восприятия аналогичных текстов, можно заложить следующие категории:

· канал распространения – печать, радио, телевидение, Интернет,

· институциональный тип текста: журналистский, рекламный, PR-текст,

· типологические характеристики средств массовой коммуникации, Типологические характеристики СМИ базируются на форматных (тираж, объем издания, продолжительность вещания, периодичность, время выхода), экономических (форма собственности, бюджет и др.), аудиторных, целевых, организационных признаках.

· сообщение (текст) – функционально-жанровая классификация текстов трех социальных институтов массовой коммуникации;

· код (язык) – вербальные, невербальные, вербально-невербальные (поликодовые, креолизованные) типы текстов;

· адресант (автор, производитель текста) – социальный/частный, в соответствии с чем в текстовой ткани формируется авторская модальность (объективное или субъективное отношение к действительности),

· адресат (аудитория) – массовый/специализированный,

· тематическая доминанта текста.

Проблемы открытости текста, «текста в тексте» или «текста о тексте» отсылают нас к известным исследованиям в области герменевтики, к проблемам литературного влияния, заимствования, подражания, пародирования, плагиата, к теории «чужого» слова. Межтекстовые связи апеллируют к практической филологии – переводу, библиографическим описаниям, аннотированию и реферированию; работам по развитию речи: изложение, пересказ, сочинение; «вторичным» текстам (в СМИ – это тексты медиакритики, комментарий, обзор, дайджест и т.п.); первотекстам и его трансформам: текст может

- развертываться (повесть – киносценарий – кинофильм);

- свертываться (аннотация, тезисы);

- усложняться (вмонтирование в текст другого) и т.п.

 

Вопросы для самоподготовки:

1) Что такое медиатекст? Какие виды текста охватывает термин?

2) Объясните модель коммуникации Г. Лассуэла.

3) По каким категориям следует оценивать типы текстов?

4) Как может трансформироваться текст?

5) Как Вы понимаете термин «первотекст»?

 

Дополнительная литература:

1. Добросклонская Т. Г. Теория и методы медиалингвистики. - М., 2000;

2. Добросклонская Т. Г. Во­просы изучения медиатекстов. - М., 2000.

3. Фаткуллина Ф.Г., Хабиров Р.Р. Медиатекст в современном коммуникативном пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18258

4. Кузнецова А.В. К определению понятия медиатекста // Общественные науки, 2010. https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-ponyatiya-mediateksta/viewer


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.