Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие №44. Дисциплина: Литература. Ход занятия



Занятие №44

Дисциплина: Литература

Преподаватели:

Гвоздовская Е.И., ekaterinaCrimea@yandex.ru

Синельникова В.И., sinelnikovav09@gmail.com

Выполненную работу отправьте фотографиями на указанную электронную почту до 17.04.2020 (каждая группа отправляет своему преподавателю). В теме письма укажите ФИО и группу.

Вопросы, возникшие в ходе выполнения практической работы, отправлять:

Синельникова В.И. https://vk.com/id25020709

Гвоздовская Е.И. https://vk.com/id135506915

Практическая работа № 11

Тема: «Изучение общей характеристики литературы периода ВОВ»

Цель занятия: познакомиться с героическими страницами русской поэзии, прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны. Развивать навыки анализа художественного текста. Проникнуться чувством гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование:

· выставка книг о Великой отечественной войне;

· записи песен о войне;

· мультимедийная доска и проектор.

 

 

Ход занятия

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была тяжелейшим испытанием для всех; советская литература выдержала испытание с честью. Древние говорили: когда грохочут пушки, молчат музы, но во время Отечественной войны музы словно очнулись от оков и запретов и запели в полный голос. Музыка, песня, поэзия, публицистика сумели "ословить" (облечь в слова) душу народа. Никогда еще литература не была так близка народу, каждому человеку, и героем литературы стал просто человек. Есть различие между "простым человеком" и просто человеком. Понятие "простой человек" рождено сталинской эпохой и теорией человека-"винтика" государственной машины, человека-исполнителя.

Простых людей нет. Внутренний мир человека бесконечно сложен, это микрокосм, вселенная, которую не уставали исследовать великие писатели прошлого, психологи и гуманисты: Шекспир, Гете, Бальзак, Толстой, Достоевский. (Простота человека напоминает простоту белого цвета, возникающего как сочетание всех цветов радуги).

Литература Великой Отечественной войны заговорила от имени просто человека, независимо от его социального положения: перед лицом смерти все равны.

Константин Симонов заметил, что «перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки». И когда ранним июньским утром в родной дом вломилась «коричневая чума», писатели сменили штатскую одежду на гимнастерку, стали армейскими корреспондентами.

С первых дней войны писатели ушли на фронт, в отряды ополчения, в боевые части, во фронтовую печать; многие из них погибли (А. Гайдар, Ю. Крымов, П. Коган, М. Майоров). Писатели разделили судьбу народа и потому сумели стать его голосом, выразить его душу.

Поразительно, но в эти жестокие годы самой популярной была лирика. В бесчисленных солдатских письмах-треугольниках бесконечно пересылалось с фронта в тыл переписанное карандашом стихотворение К. Симонова "Жди меня". Это стихотворение знала вся страна, оно звучало, как заклинание. Другие стихи К. Симонова "Ты помнишь, Алеша…", "Майор привез мальчишку на лафете…", "Письмо женщине" тоже были известны всем.

Некоторые стихотворения А. Суркова и М. Исаковского стали народными песнями («Землянка», «Катюша», «Осенний вальс»). Народ любил их печальный лиризм.

Хочется обратить внимание на удивительное обстоятельство: в годы войны народ любил стихи и песни, где не было злобы и ненависти. Характерно, что поэма А. Твардовского «Василий Теркин» — самое популярное на фронте произведение — тоже лишено злобы и ненависти, оно пронизано веселой шуткой и печалью.

О ненависти и презрении к фашизму говорила публицистика военных лет, и все же пафосом статей И. Эренбурга была защита общечеловеческих духовных ценностей, а в статьях А. Толстого, М. Шолохова, Л. Леонова на первом плане — героические традиции народа.

На второй-третий годы войны стали появляться более крупные произведения, повести и поэмы, но не чисто эпические, а лиро-эпические, очень честные, искренние. Таковы поэмы П. Антокольского "Сын", М. Алигер "Зоя", В. Инбер "Пулковский меридиан", повести К. Симонова "Дни и ночи", В. Гроссмана "Народ бессмертен".

Литература Великой Отечественной войны прошла через огонь сражений, который словно выжег все наносное, неискреннее: в этой литературе нет ни одного фальшивого, лицемерного звука, никакой парадности, приукрашивания: все просто, честно, искренне.

 

 

Задания

Вспомнить основные значимые даты, битвы, героев ВОВ.

Задание № 1. Письменно ответить на вопрос: почему литература стала сильным оружием в борьбе с фашистами? Каким образом литература поднимала боевой дух народа? (примерно по 2 предложения)

Задание №2. Составить литературный портрет писателя времен ВОВ Константина Симонова. (до 7 предложений)

Задание № 3. С помощью социальных сетей провести соцопрос среди своих друзей и знакомых на тему: «Какие литературные произведения о ВОВ вы знаете? Какие произведения порекомендуете для прочтения современной молодёжи?». Составить краткий отчёт. В отчёте указать количество опрошенных, примерный возраст и наиболее популярные произведения.

Сделать выводы к занятию.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.