|
|||
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Оформление практических работ. Основная задача: сделать тезисные, опорные печатные конспекты, на основании которых обсуждаются вопросы на практических занятиях. Лучше подготовленные и распечатанные практические работы продыроколить и вставлять в обычный пластиковый скоросшиватель к занятию. По истечении нескольких тем, выполненные задания оцениваются. Требования к оформлению печатного конспекта Текст – через интервал: выравнивание по ширине, заголовки посередине, отступ 1,25. Формат шрифта: кегль –13; тип – Times New Roman. Межстрочный интервал – одинарный. Поля: слева, справа, сверху, снизу – 20 мм. В тексте допускаются рисунки, таблицы или схемы в черно-белом варианте (кегль 12). 1 вопрос должен быть изложен не более чем на 0,5-1 странице!
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
СЕМИНАР 4. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ
ПР № 9–11
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: На 28.04.21 1. Каковы возрастные рамки периода средней взрослости? Каковы условия психического развития взрослого человека? 2. Охарактеризуйте ведущую деятельность человека в период средней взрослости. Как она влияет на психическое развитие человека? 3. Каковы жизненные задачи выделяются в период средней взрослости (по Р.Х. Хейвигхерсту)? 4. Что происходит в целом с развитием познавательной сферы в средней взрослости? 5. Какие изменения наблюдаются в процессах ощущения и восприятия? 6. Каким образом изменяются память и мышления в период средней взрослости? 7. Основные характеристики развития внимания. 8. Что является главным достижением периода средней взрослости? 9. Перечислите основные особенности эмоциональной сферы периода средней взрослости. 10. Что происходит с мотивационной сферой в период средней взрослости? Каковы основные мотив жизни и деятельности взрослого человека? 11. Что такое мотивационный кризис, каковы его особенности? 12. Перечислите основные характеристики уровня осмысленности человеком жизни. 13. Как изменяется Я-образ человека с средней взрослости по сравнению с ранней взрослостью? 14. Что является центральным звеном и мотивом Я-образа взрослого человека, как на него влияют социальные роли? 15. Какова специфика межличностных отношений в средней взрослости? Отношения с кем являются для человека наиболее значимыми? 16. Как протекает кризис средней взрослости? Каковы могут быть положительные и негативные итоги прохождения кризиса?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: На 05.05.2021 1. Заполните таблицу «Возрастная карта человека» – раздел «Средняя взрослость». Будьте внимательны, не все столбцы необходимо заполнять (например, не заполняется ведущая психич. функция). 2. Составьте психологический портрет личности средней взрослости по следующим пунктам: Анатомо-физиологические особенности развития Характеристика познавательной сферы Личностные особенности Характер общения Особенности межличностных отношений Особенности профессиональной деятельности 3. Проанализируйте следующие вопросы (источник Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти): «Настроение» периода средней взрослости; Стресс в жизни человека в период средней взрослости, приемы его преодоления. На основе анализа создайте брошюру на тему «Особенности развития аффективной сферы в период ранней взрослости» (до 10 страниц). Цель брошюры: психологическое просвещение по теме особенностей аффективной сферы в период ранней взрослости. Дополните брошюру картинками, графическим материалом, тезисным изложением предлагаемых вопросов, их пояснений (т.к. мы предлагаем ее человеку не психологу), возможных рекомендаций. Формат брошюры – 1 страница (лист А5), в виде книжки. 5. Разработайте систему психологических рекомендаций с целью помощи личности в преодолении нормативного кризиса «середины жизни».
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с. 2. Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг, Д. Бокум. Психология – СПб. : Питер, 2017. – 940 с. 3. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина, В.Н Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», 2011. – 464 с. 4. Марциновская Т.Д. Психология развития: учебник. / Т.Д. Марцинковская. – М. : «Академия», 2007. – 528 с. 5. Матвеева Л. Г. Практическая психология для родителей. – М. : АСТПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1997. – 320 с. 6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М. : «Академия», 2012. – 456 с. 7. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. 8. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. / Р.С. Немов. – Москва. : Просвещение: ВЛАДОС, 2011. – 376 с. 9. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2002. – 694 с. 10. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. / А.А. Реан. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. – 656 с. 11. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. / Е.А. Сорокоумова. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с. 12. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. / И.В.
|
|||
|