|
|||
КОЛОНИЯ «СЕТТЛЕМЕНТ»
Шайхаттарова Л.Ф., студентка, 2 курс Научный руководитель: Леонтьева Л.А., к.пед.н., доцент Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Нижнекамский филиал КОЛОНИЯ «СЕТТЛЕМЕНТ» Понятие «педагогика среды» было впервые использовано С. Т. Шацким и Л. К. Шлегер. В России складывается в 20-30-х гг. целое научное направление «педагогика среды», идеи которой разрабатывались и отстаивались такими видными деятелями, как Л. Ь. Залкинд, А. П. Пинкевич, М. С. Иорданский, Л. С. Выготский, и др. Важной проблемой «педагогики среды» было воздействие окружающей среды на ребенка и управление данным влиянием. Существовали разные мнения на роль среды в развитии ребенка: одни ученые говорили про необходимость приспособления ребенка к той или иной среде; другие ребенок и меру своих сил и способностей может сам организовывать среду и виням, на псе. Третьи считали, что следует исследовать личность и среду ребенка в единстве их характеристик; четвертые делали попытку рассматривать среду как единую систему влияния на ребенка и др. Велись основательные и глубокие исследования среды и ее влияния на развитие и становление личности ребенка и проводилась практическая работа по преобразованию среды. Ставилась цель изучения самой среды, педагогического процесса в ней, ориентировки в вопросах: как эта среда воспитывает, какие имеет средства, возможности и приемы для этого и т.п. В эти годы проводилась исследовательская работа по изучению различных социальных институтов: семьи, печати, радио, кино и т.д. Перемены требовали глубокого анализа и четкости в соотношении семейного и общественного воспитания. В разработке основ внешнего воспитания активное участвовали педагоги: П. П. Блонский, Е. Н. Медынский, К. И. Львов, Н. И. Иорданский, М. В. Крупенина, А. Ф. Родин, Е. А. Звягинцев. Значимый вклад в развитие социальной педагогики в России внес С. Т. Щацкий (1878-1934), который еще в 1905 г. вместе с А. У. Зеленко создал необыкновенное воспитательное учреждение «Сеттлемент», начало которому положило размещение нескольких мальчиков, взятых из приюта Сущевского попечительства о бедных, в детской колонии в Щелково. Это общество представляло собой детскую республику со своими принципами «общей жизни» детей и взрослых, законами и правилами. Это был опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении личности ребенка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма. В летней колонии жизнь строилась на принципах совместной деятельности взрослых и детей. Объединяющим началом стал труд. Работа с детьми осенью была продолжена в городе. Были открыты клубы для подростков и детский сад. Они объединялись под общим названием «Дневной приют для приходящих детей» Сущевского попечительства для бедных. Вечерами в клубах занимались до 50 подростков, которые готовили концерты и спектакли, рисовали, лепили. Названия клубам придумывали сами дети: «Американцы», «Ламдыши», «Заря», «Австралийцы» и др. К 1909г. таких клубов было 10. К осени 1907 г. общество «Сетлемент» построило собственное здание, где были обустроили слесарные и столярные мастерские, девочек учили рукоделию, имелась переплетная мастерская. «Сетлемент» представлял собой систему детских учреждений: детского сада, экспериментальной начальной школы, ремесленных мастерских. В советское время по подобию такого общества были созданы дворцы пионеров. До Великой Октябрьской социалистической революции Шацким также были созданы: дневной приют для приходящих детей, общество «Детский труд и отдых» в Москве, в 1911 г. в Калужской губернии Шацкий на общественные средства создал летнюю трудовую детскую колонию «Бодрая жизнь». В основу воспитания учеников им были положены самообслуживание, самоуправление, труд (в саду, на кухне, в огороде, мастерских), в сочетании с занятиями искусства, умственной деятельностью и играми. Колония «Бодрая жизнь» стала началом Первой Опытной станции, проект которой был написан Шацким в 1912 г., а реализован в виде показательных станций Наркомпроса уже после революции в 1919-1932 гг. По сути именно у Шацкого концепция педагогики среды, адекватная уровню развития научной педагогики начала XX в., нашла свое наиболее полное воплощение. С. Т. Шацкому, П. В. Рудневу, Н. П. Кузину принадлежит разработка теории и практическое моделирование социально-педагогической деятельности. . В основе концепции и прямого эксперимента они принимаются, глубоко значимы и являются основой для учебно-образовательной работы системно-формирующей идеи взаимного обусловливания влияния образования и окружающей среды. В исследовательской программе Шацкий поставил задачу обеспечить связь жизненного опыта ученика, который он приобретает в семейном обществе, в межличностном общении с родителями, другими членами семьи, со сверстниками в детских и молодежных организациях с системой овладения интеллектуальным богатством, накопленным исторической практикой человечества. С. Т. Шацкий положил в основу принятой им парадигмы социальную обусловленность воспитания и развития личности ребенка. Поиск источников формирования личности в глубинных процессах социо-культурных влияний, средовых взаимодействий существенно изменял направленность и стратегию педагогического исследования. Суть этой методологии - условия социальной среды, их функционального воздействия в целостном процессе социального воспитания рассматриваются в качестве важнейших стимулов интеллектуального, мировоззренческого, эстетического и физического развития личности. С. Т. Шацкому принадлежит теоретическое обоснование социальной роли школы тех лет. Шацкий являлся сторонником единства школы и среды, выступал за организацию целостного воспитательного процесса в микросреде. Школа, по его мнению, является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьей, комсомольскими и другими общественными организациями. Шацкий утверждал, что создать школу, организующую вокруг вопросов воспитания силы населения и общественности, можно лишь при условии глубокого изучения социальной среды, факторов, влияющих на формирование ребенка, и умения педагогически целесообразно использовать их в практической работе. Реализацией этой идеи и была его Опытная станция по народному образованию. Она охватывала все возрастные группы детей, включая детский сад, школу, 2 детские колонии, клубы, мастерские, детскую библиотеку и библиотеку для педагогов и воспитателей. Направлениями исследовательской работы Первой Опытной станции были: - Изучение экономики и быта района, где находились учебно-воспитательные учреждения станции; - Тщательный анализ социально-экономических и культурно-бытовых особенностей семьи и средств воспитания ребенка; - Изучение различных проявлений детей в детских обществах и коллективах Первая опытная станция была разработана и опробована на практике организация, содержание и методы воспитательной и общественной работы советской школы. В практике и теории С. Т. Шацкого были решены самые основные проблемы детского коллектива, детского самоуправления, некоторые закономерности детского общества, то есть основные проблемные проблемы социальной педагогики. Список литературы 1. Зеленко А. У. Детские музеи в Северной Америке. / А. У. Зеленко – М.: АСТ, 2015. – 385 c.
|
|||
|