Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание: составить конспект, выучить стихотворение (по выбору) наизусть.



Задание: составить конспект, выучить стихотворение (по выбору) наизусть.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского

 

План:

 Основные черты поэтического новаторства В. В. Маяковского: частое и виртуозное использование приема развернутой метафоры; прием метафоры, определяющий сюжетное развертывание стихотворения; авторские неологизмы; необычные сравнения; смешение лексических стилей; особая система стихосложения.

 

В. Маяковский жил и творил в эпоху, когда русская поэзия находилась в состоянии активных поисков нового художественного языка, новых образов, интонаций, ритмов. Это было обусловлено тем, что сама реальность в XX веке стремительно менялась, появлялись новые впечатления, новый темп жизни, грандиозные исторические события - все это требовало новых форм выражения.

 

В. Маяковский вошел в литературу как участник группы поэтов-футуристов. В самом названии этого течения выражено стремление к новизне, они декларировали свое намерение делать искусство будущего. "Великая ломка, начатая нами во всех областях красоты во имя искусства будущего – искусства футуристов, – не остановится, да и не может остановиться", – так писал поэт в самом начале своего творческого пути.

 

В ранней поэзии В. Маяковского новаторство чаще всего носило характер открыто полемичный по отношению к традиционному, привычному, искусству. В этом был определенный вызов, желание дразнить, раздражать эстетствующую читательскую публику, поражать ее новизной и непривы­чностью. Это отразилось и в литературных манифестах, под которыми стоит подпись начинающего В. Маяковского. Наиболее известный из них так и назывался – "Пощечина общественному вкусу". Футуристические манифесты и сборники стихов выпускались на обойной и оберточной бумаге, сопровождались рисунками художников, которых принято называть "левыми", сами поэты-футуристы и свой внешний вид делали необычным – разрисовывали лица, вставляли в жилетный карман вместо привычного цветка – морковку. В. Маяковский в это время носит знаменитую, ставшую фактом истории литературы желтую кофту. Во всем этом тоже был определенный вызов, эпатаж, как это иначе называют.

 

Но главное новаторство было в стихах.

 

Основные черты поэтического новаторства Маяковского:

 

I. Своеобразие лексического строя стихов

 

Частое и виртуозное использование приема развернутой метафоры. Пожар любви, очаг которого — в сердце, постепенно охватывает все тело героя, уподобленное архитектурному со­оружению: «Мама! / Ваш сын прекрасно болен! / У него пожар сердца! /Мама! / Петь не могу. / У церковки сердца занимается клирос!» Клирос — место в храме, где располагается хор. Серд­це поэта сравнивается с «церковкой», в которой уже загорелся клирос.

 

Поэт часто обращался к сложной метафоре, иногда требующей вдумчивой расшифровки. Так, в стихотворении "Юбилейное", обращенном к Пушкину:

 

Только жабры рифм

топырит учащенно

у таких, как мы,

на поэтическом песке.

 

В основе этой метафоры - сравнение страдающего человека с рыбой, выброшенной на берег из родной стихии, но в целом метафора очень многозначна.

 

Поэт бросает вызов толпе, он видит источник художественного вдохновения там, где его не видел никто – например, в уличных вывесках: "Читайте железные книги!" - с таким при­зывом обращается он к публике.

 

Прием метафоры, определяющий сюжетное развертывание стихотворения. Фразеологизм «нервы расходились» порождает такую картину:

 

Слышу: тихо,

как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

И вот, — сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он и новые два

мечутся отчаянной чечеткой...

 

Авторские неологизмы. Многие неологизмы и фразеологические сращения Маяковского вошли в состав русского языка: «о времени и о себе», «хрестоматийный глянец», «прозаседавшиеся», «наступить на горло собственной песне», «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем» «маленький, смирный любеночек», «миллионны огромных, чистых любовей» противопоставлены «миллиону миллионов маленьких грязных любовей». Примеры других неологизмов: «вечер декабрый», «улица безъязыкая», «грудь испешеходили».

 

Цель создания и использования неологизмов – придать привычным словам новизну неожиданности, поэтическую выразительность. Например о пушкинистах, делавших из Пушкина что-то унылое и казенное, В. Маяковский пишет: "Бойтесь пушкинистов. Старомозгий Плюшкин...". На расшифровку этого эпитета - "старомозгий" - ушло бы немало слов, у поэта же все они вместились в одном.

 

Необы­ные сравнения. Например, о бурном Тереке сказано: "Шумит, как Есенин в участке". В этом и авторская ирония, и свойственный ему полемический запал, и неожиданность, которая приковывает внимание читателя.

 

Специфика образности, в основе которой — сочетание правдоподобия и фантастики. Такой сплав создает своеобразную сюрреалистическую модель действительности: «Вот и вечер / в ночную жуть / ушел от окон, / хмурый, / декабрый. / В дряхлую спину хохочут и ржут / канделябры». «Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного», — так воспринимается бой полночных часов героем, ждущим Марию с четырех.

 

6. Образный строй часто основывается на отрицании принятого понятия о красивом. "Никому не нужная, дряблая луна", "неба свисшиеся губы", "ощетинит ножки сто­главая вошь" - все эти образы раннего В. Маяковского особенно резко кон­трастировали с поэтическими строками поэтов-символистов и особенно поэтов-акмеистов с их пристрастием к красоте мира, гармоничной и изыс­канной. Как вызов, как брошенный призыв к спору и возмущению звучат сами названия ранних стихов В. Маяковского: "Исчерпывающая картина весны", "Я и Наполеон", "Себе, любимому, посвящает эти строки автор", "А вы могли бы?".

 

Широкое использование приема контрастов: мертвые предметы оживают в его поэзии и становятся более одушевленными, чем живые. Поэзия Маяковского с ее урба­нистически-индустриальным пафосом противопоставляет образ многотысячного современного города с его оживленными улицами, площадями, гудящими автомобилями — картинам природы, которая представляется ему чем-то косным и безна­дежно мертвым. Поэт готов расцеловать "умную морду трам­вая», он воспевает городской фонарь, который "снимает с улицы синий чулок», «город молится», «вечер кричит», «пальцы улиц ломает Ковка», «звезды визжат», тогда как луна у него — "дряблая», "ни­кому не нужная», а сердце девушки безжизненно, как будто "выварено в йоде».

 

7. Смешение лексических стилей. В рамках одного произведения есть слова и выражения, тесно связанные с реалиями современного поэту мира, а с другой стороны – встречаются устаревшие формы и слова. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» по соседству находятся такие слова и выражения: Тео, Гукон (аббревиатуры начала ХХ века) и старинная форма глагола орать – оря; неологизм того времени – аудиенция и архаизм – со времени она.

 

II. Создание особой системы стихосложения.

 

8. Он создал свою систему стихосложения – в литературную науку вошло словосочетание "стих Маяковского", то есть тонический стих со спе­цифическим графическим оформлением в виде лесенки.

 

В области метрики стиха Маяковский создал свободный тонический стих, который отличается от классического не только тем, что это – акцентный стих, но и тем, что в нём усилено значение каждого слова, а это определило своеобразие синтаксических конструкций и роль паузы. Отдельное слово у Маяковского равно целой фразе. Фразовость слова приводит к усилению его ударности.

 

С другой стороны, самостоятельность слова разрушила интонационную слитность строки, расчленила её на резко отграниченные друг от друга части. Тем самым сильные паузы, которые в классическом стихе располагались лишь на концах строк, у Маяковского входят внутрь стиха (строки), становятся новым структурным элементом.

 

Поэт усиливает внимание к содержанию стиха неожиданной рифмовкой (неточные, ассонансные, каламбурные рифмы; часто рифмуются не только концы строк, но и середина, середина и конец):

 

Вошла ты,

резкая, как «Нате!»,

муча перчатки замш,

сказала:

знаете —

я выхожу замуж.

 

Строка Маяковского делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделяется интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза, отделяющая доли друг от друга. Отсюда — знаменитая «лесенка», к которой Маяковский окончательно перешел с 1923 г. и которая служит графической иллюстрацией огромной роли паузы, дробящей стих на раздель­ные ритмические фрагменты.

 

9. Новаторские рифмы. Он уделял им большое внимание. Сам В. Маяковский писал: "Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки". Рифмует поэт всегда самые важные, значимые слова, часто - имена собственные, нередко обращается к составной рифме, например, "уме ли" и "умели", часто это неточная рифма, как "почти" и "почтить". Рифма В. Маяковского, как и его система стихосложения, во многом повлияли на язык русской поэзии XX века. Поэт-новатор стал классиком стиха с многочисленными последователями.

 

10. Использование такого поэтического приема, как звукопись. Таким образом, читатель не только представляет себе изображенную поэтом картину (большинство стихотворений Маяковского сюжетны), но и слышит то, что происходит. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» стук копыт умирающей лошади передан следующим образом:

 

Били копыта,

Пели будто:

– Гриб.

– Грабь.

– Гроб.

– Груб.

 

Поэзия Маяковского широко использует звуковые и ритмические возможности слова. Ярким примером служит стихотворение "Наш марш», где буквально слышится бой барабанов и мерный шаг марширующих колонн:

 

Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Наш Бог бег.

Сердце наш барабан.

 

В поэтической системе Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. Поэт использует свой стиль написания стихотворения, таким образом, В.В. Маяковский выделяет паузами значимые смысловые строки. Вот как происходит нагнетание тягостной атмосферы безысходности в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:

 

Лошадь на круп [пауза]

грохнулась [пауза – читатель заостряет свое внимание],

и сразу [пауза]

за зевакой зевака [пауза],

штаны пришедшие Кузнецким клешить [пауза],

сгрудились…

Такая нетрадиционная разбивка стихотворения на строки помогает поэту привлечь внимание читателя к самому главному, ощущение безысходности передано не только лексически, но и синтаксически, через особую разбивку строки.

 

Новаторство поэта можно показать на примере его раннего стихотворения "А вы могли бы?"

 

Я сразу смазал карту будня.

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

 

В этом стихотворении с самого начала звучит резкое противопоставле­ние "я" - "вы". При этом "я" здесь - человек романтического склада, умеющий в самых прозаических, намеренно выбранных автором сниженных явлениях, таких как студень, жестяная рыба, то есть гастрономическая вывес­ка, увидеть поэзию, за будничностью разглядеть возвышенное.

 

Более того, силой художественного воображения будничное вовсе уничтожается, оно как картина художника, причем картина, написанная самой жизнью, бы­том. И поэт смазывает, уничтожает ее одним движением. За прозой встает поэзия - стихия природы, океан, любовь.

 

В финале стихотворения изобразительный ряд сменяется музыкальным. Как вызов звучат слова В. Маяковского. Слово "ноктюрн" здесь не случайно: ночная песнь, самое поэтичес­кое музыкальное произведение оказывается в соседстве и контрасте с еще одним проявлением прозы жизни – водосточными трубами, которые под преобразующим влиянием поэтического "я" превращаются во флейту. Но такое превращение доступно лишь поэту. В его вопросе уже предполагается ответ.

 

Стихотворение написано классическим стихотворным размером - четырехстопным ямбом, причем это самый распространенный из размеров русской поэзии XIX века (достаточно вспомнить, что это стихотворный размер "Евгения Онегина").

 

Необычны в этом стихотворении образный строй, графическое оформление (строки начинаются с маленькой буквы). Рифма здесь также в основном традиционная (будня-студня, стакана-океана), но есть и совершенно новая для тогдашнего стихосложения составная рифма: рыбы-могли бы.

 

В целом на примере этого произведения можно видеть напряженность художественных поисков молодого В. Маяковского и их глубокую содержательность.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.