Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Морфология:



 Морфология:

В лето (сущ. , нач. ф.: ЛЕТО, ср.р., Вин.пад., ед.ч., искон. форма[1]) 6495 (числительное). Созва (тематич.глагол , изъяв. наклонение, наст. время, 2 лицо, ед.число, м.род ) Володимер (сущ.,имя собств., м.р., Им.пад., ед.ч.,) боляры (сущ. , нач. ф.: БОЯРИН, м.р., тип скл.: на –а, Вин.пад., мн.ч., искон. форма[2]); своя (местоим. притяжат., Вин. пад., мн.ч.) и старци (сущ. , нач. ф.: СТАРЕЦ, м.р., тип скл.: 5*a[3] , Вин.пад., мн.ч., искон. форма[4]) градьские (прилаг. относит, Вин.пад, мн.ч., заимств.из старославянского яз.)) , и рече (тематич.глагол , изъяв. наклонение, наст. время, 2 лицо, ед.число, м.род) им (местоим. указат., Тв. пад.,  мн.ч.): «Се приходиша (тематич.глагол , изъяв. наклонение, аорист, 3 лицо, мн.число)  ко мне (местоим. личное., Дат. пад.,  ед.ч.) болгаре (сущ., м.р., Им.пад., мн.ч.,) , рькуще (причастие, действ.залог, прош.время, форма полная),: «Приими (тематич.глагол , повелит. наклонение, наст. время, 2 лицо, ед.число, м.род)  закон (сущ., м.р., Вин .пад., ед.ч.,) нашь (местоим. приятж., Вин. пад.,  ед.ч.)». Посем же приходиша (тематич.глагол , изъяв. наклонение, аорист,  3 лицо, мн.число)  немци (сущ., м.р., Им.пад., мн.ч.,) , и ти (местоим. указат., Им. пад.,  мн.ч.) хваляху (тематич.глагол , изъяв. наклонение, имперфект, 3 лицо, мн.число)закон (сущ., м.р., Вин.пад., ед.ч.,) свой (местоим. притяж., Вин. пад., м.р., ед.ч.). По сих придоша (тематич.глагол , изъяв. наклонение, аорист, , 3 лицо, мн.число)  жидове (сущ., м.р., Им.пад., мн.ч.,) . Се же послеже придоша (тематич.глагол , изъяв. наклонение, аорист,  3 лицо, мн.число) грьци (сущ., м.р., Им.пад., мн.ч.,) , хуляще (причастие, действ.залог, прош.время, форма полная), вси законы (сущ., м.р., Вин.пад., мн.ч.,) , свой (местоим. притяж., Вин. пад., м.р., мн.ч.) же хваляще (причастие, действ.залог, прош.время, форма полная),, и много глаголаша(тематич.глагол , изъяв. наклонение, аорист, , 3 лицо, мн.число), сказающе (причастие, действ.залог, прош.время, форма полная),  от начала (сущ., ср.р., Род.пад., ед.ч.,) миру (сущ., м.р., Род.пад., ед.ч.,) , о бытьи (сущ., ср.р., Дат.пад., ед.ч.,) всего мира (сущ., м.р., Род.пад., ед.ч.,) .

Суть[5] (нетематич. глагол, наст. вр. 3-е л., мн. ч. изъявительного наклонения глагола быть) же хитро сказающе (причастие, действ.залог, прош.время, форма полная), род, число, падеж., и чюдно слышати (тематич.глагол , изъяв. наклонение, наст.вр )их, любо кому ждо слушати(тематич.глагол , изъяв. наклонение, наст вр.) их(местоим. притяж., Вин. пад.,  мн.ч.), и другий свет (сущ., м.р., Дат.пад., ед.ч.,) поведають бытии (нетематич. глагол, буд.сложное. вр. 3-е л., мн. ч. изъявительного наклонения глагола быть, сочетание несклоняемого действительного причастия прошедшего времени на [-l] с простым буд. временем глагола ) да аще кто (местоим. указат.,  Им. пад.,  ед.ч.), дееть(тематич.глагол , изъяв. наклонение, буд.вр, ед.число), в нашю (местоим. притяж., Вин. пад., ж.р., ед.ч.) веру(сущ.,ж.р., Местн..пад., ед.ч.,) ступит(тематич.глагол , изъяв. наклонение, буд.вр.,  ед.число), то паки, умер(тематич.глагол , изъяв. наклонение, буд.вр, ед.число), втанеть(тематич.глагол , изъяв. наклонение, буд.вр., ед.число), и не умрети (тематич.глагол , изъяв. наклонение, буд.вр., ед.число) ему(местоим. личное., Дат. пад., м.р., ед.ч.) в веки (сущ., м.р., Род.пад., мн.ч.,) ; аще ли вын (местоим. притяж.,  Им. пад., м.р., ед.ч.) закон (сущ., м.р., Местн.пад., мн.ч.,) ступить(тематич.глагол , изъяв. наклонение, буд.вр.,, ед.число), то на оном (местоим. притяж., Дат. пад., м.р., ед.ч.) свете (сущ., м.р., Местн.пад., ед.ч.,)  в огне(сущ., м.р., Местн.пад., ед.ч.,) горети(тематич.глагол , изъяв. наклонение, буд.вр., неопр.ф.). Да что ума (сущ., м.р., Род.пад., ед.ч.,) придасте? (тематич.глагол , изъяв. наклонение, буд.вр.,  2 лицо, ед.число) что отвещаете? (тематич.глагол , изъяв. наклонение, буд.вр. , 2 лицо, ед.число)».

И реша бояре (сущ., м.р., Им.пад., мн.ч.,)  и старци (сущ., м.р., Им.пад., мн.ч.,) : «Веси(тематич.глагол , повелит. наклонение, буд.вр , 1 лицо, ед.число), княже (сущ., м.р., Зват.пад., ед.ч.,) , яко своего (местоим. приятж., Вин. пад.,  м.р., ед.ч.) никтоже не хулить, (тематич.глагол , изъяв. наклонение, наст.вр.,, 2 лицо, ед.число)но хвалить(тематич.глагол , изъяв. наклонение, наст.вр., 2 лицо, ед.число). Аще хощеши испытати (тематич.глагол , изъяв. наклонение, неопр.ф.)гораздо, то имаши у собе (местоим. притяж., Род. пад.,  ед.ч.) мужи (сущ., м.р., Вин.пад., мн.ч.,) : послав испытай (тематич.глагол , повелит. наклонение, буд. вр., 2 лицо, ед.число)когождо их службу(сущ., ж.р., Вин.пад., ед.ч.,) , и кто како (местоим. указат., Им. пад.,  ед.ч.) служить (тематич.глагол , изъяв. наклонение, неопр.ф.,)богу(сущ., м.р., Им.пад., ед.ч.,) ». И бысть люба (нетематич. глагол, буд.сложное. вр. ,3-е л., мн. ч. изъявительного наклонения глагола быть, сочетание несклоняемого действительного причастия прошедшего времени на [-l] с простым буд. временем глагола ) речь (сущ., ж.р., Им.пад., ед.ч.,) князю (сущ., м.р., Дат.пад., ед.ч.,) и всем (местоим. указат., Дат. пад.,  мн.ч.) людем(сущ., м.р., Дат.пад., мн.ч.,) ; избраша мужи (сущ., м.р., Вин.пад., мн.ч.,) добры и смыслены (качественные прилаг, Вин. пад, мн.ч.), числом (сущ., ср.р., Им.пад., ед.ч.,) 10 (числительное).

ПЕРЕВОД: В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говорят: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира.

Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о том свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?»
И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу». И понравилась речь их князю и всем людям: избрали мужей славных и умных числом десять.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.