|
|||
Баттаризм -нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются. В-В-В
Краткий словарь специальных понятий и терминов. Автоматизация – превращение сознательных действий при многократномих повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания). Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Авторитарный - характеристика человека, использующего, в основном, методы давления (приказы, распоряжения) на других людей. Агнозия – нарушение процесса узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Может быть зрительная, осязательная, пальцевая, пространственная, слуховая. Аграмматизм – нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи и пр.; возникает в связи с афазией или алалией. Аграфия -(a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма. Адаптация – приспособление человека к условиям существования. Бывает биологическая, психологическая, социальная. Адекватный -то есть соответствующий чему-то. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является поражение речевых областей полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма. Алалия –моторная (недоразвитие активной речи)-сенсорная (недоразвитие понимания речи)-сенсомоторная: лечение – логопед + медикаментозное + физиотерапия Алалия моторная –недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора. Алалия сенсорная- недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей. Алексия – нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры головного мозга, или неспособность к овладению процессом чтения.А. -полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. Амнезия -(a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти. Анализ и синтез - противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания. Анализатор слуховой – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражителей и формирующий слуховые ощущения и образы. Анамнез – совокупность сведений от родителей и лиц, воспитывающих ребенка, о его развитии на всех этапах, включая беременность его матери и роды, и о течении его заболеваний. Сбор анамнеза является важной частью комплексного обследования ребенка. А. используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий. Анартрия - тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Аномалия - отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей; А. может быть врожденной и приобретенной. Аномальные дети - дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы А. д. 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие, 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными дефектами. Артикуляционные навыки – усвоение артикуляционной базы данного звука. Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти и др.) Артикуляционная гимнастика - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда. Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи. Астенический синдром – состояние, часто встречающееся при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.с. нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к продолжительному умственному и физическому напряжению. Асфиксия - удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях. Аутизм –болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира, погружение в мир личных переживаний. Аудиторный шок -или сценический страх - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением доминантного полушария коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи. – трудности при назывании предметов, особенно при вспоминании городов, улиц; отсутствует понимание пословиц, поговорок, крылатых слов; трудности в понимании читаемого текста; затруднено согласование глаг.и существ. в роде и числе; нарушение счета. Афония - отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности. Аффект -бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Барьеры общения -психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию. Баттаризм -нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются. В-В-В Вербальный – словесный, выраженный речевыми средствами. Визуальный- воспринимаемый или производимый посредством зрения. Нарушениявнимания – патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда человек одновременно может воспринимать только небольшое количество объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители. Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Восприятие - психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В. Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности. Гаммацизм- недостаток произношения звука [ Г ]. Гемипарез - парез мышц одной половины тела. Гемиплегия - паралич мышц одной половины тела. Гемитония - повышенный мышечный тонус одной половины тела. Гидроцефалия - избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа. Гиперкинез - автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц. Гипертрофия - увеличение объема органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток. Гипоксия - кислородное голодание организма. Голос - совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата; Г. является одним из компонентов речи, вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга. Грассирование - 1) произношение французского, т.е. увулярного недрожащего [р]; 2) усиленное, раскатистое произношение русского звука [р]. Двигательные нарушения – нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений, нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений. Двуязычие - одинаково совершенное владение двумя языками. Дебильность - легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией. Деменция- приобретенное слабоумие; стойкое оскудение и уплощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения. Дети с нарушениями речи - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети с отклонениями в развитии - см. Аномальные дети. Дефект - недостаток к.-л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции. Дефектолог - специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. Дефекты звукопроизношения - см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия. Дефекты речи - см. Нарушенияречи. Дауна Болезнь - хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощенной переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами. Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п. Это краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.Нарушается звукопроизношение: искаженное, часто с носовым произношением; нарушение просодики – темпа, ритма, модуляции, интонации; нарушено восприятие фонем и их различение; нечеткая, смазанная речь; нарушен грамматический строй речи; ДЦП всегда сопровождается дизартрией; нарушение психических функций (внимания, памяти, мышления); нарушена познавательная деятельность; ослаблена познавательная деятельность. Дикция -- (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр. Диплегия - двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног). Дисграфия - (dis-grapho-плохо пишу; латин.) частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Дислалия– нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи. § Органическая (механическая)– при дефектах органов артикуляции) § Функциональная– нет органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Это нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного. Дисфония - (dis-phone-расстройство голоса; греч.)расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным - хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения. Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи. Дыхание речевое – дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания. ДЦП - см.Детский церебральныйпаралич . Задержка речевого развития - нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе. Задержка психического развития - временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций. Это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Этонарушение плавного течения речи судорожными запинками. Заикание неврозоподобное - заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое». Заикание невротическое - заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное». Замены звуков - дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы. Запоминание -психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное). Защитные механизмы -совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм. Зеркальная речь - произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова. Зеркальное письмо - 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв. Имбецильность - средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков. Инсульт - вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития – направление в специальной педагогике, совместное обучение в образовательных учреждениях детей с различными нарушениями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников. Интеллект - совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения. Интроверсия- направленность человека на свой внутренний мир. Инфантилизм - патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту. Иррациональный-фантастический, надуманный. Итерация - несудорожные запинки, повторы в речи. Каппацизм -- недостаток произношения звука [ К ]. Картавость - нарушение произношения звуков Р и Л. Клаустрофобия- страх перед ограниченным пространством. Клоническая судорога - судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением. Коммуникация- (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми. Компенсация– возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Коррекционная педагогика - см. Дефектология. Коррекция - исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи. Коррекция нарушения- система психолого-медико-социальных мер, направленная на исправление или преодоление недостатков психофизического развития ребенка. Коррекционное обучение– особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечивающий их потребности в личном росте и социализации. Коррекция произношения- исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм. Коррекционно-воспитательная работа– система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе. Косноязычие - см. Дислалия. Ламбдацизм- неправильное произношение звука [Л]. Распространённый недостаток речи. Леворукость -врожденное или вынужденное преимущ. пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий. Лексикон-словарный запас. Лексико-грамматический - характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства. Лексико-морфологический - относящийся к морфологии словообразования. Логоневроз - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое). Логическая пауза -пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса. Логическое ударение - выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение. Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых. Логопедия– наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними. Логофобия -- (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи. Медико-педагогическая комиссия - специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения; в М.-п. к. работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи. Межзубная шепелявость - нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами. Мимика- совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то. Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности; принижении слуха М.г. нарушается, что делает речь монотонной. Монолог- устное или письменное высказывание одного человека. Монолог - значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение. Моторика– совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Мутизм - отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д. Навык - автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Нарушение зрительного образа буквы - смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо. Нарушение зрительного образа слова - нарушение буквенного состава слова. Нарушение структуры слова - упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов. Нарушение чтения и письма - резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв. Небная расщелина - аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей неба, в результате, чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи. Небо мягкое - задняя подвижная часть неба; во время глотания, жевания и речи происходит различные движения мягкого неба. Невербальные средства общения -жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения. Неврозы– группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний. Недоразвитие речи– качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нистагм - непроизвольные ритмичные судорожные движения глазных яблок. Обратная связь - процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. Обтуратор– приспособление в форме пластины для закрытия дефектов твердого и мягкого неба. Общение- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Это отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр. Олигофрения - стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза - во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости. Олигофренопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей. Онтогенез - совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни. Оппонент - противник в споре. Органы артикуляции- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь. Органы речи - различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Орфография - система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме. Паралич - выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации. Патология - наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний. Постановка звука - создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно - кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса - первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики. Первичный дефект– нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов). Постнатальный– период после рождения ребенка. Пренатальный– период до рождения ребенка. Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании. Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.). Психомоторика– индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека. Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной органической дислалии. Реабилитация– восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий. Рефлексия - размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния. Реципиент- пользователь информации. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Нарушения речи - отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде. Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга. Различают периферический и центральный отделы Р.а. Ринолалия - (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) вид органической дислалии, расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого неба или расстройства функции мягкого неба. Ринофония– носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи. Ритмика - cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой. Ритм речи - последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени. Риторика -теория и мастерство гармоничной речи. Ротацизм- часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ]. Саливация - обильное слюноотделение. Сензитивные периоды развития функций– периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими же периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени. Сигматизм -недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ] Скандированная речь - речь по слогам, нарушение ритма речи. Словарь пассивный - запас понимаемых слов. Словарь активный - наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи. Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки - «шанки»). С.з. - признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся. Сопряженная речь - совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз. Спонтанная речь - непроизвольная. Судороги– непроизвольные сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно. Судороги клонические - быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц. Судороги тонические - продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса. Сурдопедагогика - наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха. Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя. Тембр - индивидуальная окраска голоса. Темп речи– скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление. Уздечка- подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки. Уздечка короткая - врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии. Уранопластика - оперативное закрытие щели твердого неба. Ураностафилопластика - оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба вместе. Фобия речи - навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании. Фонастения - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание («осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение). Фонация - голосообразование. Нарушение Ф. - от легкой охриплости до полного отсутствия голоса. Фонема - звук речи - звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных). Фонематический слух - способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи - фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной речи. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью. Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) - психолого-педагогическое название группы речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения; к ФФН относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии. Фраза– законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения. Хейлопластика- оперативное закрытие расщелины верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев. Хиттизм -недостаток произношения звука [ Х ]. Чистота речи - чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов. Этиология- (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней. Экспрессия- (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний. Эмпатия - сочувствие человеку. Этика -учение о нравственности. Этика медицинская - наука о необходимости нравственного подхода ко всем, без исключения, медицинским проблемам. Этикет- правила вежливости, принятые в обществе. Экстраверт -человек, направленный на внешний мир: общение, контакты и др. Язык- важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
|
|||
|