Достоевский «Преступление и наказание»
Достоевский «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» — высочайший образец криминального романа. В рамках жанра полицейского расследования писатель поставил вопросы, и по сей день не решенные. Кем должен быть человек: «тварью дрожащей», как говорит Раскольников, или «Наполеоном»? И это проблема уже XXI века. Написанный в 1866 году роман «Преступление и наказание» до сих пор остается самой читаемой в мире книгой и входит в большинство школьных программ по литературе.
«Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего это бедность…» (Ю. Борев)
«Мне было двенадцать лет, когда… я впервые прочел «Преступление и наказание» и решил, что это могучая и волнующая книга.» (В. Набоков)
«Достоевский …все время с боем пробивался сквозь тернии к звездам, отталкиваясь от того, что он уже достиг, чтобы в итоге создать произведение, обожествляемое всеми» (Харуки Мураками).
Раскольников говорит Соне: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?»
"Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" (Раскольников) !!!!
"... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся..." (Раскольников)
СОНЯ: Страдание принять и искупить себя им, вот что надо...
Лужин воплощает эгоистическую расчетливость, прикрывающуюся рациональной идеей «общего блага» (сродни с «арифметикой» Раскольникова)
"...всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе, чтоб о нем судить..." (Лужин)
Свидригайлов - отсутствие нравственных границ, не различение добра и зла
«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.»
Марков: «"Преступление и наказание" - один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского.»
Чехов «Ионыч» Врач Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Семья Туркиных
«Студент» «… и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше.» «Вишневый сад» Двойное ударение в названии. Лопахин: «Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как полетят на землю деревья!» Петя Трофимов: "...Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест..."
Бунин «Господин из Сан-Франциско» «…корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем…» «В самом низу, в подводной утробе "Атлантиды…» «…Никто не отвечал толком, никто не понимал ничего, так как люди и до сих пор еще больше всего дивятся и ни за что не хотят верить смерти.»
«Чистый понедельник» Она: «Вы у меня первый и последний. Вам этого мало?» Он: «И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, все та же мука и все то же счастье... Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!"
Горький «На дне» Лука «Во что веришь - то ты и есть» «По-моему ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»
О человеке «он – каков ни есть, а всегда своей цены стоит» «Человек всего может…Лишь бы захотел» «Человека приласкать никогда не вредно»
Сатин «Человек - это звучит гордо!» «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью» «Правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев»
Рассказ «Старуха Изергиль» "Красивые – всегда смелы." – Изергиль. Данко: "Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется."
Блок «Двенадцать» «...И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль..»
«Нежной поступью над вьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.»
Маяковский «Облако в штанах» Четыре части - каждая реализует конкретную идею: 1.Долой вашу любовь 2.Долой ваше искусство 3.Долой ваш строй 4.Долой вашу религию
Мандельштам Ленинград «Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей».
Notre Dame «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.»
Ахматова поэма «Реквием» Посвящена жертвам сталинских репрессий.
В первых строках «Вступления» возникает образ «страшного мира»:
«Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград»
Изображается драма всей безвинной Руси:
«Буду я, как стрелецкие женки, Под тюремными башнями выть»
Эпиграфом являются строки их ст. «Так не зря мы вместе беседовали»:
«Нет! И не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл- Я была тогда с мим народом Там, где мой народ, к несчастью, был»
|