|
|||
ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Введение Актуальность исследования. В связи с изменениями в развитии социальной, политической, экономической сфер, трансформацией в системе культурных ценностей особую актуальность приобретают новые задачи и направления в исследовании коммуникативной компетенции. Появление новых реалий XXI века, развитие процессов интернационализации всех сторон жизни, особенности жизнедеятельности в информационном обществе выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Примерная программа обучения иностранным языкам указывает, что ИЯ «наряду с русским языком и литературным чтением входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру студента, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций» [4]. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования в качестве личностных результатов освоения основной образовательной программы указывает следующие: 1) формирование целостного мировоззрения, которое соответствует современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности [2]. Формирование общей культуры общения, формирование навыков общения на родном и иностранном языках является важнейшей задачей современной школы, успешная реализация которой во многом зависит от основ, заложенных в начальных классах. Новые задачи предполагают смену в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля. Одним из методов решения пробелов может стать применение драматизации в процессе обучения иностранному языку на младшей ступени обучения как средства формирования навыков общения. Формирование коммуникативной компетенции включает в себя языковое направление образовательного процесса, которое будет возможно только в том случае, если будет возможна речемыслительная функция обучающихся, которая в основном характеризует педагогическую деятельность ученика. Степень разработанности проблемы.Теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков рассматриваются в психолого-педагогических исследованиях М. Барбар, Е.В. Казаковой, Е.И. Пассова, Г.А. Савченко, Е.С. Селивановой, Е.В. Федюниной. Работы Л.Л. Босовой, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, Б.И. Хасана отражают особенности развития компетентностного подхода в образовании. Использованию драматизации в обучении иностранным языкам посвящены работы Е.А. Белянко, Е.С. Березниковой, В.В. Вартаковой, Н.В. Ивановой, А.Н. Утехиной и других. Однако, несмотря на значительную разносторонность психолого-педагогических исследований по проблеме формирования коммуникативной компетенции в педагогической теории и практике еще не накоплено достаточно материала по формированию иноязычных коммуникативных навыков на начальной ступени обучения средствами драматизации. Проблемаисследования может быть обозначена в виде педагогических, психологических, методологических условий, обеспечивающих эффективностьформирования коммуникативной компетенции обучающихся средствами драматизации в процессе обучения иностранному языку. Объект исследования – процесс обучения ИЯ на начальном этапе обучения. Предмет исследования – возможности драматизации как средства формирования коммуникативной компетенции в обучении ИЯ на начальной ступени обучения. Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения драматизации в формировании коммуникативной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку. В соответствии с целью исследования предусмотрено решение следующих задач: 1) изучить психолого-педагогические основы обучения иностранному языку младших школьников; 2) рассмотреть формирование коммуникативной компетенции как предметный результат обучения иностранному языку в начальной школе; 3) выявить особенности использования драматизации в процессе обучения иностранному языку как средства формирования коммуникативной компетенции младших школьников; 4) определить формы и методы формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка; 5) рассмотреть специфику проведения уроков иностранного языка у младших школьников с использованием драматизации; 6) проанализировать результаты экспериментальной работы по использованию драматизации в формировании коммуникативной компетенции младших школьников на уроках иностранного языка. Методологическую основу исследования составили: – труды по психологической теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, A.A.Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), –компетентностный подход к обучению (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, Б.И. Хасан, А.В. Хуторской); психолого-педагогические теории личности, общения и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Андреева, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); –концепции обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, Г.В. Рогова) – работы по вопросам драматизации и инсценирования (О.Ю. Богданова, Л.П. Валиковская, Л.П. Висленко, Т.С. Зепалова, М.Г. Качурин, Т.А. Македон В.Г. Маранцман, В.П. Полухина, Г.В. Пранцова, Ю.А. Самарин, Т.В. Чирковская и др.). Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:теоретические: анализ и обобщение психологической, педагогической и методологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, диагностика, эксперимент, методы математической обработки данных. Научная новизна данного исследования заключается в том, что теоретически обоснована и подготовлена методическая разработка использования драматизации в обучении иностранному языку младших школьников как средства формирования коммуникативной компетенции. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что: – на основании анализа существующих теоретических источников обобщено понятие «коммуникативная компетенция», а также выявлены особенности обучения иностранному языку младших школьников; – предложена методическая разработка по использованию драматизации в обучении иностранному языку младших школьников. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложенные в ходе данного исследования упражнения по формированию коммуникативной компетенции могут быть использованы в практической деятельности школ, гимназий, а также разработанные конспекты уроков могут быть использованы в подготовке студентов к педагогической практике, на занятиях по методике обучения иностранному языку, а также в разработке практических рекомендаций, учебных пособий, чтении лекций, спецкурсов. Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы содержит 51 источник. Работа содержит 7 таблиц и 8 рисунков, а также 5 приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников с применением драматизации в процессе обучения иностранному языку. Вторая глава посвящена оценке эффективности использования драматизации в формировании коммуникативной компетенции младших школьников на уроках иностранного языка.
|
|||
|