Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Традиционно выделяют 4 этапа развития немецкого Просвещения.



Немецкая литература 18 века

Специфика социально-исторического развития Германии определила своеобразие немецкого Просвещения. В Германии XVIII в. также разворачивалось просветительское движение, но вплоть до второй половины века оно не ставило серьезных политических проблем, до которых общественное сознание немецкого бюргера еще не доросло. Развитие капитализма тормозилось политической, экономической и идейной отсталостью страны. Само единство Германской империи оставалось символическим: 300 княжеств и 50 имперских городов жили по своим законам.

В стране господствовал деизм, основанный философией Г. В. Лейбница(1646–1716). Деистические воззрения давали возможность их последователям объяснять явления природы, критиковать духовенство, выступать за освобождение науки, философии, культуры от опеки религии. 

В целом немецкое Просвещение тяготело к отвлеченным теоретическим проблемам, оно широко разрабатывало вопросы эстетики, философии истории, философии языка. В этих областях немецкая духовная культура в последней трети века даже опережает другие европейские страны.

Традиционно выделяют 4 этапа развития немецкого Просвещения.

Первый этап (20–40-е гг.) характеризовался известным оптимизмом; в основе его идеологии лежала рационалистическая философия: распространение разумных воззрений снимет все неустройства в обществе.

Второй этап развития немецкого Просвещения (50–60-е гг.) отличался зрелостью, активностью просветительской мысли. Большую роль начинают играть литературные споры, появляются критические манифесты. В области эстетики обосновываются принципы реалистического отражения действительности. Создается национальная литература, основанная на изучении немецкого характера, на отражении насущных потребностей страны. Наиболее полно тенденции этого периода были представлены в творчестве Лессинга.

Третий этап просветительского движения в Германии (70-e гг.) получил название «Бури и натиска». (Одним из самых ярких «бурных гениев» был Фридрих Максимилиан Клингер (1752–1831). Его драма «Буря и натиск» (1776) и дала название всему движению).

«Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang) – период в истории немецкой литературы (1767–1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, интерес к которым характерен для предромантизма.

Особенности движения «Буря и натиск»:

-  отказ от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма. Представляет собой немецкий вариант европейского сентиментализма, утверждая равенство всех людей в чувстве, которое выдвигая на первый план в противовес рассудку, потому что видит в нем главную ценность человека. В каждом забитом, униженном бюргере открыт равно глубокий внутренний мир,

- бунт против деспотизма, сословных предрассудков, нравственного подавления человека,

- появление нового героя – яркой, сильной личности, «бурного гения», наделенного страстным стремлением к действию (авторов привлекают титанические характеры, подобные Прометею, Фаусту).

- особые требования к художественному творчеству, и прежде всего – необходимость разработки социально острых тем (борьба за «естественные права» индивида и др.).

- формирование идеи национального единства. Основная цель – создание национальной немецкой литературы. Отсюда пристальное внимание к фольклору, к памятникам старины, демократичность, использование диалектов и просторечия. Самая яркая примета штюрмерского стиля – контрастное сочетание высокой патетики и обыденно-разговорной речи.

- провозглашение абсолютной свободы творчества, отрицание всяческих правил.

Среди представителей «Бури и натиска» Иоганн Гаман («Крестовые походы филологов»), Иоганн Готфрид Гердер («Фрагменты новейшей немецкой литературы» и др.), Иоганн Вольфганг Гёте («Страдания молодого Вертера»), Фридрих Шиллер («Разбойники», «Коварство и любовь»).

Четвертый этап в истории литературы немецкого Просвещения (90-е гг.) получил название «веймарского классицизма» (по названию г. Веймара, где поселились Гёте и Шиллер). В сущности, «веймарский классицизм» имеет лишь внешнее сходство с классицизмом. По сути своей – это особый вариант просветительского реализма, отмеченный стремлением к универсально-философскому осмыслению действительности. (В области эстетики «веймарский классицизм» основывался на признании демократического идеала античной красоты, на реалистической эстетике Лессинга, на достижениях школы чувствительности. «Веймарская четвёрка»: Виланд-Гердер-Гёте-Шиллер (иногда к «веймарским классикам» относят только Гёте и Шиллера). В отличие от периода «Бури и натиска» все четверо ориентировались на гуманистические идеалы, частично используя в своем творчестве античные темы и примеры.

Особенности периода:

- разочарование в бунтарстве, понимание невозможности в условиях Германии реальной борьбы со злом.

- Гёте и Шиллер убеждаются в том, что действовать возможно только в сфере искусства. Взамен идеи политического переустройства они выдвигают идею эстетического воспитания человека, преобразования действительности средствами искусства. По сути, «веймарский классицизм» – программа просветительского гуманизма, грандиозная попытка преодолеть немецкое убожество «изнутри».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.