Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Народный кукольный театр Петрушки



Народный кукольный театр Петрушки

Известно три вида кукольного театра: вертеп (куклы неподвижно крепятся на стержнях и двигаются в прорезях ящика); театр марионеток (в котором кукловод управляет куклами с помощью ниток) и театр Петрушки с перчаточными куклами (эти куклы кукольник надевал на руку). Театр Петрушки – русская народная кукольная комедия. Ее главным персонажем был Петрушка, его именем и назван театр. Петрушка имел несколько имен – Петр Иванович Уксусов, Петр Иванович Самоваров, Ванька Рататуй и др. Театр Петрушки возник под влиянием итальянского театра Пульчинелло, с ним итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге и других городах. Впервые театр Петрушки появился на Руси еще в XVII веке.

Уже в XIX веке театра Петрушки стал самым распространенным и популярным в России. Самые первые представления демонстрировались без ширмы, единственный кукловод надевал специальную юбку, к которой крепился обруч. Кукольник поднимал юбку за обруч, исчезал из поля зрения зрителей и демонстрировал представление, управляя сразу двумя персонажами.

В начале XIX века на смену этого костюма пришла ширма. Ширма была легкая, складная. Увеличилось количество персонажей (от 7 до 20). Появилась шарманка и мелкая бутафория. Декораций в театре Петрушки не было. Кукольник с музыкантом, обычно шарманщиком, ходили по дворам и показывали представления. Петрушку всегда можно было увидеть на ярмарках, и во время народных гуляний.

Характерные черты Петрушки – большой смеющийся рот, большой нос с горбинкой и горб. Одет он в красную рубаху, колпак с кисточкой, на ногах сапоги или в шутовской двухцветный наряд и колпак с бубенчиками. Кукольник озвучивал Петрушку с помощью пищика – специальное приспособление, с помощью которого голос становился визгливым. Пищик делали из двух костяных пластинок, между которыми закреплялась узкая лента. Остальных персонажей кукольник озвучивал своим голосом, пряча пищик за щекой. Представление театра Петрушки состояло из нескольких сценок. Эти сценки всегда носили сатирический характер. Импровизация Петрушки были на злобу дня: в них содержались острые выпады против местных помещиков и купцов. Представления сопровождались музыкальными вставками.

Сюжеты театра Петрушки: солдатская служба, лечение, приобретение лошади и ее испытание, свадьба Петрушки.

Сценки имели свой порядок и демонстрировались одна за другой. Во всех представлениях Петрушка был мошенником, плутом и грубияном. Продолжалось представление до тех пор, пока на улице есть зрители.

Петрушка олицетворял раскрепощенность, свободу, радость. А его слова и действия противопоставлялись принятым нормам морали и поведения.

В XX веке популярность Петрушки пошла на убыль. На него ополчились блюстители нравственности. Театр Петрушки запрещали, а кукольников прогоняли с ярмарочных площадей. Время хулигана Уксусова прошло.

Но спустя годы, к концу XX века Петрушка вновь стал появляться в разных городах России. Ценители русской культуры, с целью сохранения традиций русских уличных представлений прошлых веков, воссоздают утраченные традиции театра «Петрушки». Одним из таких является уникальный уличный театр из Санкт-Петербурга «Папьемашенники». Это бродячие потешники, скоморохи, которые «ломают петрушечную комедь».

Наш район не стал исключением. В 1991 году в селе Троицкое Троицкого района был открыт Народный дом. Его сотрудники изучали русскую традиционную культуру: ездили в этнографические экспедиции, собирали материал, осваивали его. В том числе изучали народный театр и театр Петрушки. Местные мастера изготовили кукол. В традиционном театре Петрушки использовали перчаточные куклы, у нас же изготовили верховых кукол (тростевых). С тех пор наш Петрушка стал постоянным участником массовых мероприятий села и района.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.