Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория коллектива



Теория коллектива

Автором завершенной теории коллектива является А. С. Макаренко. Коллективом в системе А. С. Макаренко называется организованная группа, которая имеет согласованную с обществом, объединяющую всех его членов и социально значимую цель деятельности.

По А. С. Макаренко, общий коллектив состоит из первичных коллективов. Первичным коллективомон называет такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Оптимальное количество членов такого коллектива, по мнению А. С. Макаренко, – 8–15 человек.

По А. С. Макаренко, коллектив проходит три стадии развития.

1. Зарождение коллектива. Определяются цели, находится общее дело, формируются формальная и неформальная структуры. На данной стадии коллектив еще не готов определить дальние перспективы своего развития. Организующее влияние на него оказывает достижение ближней перспективы. Педагог держит в своих руках все нити управления коллективом, он является организатором и вдохновителем общей деятельности, предъявляет требования к коллективу, работает с активом, в силу этого он не всегда может распространить свое внимание на каждого отдельного члена коллектива. Главное на данном этапе – наладить общую коллективную жизнедеятельность.

2. Коллектив выступает как единое целое, накапливается опыт совместной жизни, к общей деятельности приобщаются все члены коллектива. Коллектив с помощью педагога может определять для себя перспективы развития и в своей основной массе способен на морально-волевое напряжение, связанное с достижением общей цели. Педагог постепенно передает управленческие функции активу, оказывая ему необходимую помощь и поддержку. В зоне постоянного внимания педагога находится неформальная структура. Благоприятный психологический климат – одно из основных условий успешного развития коллектива на данной стадии развития.

3. Расцвет коллектива. Коллектив способен к самоорганизации, саморегуляции, он может сам определять для себя ближние, средние и дальние перспективы. В коллективе складывается общая атмосфера взаимопомощи, взаимовыручки, доверия. Принципиально меняется характер управления коллективом, педагог по отношению к коллективу и каждой отдельной личности выходит на уровень сотрудничества. Личность в таком коллективе чувствует себя защищенной, что позволяет раскрыться индивидуальности каждого, при этом каждый чувствует свою ответственность за коллектив, за того, кто рядом с тобой, за самого себя и может предъявлять требования и к другим, и к самому себе.

А. С. Макаренко выделил два закона развития коллектива.

1. Закон движения коллектива. Суть закона – в гармонии ближних, средних и дальних индивидуальных и коллективных целей. Для того чтобы коллектив двигался вперед, он должен видеть перспективу – ближнюю, среднюю и дальнюю. По Макаренко, в системе перспективных линий заключается идея "завтрашней радости".

2. Закон параллельного педагогического действия. Суть этого закона заключается в том, что через коллектив оказывается влияние на личность, в свою очередь, через развитие каждой личности осуществляется развитие коллектива. Параллельное действие делает воспитанника субъектом активной общественной деятельности и воспитания, создает условия для развития самодеятельности и инициативы. В то же время каждый момент воздействия на личность обязательно должен быть воздействием и на коллектив.

Системообразующим положением при формировании коллектива является то, что коллектив должен постоянно усложнять, совершенствовать свои цели и содержание деятельности.

В системе А. С. Макаренко сложились следующие требования к организации коллектива.

1. Коллектив должен иметь традиции. Традиция создает для коллектива внешний каркас, в котором можно красиво жить.

2. В коллективе должна поддерживаться преемственность поколений. "Моральный и эстетический импульс", который исходит от людей более опытных и организованных, является примером для младших.

3. Общий тон настроений в коллективе должен быть мажорный. В коллективе должна поддерживаться атмосфера постоянной бодрости, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию.

4. В коллективе должна присутствовать игра воображения и фантазии. Неиграющий детский коллектив не будет настоящим детским коллективом.

5. В коллективе должна присутствовать эстетика. Коллектив должен быть красив с внешней стороны, чтобы ребенку хотелось в нем жить и гордиться принадлежностью к такому коллективу.

6. В коллективе личность должна чувствовать себя защищенной. Идея защищенности должна лежать в основе формирования стиля отношений.

7. Каждая личность в коллективе должна ощущать собственное достоинство. Эта уверенность в своем собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив.

8. Необходимо устанавливать деловые отношения, отношения взаимной ответственности и взаимного подчинения. В коллективе должна быть принята определенная "форма вежливости в деловых отношениях".

В. А. Сухомлинский, развивая идеи А. С. Макаренко, дополнил теорию следующими положениями.

1. Цель воспитания – человек, а коллектив лишь средство для достижения этой цели. Забота о воспитательной силе коллектива – это забота о духовном росте каждого члена коллектива.

2. В коллективе должны сложиться духовные связи, которые станут источником самой человечной потребности – потребности человека в человеке.

3. Коллектив должен открывать перед каждым воспитанником перспективу для деятельности на благо общества и коллектива. Для формирования коллектива нужен опыт борьбы для достижения общих целей, опыт подчинения личных интересов интересам коллектива.

4. Коллектив становится воспитывающей силой в такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями.

5. Коллектив – это богатство индивидуальностей. В коллективе каждый должен раскрыть себя в той деятельности, которая в наибольшей мере соответствует его задаткам.

6. Длительное пребывание в коллективе требует смены обстановки, одиночества, полного отдыха от того напряжения, которое возникает в результате общения. Личность имеет право на недоступность коллектива к глубоко личному, сугубо интимному.

7. Детский коллектив может быть опасным инструментом в ситуации воздействия на личность. Только тогда, когда сложилась в коллективе высоконравственная атмосфера, его можно привлекать к "параллельному воздействию" на личность.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.