Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГИПНОЗ



Издание третье, исправленное и дополненное

КИЕВ «ЗДОРОВ'Я» 1978

А.П.СЛОБОДЯНИН

615.34 C48

УДК 615.851.1/2

Психотерапия, внушение, гипноз. Слободяник А. П. Киев, «Здоров'я», 1977. 480 с.

В пособии освещены вопросы психотерапии и, в част­ности, гипноза на основе идей нервизма. Представлен кри­тический разбор некоторых идеалистических концепций, тече­ний, методов и систем в зарубежной психотерапии.

Большое внимание автор уделяет основам советской психотерапии, учению о сне и гипнозе, технике и методике гипноза, вопросам специальной психотерапии.

Рассматриваются вопросы психотерапии при соматических заболеваниях, а также в курортологии, в спортивной, экс­пертной практике, психотерапия в практике военного врача, психогигиена, психопрофилактика, медицинская психология и психотерапия, психофармакология.

Книга рассчитана на психиатров, невропатологов, врачей широкого профиля.

Ил. 31. Список лит.: с. 468—477.

Рецензенты: докт. мед. наук Н. К. Липгарт, доц. В. Г, Ротштейн

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗДОРОВ'Я», 1977

51700—019

 М209(04)—78

 °—77

Предисловие к третьему изданию

Предыдущее издание книги полностью разошлось. Pro captu lectoris habent sua fata libelli (Судьба книги целиком зависит от того, как принимается читателем).

За это время в нашей стране вышло в свет несколько монографий по психотерапии: «Руководство по психоте­рапии» под ред. В. Е. Рожнова, «Очерки психотерапии» М. С. Лебединского (2-е издание), «Неврозы и их лече­ние» А. М. Свядоща и другие.

Третье издание значительно переработано и допол­нено. При этом учтен опыт отечественной и зарубежной психотерапии за последние годы.

Первая часть книги дополнена разделами: «Психо­терапия психобиологическая», «Теория О. Ранка», «Трансактивный анализ», «Социальная терапия» Б. Грей-хэма, «Система психотерапии Zen (дзен)», а также све­дениями о развитии отечественной и зарубежной общей психотерапии.

Во второй части дано определение сущности пси­хотерапии; с современных позиций освещены нейрофи­зиологические аспекты психической (познавательной) деятельности, вопросы врачебной этики, деонтологии.

Раздел «Специальные методы психотерапии» допол­нен описанием таких методов, как персуазия, реориен-тация, психотерапия через понимание, психотерапия недирективная, психотерапия директивная, имаготера-пия, библиотерапия, либропсихотерапия, десенсибилизи­рующий метод, коррективный интерперсональный метод (Knobloch), игротерапия, семейная психотерапия, психо­делическая и психолитическая психотерапия, «телефон­ные психотерапевты», «телефонные службы спасения».

Наиболее существенные дополнения внесены в третью часть. Прежде всего освещена теория психотерапии, в частности гипноза.                                   ,

Четвертая часть дополнена формулами и методиками гипнотизации В. Е. Рожнова, Erickson, R. Wolberg, «нар-коген»-психотерапией (R. Копеспу).

Значительно дополнена пятая часть книги — «Спе­циальная психотерапия». Здесь с точки зрения современ­ных достижений нейрофизиологии, психологии и филосо­фии освещены вопросы психической нормы, понятия «болезнь», «психоз»; теории установки Д. Н. Узнадзе и неосознаваемой психической деятельности; структуры неврозов и психозов; заново написаны разделы: «Сексу­альный вопрос», «О воспитании сексуальной культу­ры», «Сексуальные перверзии и их лечение», «О половом воспитании детей и подростков». Кроме того, уделено внимание вопросам депривации, психического голода­ния, фрустрации, патологического развития личности и их лечения

Наконец, являются новыми разделы: «Психотерапия в курортологии», «Психотераиия в спортивной практике», «Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия», «Психотерапия и медицинская психология», «Органи­зация психотерапевтической помощи», «Психотерапия в психоневрологии и психофармакология».

Автор

Введение

Зарождение психотерапии относится к предыстории человечества. И, конечно, историю психотерапии необхо­димо рассматривать в тесной связи с развитием пяти общественно-экономических формаций (первобытно-об­щинного, рабовладельческого, феодального строя, капи­тализма, коммунизма). Такая точка зрения дает возмож-ность рассматривать человеческое общество в каждый период его развития как единый социальный организм, который включает в себя все общественные явления в их органическом единстве, взаимодействии, в том числе медицину, в частности психотерапию.

Первобытные люди считали, что причиной расстройств психики являются демоны, духи умерших, воплотившиеся в зверей, насекомых и др. Поэтому лечение психических расстройств состояло в изгнании демона из тела боль­ного: больных вращали вокруг оси, избивали розгами и т. д.

В эту эпоху беспомощный еще человек ищет посред­ника перед богами и демонами, чтобы умилостивить тайные силы. Таким посредником становится жрец. С. Цвейг в произведении «Врачевание и психика» заме­тил, что медицина уподоблялась теологии, магии, культу, ритуалу. Человек не столько боролся с болезнью, сколь­ко пытался замолить болезнь, откупиться от нее при помощи обетов, жертв, церемоний. И между богом и страданием был только один посредник — жрец как страж души и тела.

Здесь фактически и начинается психотерапия.

Пути медицины и богословия, которые вначале со­ставляли одно целое, позже расходятся; наука отбрасы­вает теорию о божественном происхождении болезней, а вместе с ней и жертвы, молитвы. Врач выступает уже независимо от жреца, а вскоре и против жреца.

Незадолго до нашей 'эры в египетских, вавилонских, индусских, персидских письменах находим упоминание о лечении психически больных весельем, музыкой, дру­жескими убеждениями и пр.

В истории развития медицинского мышления замет­ное место занимают представления врачей и философов древней Греции — Эмпедокла, Пифагора, Платона, Ари­стотеля, Гиппократа.

Около двух с половиной тысяч лет назад Гиппократ в трактате о поведении врача писал*1: «Все, что надо де­лать, делай спокойно и умело, так, чтобы больной мало замечал то, что ты делаешь. Его надо, когда следует, ободрить дружеским, веселым, участливым словом; надо думать только о больном».

Древнеримский ученый Авл Корнелий Цельс для ле­чения больных рекомендовал убеждение, разумные за­нятия, чтение книг, а отказывающихся от пищи советовал водить на пиры.

Однако самым последовательным психотерапевтом являлся Соран. Он относился к душевнобольным с большой любовью и усердно занимался их лечением, протестовал против бесчеловечных методов, которые в те времена применялись — содержания больных в тюрь­мах, заковывания их в кандалы, побоев. Соран считал, что помещения для душевнобольных должны быть свет­лыми, удобными. Больных нужно ограждать от возмож­ных душевных травм.

В эпоху средневековья философия была на службе у богословия, пылали костры инквизиции, освещая кро­вавым заревом всю Западную Европу. Душевнобольных называли ведьмами, еретиками, слугами «нечистого». Они жестоко преследовались инквизицией. Сжигание на костре было единственным способом «очищения души».

Несомненно, в те времена ни о какой положительной психотерапии не могло быть и речи.

Многие даже видные врачи того времени (Вилизий, Рейль) считали, что психические болезни вызываются дьяволом.

Правда, в Западной Европе в XV—XVI вв. некоторые врачи считали, что психические болезни связаны с пато­логией мозга (F. Plater, С. Lepois), хотя еще в XVIII в. о мозге писали: obscura textura, obscurionas morbi, fun-ctiones obnscurissimae.

В эпоху Возрождения основным философским тече­нием становится гуманизм, тесно связанный с^ материали­стическим мировоззрением. Носителями этой идеологии были ученые, философы, писатели, поэты, художники, скульпторы. Аскетизм, представления о мире как «о юдо­ли плача и печали* стали неприемлемы для нового класса — буржуазии.

Развитие естествознания дало толчок материалисти­ческому объяснению явлений. Правда, это был еще огра­ниченный, механистический материализм, но для того времени это была передовая методология.

Во время Великой Французской революции высту­пает выдающийся врач-психиатр Ph. Pinel. По разреше­нию Центрального Бюро Коммуны он снимает цепи с душевнобольных в Бисетре под Парижем, что явилось переломным, революционным явлением в психиатрии.

После пинелевской реформы к психически больным стали относиться, как к обыкновенным больным, кото­рые нуждаются в хорошем обращении и лечении. Ph. Pinel рекомендовал, в частности, психо- и трудотерапию.

Выдающийся деятель Великой Французской револю­ции, ученый и врач J. P. Marat в работе «Philosophical essay on man» впервые выдвинул мысль о том, что «вся­кий человек характером своей психики обязан строению своего тела».

Широко применяли моральное лечение — психотера­пию в Англии (W. Тике), в Италии (А. М. Walsalva, W Kiaruggi).

В Англии первым выступил за гуманное отношение к больным J. Connolly; он провозгласил принцип «по restraint» (нестеснения).

Большой след в психотерапии оставил Н. Maudsley, выдвинувший эволюционную теорию развития, приспо­собления человеческого организма, единства его с окру­жающей средой.

В Германии в первой половине XIX в. немецкая меди­цина, психиатрия в частности, находилась под влиянием идеалистических концепций. Здесь появляются две шко­лы: «психиков» (I. Heinrot, К. Ideler, F. Beneke) и «со-матиков» (F. Nasse, W. Jacobi, I. Fridreich). Первые полагали, что при психических заболеваниях страдает душа как особая нематериальная сущность. Они считали, источником болезней является грех, следовательно,

лечить таких больных должны философы, богословы, а не врачи. «Соматики» считали, что душевные болез­ни — это «эпифеномены», симптоматические проявления всевозможных соматических заболеваний.

Выдающимися немецкими психиатрами были W. Grie-singer, К. Westphal, Т. Meynert, E. Hecker, К. Wernicke, Н. Neuman, R. Kraft-Ebing, К. Monakow, P. Mobius, E. Kraepelin, E. Bleuler, K. Bonhoeffer.

До 1932 тода немецкая психиатрия оказывала боль­шое влияние на развитие психиатрии во всем мире. С приходом к власти фашистов немецкая психиатрия стала деградировать. Под видом «очищения расы» ду­шевнобольных кастрировали и стерилизовали, на окку­пированных территориях их уничтожали в газовых камерах.

Известно, что на Руси отношение к душевнобольным было иным, чем у романских народов, где с XIII в. сви­репствовала инквизиция. Православная церковь не под­чинялась римскому папе и не имела в своем распоряже­нии такого консервативного сыскного и судебного орга­на, как инквизиция.

Письменной грамотой Киевского князя Владимира 996 г. церкви вменялось в обязанность содержать гости­ницы для путешественников, сиротские и вдовьи дома, а также и больницы; на это выделялась «десятина» из княжеских прибылей.

В «Житии» Феодосия Печерского, основателя Киево-Печерской Лавры, упоминается о том, что Печерский монастырь заботился об «убогих и калеках» и о «бесно­ватых».

Обхождение с психически больными в Киевской Руси было ласковым, гуманным.

В том же «Житии» Феодосия Печергкого говорится, что психически больных считали действительно больны­ми, в то время как пьяницами пренебрегали, они пре­следовались религией: «Бесный стражет неволею и до­будет вечныя жизни, а пьяный... добудет себе вечныя муки».

В Ипатьевской летописи упоминается о том, что еще в 1089 г. в Переяславском монастыре был организован первый психиатрический стационар для возбужденных психически больных, а в Западной Европе подобный

ционар был организован лишь в 1247 г. в Англии

Татаро-монгольское иго причинило огромный ущерб культуре Киевской Руси, однако передовые ее идеи об оганизации психиатрической помощи, гуманном отноше­нии к больным в значительной мере сохранились.

g XVI—XVII вв. отношение к психически больным было различным: одних считали прорицателями и свя­тыми, слабоумных держали для забавы (шуты), а осо­бо беспокойных определяли в тюрьмы.

Однако в Судебнике, выработанном Стоглавым со­бором (1551 г.), вновь.говорится, что психически боль­ных следует помещать в монастыри («чтобы не быть им помехой и пугалом для здоровых») и обходиться с ними с кротостью.

В XVI—XVII вв. уже издаются «Лечебники», содер­жащие различные советы по лечению больных. Утвер­ждалось например, что при «пужливых» больных нельзя шептать.

При «исступлении ума» рекомендовалось лечение сном, отваром мака. Давались советы, как кормить боль­ных, отказывающихся от приема пищи.

В 1775 г. Екатерина II передала дело попечения о ду­шевнобольных в ведение учрежденных Приказов обще­ственного призрения, врачей. Позже открываются боль­ницы для больных в Петербурге, а затем «в Москве. Организация опеки над психически больными относится к 1776 г.

Тем не менее даже в начале XIX в. условия содер­жания душевнобольных в стационарах были еще тяже­лыми. Об этом свидетельствует стихотворение А. С. Пуш­кина:

Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад. Не то, чтоб разумом моим Я дорожил; не то, чтоб с ним Растаться был не рад.

Да вот беда: сойди с ума, И страшен будешь как чума,

Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака И сквозь решетку, как зверька, Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я                              ,

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой дубрав — А крик товарищей моих, Да брань смотрителей ночных, Да визг, да звон оков.*

В эпоху развития капиталистических отношений, про­мышленности и торговли, географических и астрономи­ческих открытий, достижений в области естествознания появилось новое мировоззрение — материализм, которое уже опиралось на опытные знания (F. Bacon, T. Hobbes, I. Toland, I. Priestley, В. Spinosa, I. de la Mettrie, С Hel-vetius, D. Diderot, P. Holbach, M. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев и др.).

Уже с 40-х гг. XIX в. человечество стало свидетелем величайшего переворота в философии — возникла един­ственно научная и всесторонне обоснованная достовер­ными данными естествознания и всемирно-историческим опытом развития человеческого общества марксистская философия.

В России в середине XIX в. развилась передовая до-марксовская материалистическая философия, предста­вителями которой были русские революционные демо­краты А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Т. Г. Шевченко и другие.

Представители материалистической мысли Запада и России, в частности русские революционные демократы, внесли ясность в такую проблему, как взаимоотношение соматического и духовного, мышления и бытия. В выска­зываниях русских революционных демократов мы нахо­дим гениальные мысли не только во вопросам философии, литературы, искусства, но также по медицине.

Через труды и высказывания русских врачей С. Г. Зз-белина, Н. В. Максимовича-Амбодика, Д. Самойлови-ча, М. Скиадана, П. Енгелычева, И. И. Лепехина и дру­гих красною нитью проходит мысль о «наблюдении и испытании» природы как о единственно надежном осно­вании для науки, об истинности лишь того, что провере­но опытом. Уже в XVII—XVIII вв. русские врачи счита­ли, что «уныние» предрасполагает к болезни, «.привлека-

* Пушкин А. С, ПСС в 10 т, изд. 2-е, т. 3, с. 266—267, М, Изд-во АН СССР, 1957.

ет» ее. «умножает» и де­лает ее «опаснейшею». Из этого вытекало, что одна Из главных мер предупре­ждения различных болез­ни — это «не приходить в уныние».

Талантливый врач М. Скиадан говорил - о «способе умерять и укро­щать» душевные страсти «для благополучной и спокойной жизни». Тело и душа, по М. Скиадану, настолько тесно соедине­ны между собой, что все «мановения души» отра­жаются на состоянии те­ла, и наоборот.

В начале XIX в. изве­стный врач М. Мудров, уделяя большое внимание психической жизни больного и психогенным факторам заболевания, требовал приме­нения психотерапии. Он писал: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело».

И. Дядьковский был искусным психиатром, признавал и пропагандировал психотерапию, нравственную силу убеждения.

Крупнейший клиницист В. А. Манассеин считал что в руководствах по общей терапии есть немало вопросов находящихся в полном загоне; «из этих вопросов едва ли не самая худшая доля выпала на вопрос о психическом лечении болезней».

Выдающиеся психиатры И. М. Балинский, И. П. Мер-ГГ' В- Х- Ка1™ск™, С. С. Корсаков, В. М. Бех-6ольшое значение придавали психическому воздей­ на Душевнобольных.

 Физиолог И. М. Сеченов был непоколе- в объективной реальности внешнего мира, НаШИМ сознаниём. При решении коренного познания —об отношении сознания к материи,

мышления к бытию, он придерживался материалисти­ческой точки зрения.

Все психические акты связаны с рефлексами. Идеи И. М. Сеченова развил другой/ выдающийся физиолог ■•— И. П. Павлов, создавший материалистическое учение о высшей нервной деятельности.

Представители русской материалистической медицин­ской мысли явились не только носителями идей нервиз­ма и целостности 'организма, но также и основателями учения о психотерапии.

На громадную роль психического фактора в наруше­нии нормальной деятельности внутренних органов — сердца, сосудов, селезенки — указывал выдающийся те­рапевт С. П. Боткин.

О роли психики в возникновении телесных заболе­ваний говорили И. Р. Тарханов, А. И. Яроцкий, П. С. Усов, В. Ф. Зеленин и другие. Все они материали­стически подходили к решению вопроса о единстве и взаимодействии психических и телесных процессов.

А. И. Яроцкий отмечал, что случаи острых заболева­ний, например крупозного воспаления легких, учащают­ся в моменты тяжелых душевных кризисов. П. С. Усов (1911) за четверть века до Bergman подчеркивал влия­ние первичных функциональных нейрогенных факторов на возникновение различных органических заболеваний у человека.

Работами Т. И. Юдина, А. В. Снежневского, О. В. Кер-бикова, А. Д. Зурабашвили, Н. И. Бондарева, Н. Н. Ти­мофеева, Я- П. Фрумкина и других показано, что отече­ственная психиатрия является самобытной, оригиналь­ной, прогрессивной.

Фактически отцом советской психотерапии является Константин Иванович Платонов, автор книги «Слово как физиологический и лечебный фактор».

Психотерапия в социалистических странах базирует­ся на материалистических позициях и идеях нервизма. Бесплатная медицинская помощь, диспансерная и район­ная система обслуживания обеспечивают больному инди­видуальное лечение и уход.

Народная республика Болгария. В болгарской психо­терапии господствует павловская ориентация. Видней­шие болгарские психотерапевты — Н. Шипковенски,

Е Шаранков, Г. Лозанов, Ив. Петров, Ат. Атанасов и

^Венгерская Народная республика. Выдающимся пред­ставителем психотерапевтической школы в Венгрии был р д Volgyesi — последователь павловской школы. Он был сторонником активной комплексной психотерапии; это сознательная, рациональная и директивная психо­терапия.

Кроме того, в венгерской психотерапии существуют и психоаналитические традиции (Т. Rajko, J. Hollos, Imre Hermann), применяется аутогенная тренировка, му-зыкотерапия (В. Buda, I. Hardi, R. Pertorin) и др.

Германская Демократическая Республика. В этой стране в настоящее время существуют, в основном, та­кие направления в психотерапии: , а) гипнотерапия и аутогенная тренировка (G. Klumbies, H. Kleinsorge), ин­дивидуальная и коллективная психотерапия; б) динами­чески ориентированные психотерапевтические концепции (К. Hock); в) индивидуальная терапия (К. Leonhard); г) коммуникативная психотерапия (Ch. Kohler, A. Kie-sel); д) музыкотерапия (Ch. Schwabe) и другие.

Польская Народная Республика. Представителями психотерапевтической школы являются: Т. Bilikiewicz, К. Imielinski — автор книги по психосексуальным рас­стройствам; J. Malewski и М. Lapinski, занимающиеся психотерапией неврозов, а также С. Leder, H. Wardaszko, J. Aleksandrowicz, J. Grabowska, A. Teutsch, T. Frackwi-ak, C. Czabala и другие.

Социалистическая Республика Румыния. Широкую известность получил невропатолог Ch. Marinescu, приме­нявший метод гипноза. Гипноз в своей практике исполь­зовали Ch. Lichter, психолог V. Gheorghin. Следует так­же упомянуть I. Vianu (групповая терапия), Р. Агсап (аутогенная тренировка у детей), P. Bilcea (гипноз и ау­тогенная тренировка).

Чехословацкая Социалистическая Республика. В Че­хословакии получили развитие динамически ориенти-™ аНллаЯ> индивиДУальная, коллективная психотерапия 1ипа морено (псчходрама). Однако широко назначают • такие методы и системы психотерапии, как гипноз,-компп      тРениР°вка, музыкотерапия, аретотерапия,

комплексная психотерапия и другие.

Известными психотерапевтами в этой стране являют­ся: S. Kratochvil, F. Knobloch, J. Knoblochova, O. Kondas, M. Hausner, M. Bouchal, Z. Sekaninova, E. Syristova, J. Hardi, J. Hoskovec, R. Konecny, Rubes, Urban, Mra-zek, Junova.

Федеративная Народная Республика Югославия. Ос­нову психотерапии в Югославии в первые годы после второй мировой войны составлял метод психоанали­за (S. Bertlheim, D. Brazevic, V. Matic). При лечении неврозов, шизофрении (V. Muacevic), алкоголизма (V. Hudolin) применяется коллективная психотерапия.

Широко используются рациональная психотерапия, гипноз, аутогенная тренировка, коллективная психотера­пия, а также классический психоанализ (S. Moric-Petro-vic, M. Popovic, G. Кораг).

Часть первая

КРАТКИЙ КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

НЕКОТОРЫХ ТЕЧЕНИЙ, МЕТОДОВ И СИСТЕМ

В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Психоанализ 3. Фрейда

Прежде чем перейти к рассмотрению основных прин­ципов психотерапии, осветим основные ее направления, ранее существовавшие и существующие еще ныне в за­падных буржуазных странах.

Вначале обратимся к так называемому психоанализу, который зародился в 90-х гг. XIX и в 20-е гг. XX вв. во многих странах достиг расцвета. Формировался он в шумной Вене, в довольно узком кругу людей, кото­рые искали какую-то новую религию. И действительно, фрейдизм стал своего рода «религией интеллигенции» (J. D. Bernal). Это было время, когда психологи и пси­хопатологи занимались безуспешными поисками не­посредственного анатомического и физиологического коррелята психических процессов. Воскрешались идеали­стические идеи A. Schopenhauer, N. Hartmann. а пропо­ведь F. Nietzsche, апологета буржуазной эксплуатации и агрессии, прямого предшественника фашистских идео­логов, находила живой и непосредственный отклик.

S. Freud, ученик известного французского ученого J. Charcot, проводя совместно с J. Breuer гипнологиче-ские исследования, обратил внимание на большое зна­чение в жизни человека полового влечения и связал с ним многие явления как нормальных, так и патологиче­ских жизненных явлений.

Причины поведения человека S. Freud искал не в ре­альных взаимосвязях его с общественными условиями существования, а в глубинах биологической природы, в неизменяющихся в процессе развития инстинктах, влече­ниях.

По S. Freud, влечения (первичные) делятся на две группы: влечения «Я», или влечения к смерти, и сексу-

альные влечения. Эротические инстинкты вызывают у че­ловека стремление к наслаждению. Объединенный эрос выполняет функцию сохранения рода.

От действия влечения, эроса «бегством невозможно избавиться». Влечения могут: а) превращаться в проти­воположные; б) обращаться на собственную личность; в) сублимироваться и г) вытесняться. По S. Freud, пре­вращение влечений в противоположные и их обращение на собственную личность определяют черты характера человека, его отношение к другим и самому себе, ма­зохистские и садистские наклонности, стремление к показыванию себя, подглядыванию, нарциссизму, эксги­биционизму, двойственность чувств (амбивалентность), сострадание, эротизм.

Сублимирование возникает тогда, когда нет возмож­ности непосредственно удовлетворять сексуальное влече­ние, и это последнее удовлетворяется опосредованно, в различной деятельности — научной, художественной и др.

Именно сублимация используется фрейдистами для обозначения трансформации ранних половых инстинктов в несексуальные формы поведения, черты характера. Такая черта характера, как жадность, например, тракту­ется как форма выражения сублимированного анально-эротического наслаждения от задерживания кала; удо­вольствие, которое человек получает от живописи,— де-сексуализированное удовольствие от игры с калом, а склонность к науке, научно-исследовательской работе расценивается как сублимация сексуального любопыт­ства.

Учение о вытеснении — это фундамент, на котором зиждется все здание психоанализа.

Когда общественная среда делает невозможным или затруднительным удовлетворение сексуальных влечений (те или иные правила, запреты, обычаи), они вытесня­ются в бессознательное. Вытесненные в бессознательное, они все же ищут способ косвенного удовлетворения. И это выражается в различных обмолвках, ошибках при чтении, ошибочных действиях, забывании, остроумных высказываниях, сновидениях и т. д.

Указанными явлениями заполнена жизнь нормально­го человека, но, главное, ими же обусловлено возникно­вение неврозов.

S. Freud считает, что половое влечение у мальчиков и девочек возникает уже в первые дни жизни. Так, соса­ние материнской груди, вызывающее у ребенка приятные ощущения, сосание других частей тела, пальцев, кожи, поцелуи, поглаживания, прикосновение к половым орга­нам и к anus (онанизм) будто бы являются первыми проявлениями полового влечения. Невинное детство с его безмятежностью, шаловливостью, нежностью — это лишь оболочка, поверхность явлений. В глубине их уже на этих ранних ступенях развития кипит бурная жизнь страстей. Здесь-то и закладывается фундамент будущих коллизий и конфликтов, с этих пор намечается характер будущего невроза.

По мнению психоаналитиков, раннее детство запол­нено конфликтами, налагающими свою неизгладимую печать на будущую жизнь человека, причем самый важ­ный конфликт — это ревность к отцу или матери, так на­зываемый эдипов комплекс. Эдипов комплекс — не что иное, как борьба малолетнего сына с отцом за право безраздельного владения матерью. Вся жизнь ребенка, по S. Freud, проходит в эротической борьбе — от само­услаждения до воображаемой, лелеемой ребенком сопер­нической схватки сына с отцом из-за матери и в более ослабленной степени — дочери с матерью из-за отца. Эрос — двигатель всех желаний и побуждений ре­бенка.

Но, кроме этого, оказывается, биологическая энергия инстинктов может переходить в психическую энергию. Эта последняя обладает такой же силой, как и другие виды энергии (химическая, механическая и т. д.). Наши психические процессы — это проявления психиче­ской энергии, иначе говоря — сексуальной. S. Freud ее называет «либидо». Либидо заряжает энергией букваль­но всю деятельность человека.

По S. Freud, сущность процесса вытеснения состоит в том, чтобы не допустить до сознания те или нные представления, в которых выражаются влечения. Вле­чение, вытесняемое из сознания, находится в бессозна­тельном. Это бессознательное,-как часть психики, игра-ет руководящую роль в поведении человека.

По мнению S. Freud, психика человека есть сочета­ние трех инстанций: а) бессознательное, б) предсозна-тельное, в) сознание.

Бессознательное — это вместилище вытесненных аф­фективных влечений, желаний, инстинктов, заряженных мощной психической энергией, готовых всегда реализо­ваться. Здесь не бывает сомнений, отрицаний, и с тече­нием времени они не могут меняться. Бессознатель­ное не регулируется объективной действительностью, не принимает во внимание реальность, оно неизбежно, подчинено фатальной предопределенности, принципу на­слаждения.

Система предсознательного выполняет функции «цен­зуры», избирательно пропускает в сознание то, что для нее более приемлемо. В предсознательном также су­ществуют бессознательные импульсы, чувства, идеи, же­лания, но они могут легко перейти в сознание. В этой системе принцип удовольствия может замениться прин­ципом реальности. Цель «цензуры» — обеспечить соот­ветствие истине, заботиться о ней.

В предсознательном уже образуется идеал личнос­ти. Он возникает из сочетания социального сознания и морали, совести. Идеал личности и является цензором, который не позволяет проникать влечениям и инстинк­там из бессознательного в сознание.

Так, например, половые переживания, которые за­нимают в жизни ребенка (мальчика, девочки) домини­рующее место, подавляются сознательно и еще боль­ше — бессознательно. И все это с трудом можно вы­вести в область сознательного; психическая травма (сексуальная) остается «неотреагированной», находится в ущемленном состоянии.

Идеал личности («цензура») — своеобразный страж, который на самых ранних ступенях жизни действует в направлении недопущения в область сознания недо­зволенных желаний,— пресекает возможность влечению реализоваться в его первичном виде, заставляет ребенка подчиняться семейно-авторитетному укладу, несмотря на то что его влечения диктуют ему обратную линию поведения. «Цензура» есть та инстанция, которая созда­ет для сознания условия «экономии мышления». Она особенно строга там, где имеется состояние бодрствую­щего сознания. И для того, чтобы она действительно выполняла свою роль стража, «цензура» является «кор­доном» между системой так называемого «бессознатель­ного» и «предсознательного».

Сознание, по мнению S. Freud, выполняет лишь «органа чувств для восприятия психических про­цессов». Сознание регистрирует приходящие в него впе­чатления в основном из внутреннего мира и мень-ше __ из внешнего. Из внутреннего мира поступают ощущения удовольствия и страдания, которые связаны с неудовлетворением или же удовлетворением влечений. Отсюда вытекает, что и сознание детерминируется врожденными инстинктами, а все человеческое поведе­ние становится биологически детерминированным.

Итак, ранняя эротика играет выдающуюся роль в судьбе человека, определяет основы всей душевной жизни, влияет на его сознание, прорываясь время от времени в сознательную деятельность и создавая этим невротическую ситуацию.

И ч дальнейшем различные поступки человека свя­заны с сексуальными переживаниями, остающимися в подсознательной сфере; недозволенное хотя и изго­няется из сознания, но не исчезает полностью, для сознания оно анонимно. Остается его напряженность, и эта напряженность дает о себе знать самым неожи­данным образом, чаще всего в сновидениях человека.

Главной проблемой психоанализа является проблема сновидений, а толкование последних — главной методо­логией.

Сами сновидения, по S. Freud, это своего рода кон­гломераты психических явлений, за которыми скрывают­ся вытесненные из сознания импульсы к действию, а также неудовлетворенные желания. В сновидениях имеется лишь фантастическое удовлетворение желаний; эти последние, вытесненные из сознания, проявляются в замаскированном, искаженном виде. То, что человек видит во сне, со смыслом сновидений обычно не совпа­дает.

Так же, как и в бодрствующем сознании, совесть человека и мораль держат в узде сновидения. Здесь «я», «сверх-я» и «цензор» продолжают существовать Отсюда будто бы и исходит сложная маскировка истинного смысла сновидений. По S. Freud, «искажаю­щая деятельность сновидения оказывается в действи­тельности деятельностью цензуры... сновидение пред­ставляет собою (скрытое) осуществление (подавленно­го, вытесненного) желания». Все сновидения в своей

основе носят сексуальный характер. Символика снови­дений, по S. Freud, заключается в том, что каждая приснившаяся субъекту вещь имеет свой сексуальный смысл (например, палка — penis, шляпа, колодец — vagina и т. д.).

Даже случайное столкновение на улице, когда два человека не могут разойтись, обозначает сексуальное напряжение, а кроме того, и конверсию (изменение), своеобразный истерический симптом. Скрытый сексуаль­ный смысл его — мщение за «вытесненное» желание.

Чтобы выяснить скрытое содержание несознаваемой сферы духовной деятельности, фр.ейдисты, как сквозь смотровое окно, анализируют сновидения и применяют гипноз.

Фрейдисты заявляют, что с больным-невротиком нужно обращаться «свободно». Это дает возможность психоаналитику проникнуть в «тайное тайных» больного. Если врач проникнет в это «тайное», он поймет при­чудливую кривую симптомокомплекса, вскроет вместе с больным закономерность болезни, и последний осво­бодится от невроза.

Чтобы разрушить преграду, фрейдисты предлагают метод «свободного» высказывания, своего рода беспред­метную беседу больного с врачом. Обрывки мыслей, обмолвки, несвязные слова, даже случайно оброненные больным, для психоаналитика имеют большое значение.

Искусство психоанализа, по S. Freud, состоит в том, чтобы аналитик соблюдал два основных условия: 1) внешнюю аффективную незаинтересованность в мате­риале, представленном больным, 2) умение направлять беспредметную беседу в сторону поисков источника тех или иных травмирующих психику больного пережи­ваний.

При таком подходе больной всегда «сопротивляется». Но психоаналитик настойчив, несмотря на сопротивле­ние, он из несообразностей, обрывков сновидений, оши­бок, недомолвок восстанавливает картину скрытых пе­реживаний, как бы заставляет больного заглянуть себе в душу, подводит его к необходимости осознать то или иное желание, осмыслить это и таким образом изле­читься.

Психоаналитик, так сказать, копается в психике больного, анализирует раннее детство, когда мир в со-

знании ребенка был полон особыми символами, а пер­вичные и неприкрытие желания распределяли все вещи и отношения по принципу удовольствия и неудоволь­ствия.

Психоаналитик стремится добраться до глубин психики больного посредством «перенесения» больным своих чаяний на врача как на идеал. Больной при этом высвобождает все свои желания, грезы, неосознанные мысли. Психоаналитики говорят, что больной «пере­страивается» по линии заимствования для себя черт того, кто его анализирует, то есть лечащего врача. Ина­че говоря, чтобы больной излечился, он должен в своего врача «влюбиться», как когда-то влюблялся в свою мать или отца.

Такова вкратце сущность психоанализа.

Уже в дореволюционной России психоанализу было противопоставлено учение нервизма И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, обосновавшее объек­тивный экспериментально-клинический подход к истол­кованию различных функциональных расстройств.

Сторонников фрейдизма в России было немного (А. Фельдман и др ).

Советские клиницисты отрицают психоанализ по следующим причинам: глубокое несоответствие методо­логии общепринятым способам получения научных дан­ных; субъективный и произвольный характер психоана­литических концепций; отвлечение внимания от актив­ных методов лечения и профилактики; терапевтическая неэффективность психоаналитического метода, демора­лизующее влияние, которое оказывает психоанализ, возводя эротику в ранг ведущего социального принципа; поощрение' самых худших форм упадочнической худо­жественной литературы и искусства; глубокое искаже­ние подлинной роли «бессознательного» в нормальном и патологическом поведении человека (Ф. Бассин, 1962).

За рубежом, прежде всего в Европе, психоанализ подвергается критике таких клиницистов, как Е. Кгае-pelin, I. Wagner-Jauregg, W. Mayer-Gross и др. В США учение 3. Фрейда проникло в начале XX в.

В 40—50-х годах XX столетия для одних ученых Запада психоанализ становится доминирующим течением в психологии, медицине, социологии и философии, а для Других — антинаучной  концепцией. Правда, некоторые

зарубежные авторы с опаской критикуют S. Freud, иные же призывают к «компромиссу» с психоанализом, принятию отдельных его положений, сочетанию психо­анализа с учением И. П. Павлова. Ряд западных ученых резко критикуют фрейдизм, подчеркивая его методоло­гическую и научную несостоятельность, терапевтическую неэффективность и политическую реакционность (F. V61-gyesi, Ch. Caudwell, Mette, I. Begoin, Muller-Hegemann, Wortis, O'Konnor, Farell, J. B. Furst, H. K. Wells).

В частности, американский философ-марксист Harry К. Wells (1959), рассматривая учение И. П. Павлова как целостную концепцию, всесторонне обосновывая его диалектико-материалистическую основу, раскрывает субъективно-идеалистическую сущность фрейдизма. Он пишет: «Вокруг этих двух гигантских фигур с их резко противоположными подходами и теориями в течение прошлых десятилетий происходила генеральная поляри­зация психологической и психиатрической мы



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.