|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИМинистерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Республики Казахстан
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина
УТВЕРЖДАЮ
Декан технического факультета
________ Нукешев С.О. (подпись) (ФИО) __________________________ (число, месяц, год)
ПРОГРАММА дисциплины для студентов (Силлабус)
по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности для специальности ___________________ для группы специальностей:
5В080600 – «Аграрная техника и технологии» 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии» 5В072400 – «Технологические машины и оборудование» 5В090100 – «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» 5В072800 – «Технология перерабатывающих производств» 5В073200 – «Стандартизация, сертификация и метрология»
Астана 2013
Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании временной типовой учебной программы образование высшее профессиональное, бакалавриат по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной Ученым Советом АО «Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина» и введенной в действие от 11.09.2011 года, разработанной в соответствии с ГОСО РК 3.08.352-2010, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 779 от 23.12.2009 года для высших учебных заведений для специальностей: 5В080600 – «Аграрная техника и технологии» 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии» 5В072400 – «Технологические машины и оборудование» 5В090100 – «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» 5В072800 – «Технология перерабатывающих производств» 5В073200 – «Стандартизация, сертификация и метрология» и в соответствии с рабочими учебным планами специальностей, утвержденными "30" июня 2012 года.
Рассмотрена на заседании кафедры «Механизация технологических процессов» (наименование кафедры) « 31 » мая 2013 г. протокол № 10
Заведующий кафедрой _________.________________ Заичко Г.А. (подпись) (Ф.И.О.)
Рекомендована методической комиссией технического факультета ___________________________ протокол №___ (число, месяц, год)
Председатель МК ________________ Курмангалиева Д.Б. (подпись) (Ф.И.О.)
2. СТРУКТУРА СИЛЛАБУСА 2.1 Данные о преподавателе Доцент Приходько Александр Еремеевич АО Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина Приемные часы: по расписанию консультаций на кафедре Время пребывания на кафедре: по расписанию занятий. Аудитория – Т-309 Тел.: нет
2.2 Данные о дисциплине Дисциплина: "Основы безопасности жизнедеятельности" Курс – 1 Семестр – 1 Количество кредитов – 2 Лекционных часов – 15 Практических часов – 15 СРСП – 15 СРС – 45 Всего – 90 Форма контроля – экзамен; Место проведения – кафедра «Механизация технологических процессов» распределение учебного времени
3. Пререквизиты курса Для изучения данной дисциплины необходимо усвоение следующих дисциплин (с указанием разделов (тем)):
Продолжение таблицы
4. Постреквизиты курса Знания, полученные при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», используются при освоении следующих дисциплин:
5. Краткое описание курса 5.1 Характеристика дисциплины Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» формирует у студентов основные представления в области организации безопасности жизнедеятельности людей, дает возможность приобрести практические навыки, связанные с защитой и устойчивому функционированию объектов, действиям по ликвидации последствий ЧС. 5.2 Цель дисциплины Целью изучения данной дисциплины является обучение будущих специалистов теоретическим знаниям и практическим навыками необходимым для: -создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности; -проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по безопасности их эксплуатации с учетом устойчивости функционирования объектов хозяйствования и технических систем; -прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайной ситуации по защите населения и производственного персонала объектов хозяйствования от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применение современных средств поражения, а также ликвидации этих последствий. 5.3 Задачи дисциплины: Обучение студентов: -приемам и способам защиты людей при ЧС; -определению устойчивости функционирования объектов при ЧС; -действиям по ликвидации последствий ЧС. В результате изучения данной дисциплины студенты должны: -иметь представление о: основных принципах защиты людей при ЧС, организационных основах обеспечения безопасности жизнедеятельности, приемах и способах повышения устойчивости и готовности к ликвидации последствий ЧС. знать: -теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания; правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности; -анатомо-физиологические последствия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; -пути и способы повышения устойчивости функционирования хозяйствующих субъектов в ЧС; -методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. уметь: -разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; -планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственной деятельности объектов хозяйствования; -планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях; -принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС. приобрести практические навыки: -в прогнозировании обстановки при возникновении ЧС, определении степени опасности, в умении правильно принять решения по защите населения и производственного персонала хозяйствующих субъектов от воздействия негативных факторов и ликвидации их последствий. 6. Содержание курса 6.1 Перечень лекционных занятий
6.2 Перечень практических занятий
7. График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
8.Список литературы
8.1 Список основной литературы 1 Закон Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», 5.07.1996 г. 2 Закон Республики Казахстан «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», 27.03.1997 г. 3 Закон Республики Казахстан «О гражданской обороне», 7.05.1997 г. 4 С. В.Белов, А.В. Ильницкая., А.Ф. Козяков, Л.Л. Морозова. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 1999. – 448 с. 5 Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций под ред. О.Н. Русака. – Санкт–Петербург: 1992. – 100 c. 6 Приходько Н.Г. «Безопасность жизнедеятельности» Курс лекций. – Алматы: 2000. – 364 с. 7 Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.1 – 2. – М.: 1998. – 244 c 8 Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов. – М.: 1999 г. – 2000 c. 9 Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО. Выпуски 2000-2008 гг., АЧС РК. 10 Н.С. Николаев, И.М. Дмитриев. Гражданская оборона на объектах агропромышленного комплекса. – М.: 1990. 11 В.Н. Александров, В.И. Емельянов. Отравляющие вещества. – М.: 1990. 12. В.Г. Атаманюк. Гражданская оборона. – М.: 1986. 13 Н.И. Акимов, В.Г. Ильин. Гражданская оборона на объектах сельскохозяйственного производства. – М.: 1984. 14 Зотов Б.И., Курдюмов. Безопасность жизнедеятельности на производстве. – М.: 2004. 15 Шкрабак В.С., Луковников А.В., Пургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельском хозяйстве. – М.: 2002. 16 Хван Г.А., Хван П.А. "Безопасность жизнедеятельности". – Ростов-на-Дону, 2003 г. 17. Арустумов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. – М.: 2005. 18. Суровцев А.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. – Алматы, 2002. 19. Русак О.Н., Малая К.Р., Занько Н.Г. "Безопасность жизнедеятельности" – Санк-Петербург, 2002. 20. Габдуллина М.Х., Абдыров А.М., Рустембаев Б.Е. "Безопасность жизнедеятельности". – Астана, 2006. 8.2 Список дополнительной литературы 21 Экология и безопасность жизнедеятельности. – М.: 2000. – 447 c. 22 Журналы «Военные знания». 23 Журналы «Гражданская защита». 24 Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности». 25 «Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО» АЧС РК. 26 Рустембаев Б.Е., Гантимурова Р.В., Гантимурова С.С. «Основные законодательные, нормативные и правовые акты а области безопасности жизнедеятельности» (по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне). Методические указания для практических занятий и самостоятельных работ по ОБЖ. – Астана, 2006. 27 Некоторые рекомендации по ведению сельского и лесного хозяйства в условиях повышенного загрязнения РВ после аварии на АЭС. - Киев, 1987 28 Габдуллина М.Х. Учебное пособие для практических и самостоятельных работ по дисциплине ОБЖ. – Астана, 2006. 29 Методика оценки радиационной и химической обстановки. Методические указания, разработанные на кафедре МТП КазГАТУ им. С. Сейфуллина. – Астана, 2004. 30 Методика оценки прогнозирования обстановки при землетрясениях. Разработаны на кафедре МТП КазГАТУ им.С. Сейфуллина. – Астана 31 А.А. Поляков. Ветеринарная дезинфекция, 1984 г. 32 Основы устойчивости работы сельскохозяйственных объектов. Метод. Разработка кафедры МТП КазГАТУ им.С. Сейфуллина. – Астана, 2003. 33 Ю.Ю. Каммерер, А.Е. Харакевич. Аварийные работы в очагах поражения. – М.: Энергоатомидат, 1990. 34 Гражданская оборона. Шубин Е.И. – М.: ВШ, 1996. 35 Журавлев В.П., Пушенко С.Л., Яковлев А.М. Защита населения и территорий в ЧС. – М.: Изд-во АСВ, 1999. 36 Безопасность жизнедеятельности в металлургии. Учебник для вузов. Под ред. Стрижко Л.С. – М.: Химия, 1998. 37 Буралев Ю.В., Павлова Е.И. Безопасность жизнедеятельности на транспорте. - М.: Транспорт, 1999. 38 Информационно-методическое издание для преподавателей. Основы безопасности жизнедеятельности №4, 5. – М.: 2002 г. 39 Гантимурова Р.В., Абдыров А.М., Аипов А.К. Приборы радиационной, химической разведки и контроля радиоактивного заражения и облучения. Методические указания для практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». – Астана, 2002. 40 Гантимурова Р.В., Носуль М.М. Защита населения при чрезвычайных ситуациях. Методические указания для практических занятий и самостоятельной работы студентов. – Астана, 2004. 9. Политика курса 9.1 Не опаздывать на занятия, в аудиторию входить заблаговременно. 9.2 Во время занятий не разговаривать, не жевать резинку, из аудитории не выходить. 9.3 Не читать газеты и посторонние материалы, отключить и убрать со стола сотовый телефон и плеер. 9.4 Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни или по другой уважительной причине обязательно предъявить преподавателю медицинскую справку или другой оправдательный документ. 9.5 Активно и творчески участвовать в учебном процессе. 9.6 Пропущенные по уважительной причине занятия отрабатывать в определенное преподавателем время. 9.7 В случае невыполнения заданий в установленные сроки итоговая сумма баллов рейтинга и оценка снижается. 9.8 Работая в учебном коллективе быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным в отношениях с сокурсниками и преподавателями.
10. Информации по оценке знаний В процессе изучения дисциплины в соответствии с кредитной технологией обучения применяется балльно-рейтинговая система – в течение всего периода семестра (16 недель) предусматривается постоянный контроль качества работы студентов и полученных на разных этапах изучения дисциплины знаний. При этом предусматривается производить контрольные мероприятия трех видов. Текущий контроль(до 40 баллов)включает посещение занятий и работу на лабораторно-практических и лекционных занятиях, решение задач, устный опрос, блиц-тестирование, выполнение и контроль домашних заданий, проверку наличия и качества ведения конспектов лекций. Промежуточный контроль(до 20 баллов) предусматриваетдва рубежных контроля – сдачу 2-х модулей, оценивающихся до 10 баллов каждый. Итоговый контроль(до 40 баллов)– заключается в сдаче экзамена. Экзамен проводится в форме тестирования на компьютере. По решению кафедры экзамен может проводиться контактным методом с письменными ответами. Каждый из трех указанных видов контроля учитывает активность студента и качество изучения материала дисциплины, поэтому может быть оценен раздельно
11. Политика выставления оценок В процессе изучения дисциплины с целью поощрения активно работающих и побуждения к нормальной учебной работе недобросовестных студентов применяется система дополнительных баллов рейтинга, которые могут быть положительными или отрицательными и, соответственно, добавляться к суммарной оценке или вычитаться из нее. За наличие и качество оформления конспектов лекций и тетрадей для лабораторно-практических занятий ± 1 баллов. За активное творческое отношение к учебному процессу ± 1 балла. За внеплановые углубленные занятия по дисциплине (научная работа на кафедре, написание рефератов, участие в конференциях, разработка и изготовление лабораторных установок) + 1,5 баллов. За каждый пропуск занятия без уважительной причины –1 балл. За невыполненное домашнее задание –1 балл. За неудовлетворительный ответ на занятиях –1 балл.
Примечание: после успешной отработки и защиты пропущенных занятий, невыполненных домашних заданий и полного ответа по несвоевременно подготовленной теме минусовые баллы аннулируются. Примерная схема оценки знаний по дисциплине
Примерная схема оценки знаний студентов на экзамене
Шкала оценки знаний студентов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|