Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





к семинарским и практическим занятиям



 

 

 

Задания

к семинарским и практическим занятиям

 для студентов-заочников

 по дисциплине«Теория государства и права»

                                                                               

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.

ТЕМА: Система права и система законодательства.

                ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понятие и структура системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования.

3. Публичное и частное, материальное и процессуальное право.

4. Понятие и структура системы законодательства.

5. Соотношение системы права и системы законодательства.

6. Систематизация НПА: понятие, виды и значение.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

ТЕМА: Правоотношения.

                ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Правоотношение: понятие, признаки, предпосылки возникновения и виды.

2. Структура правоотношения.

3. Субъект правоотношения: понятие, виды.

4. Правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).

5. Объект правоотношения: основные подходы к пониманию и виды.

6. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности, их понятие, признаки и содержание.

7. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Определите объекты и участников правоотношений, возникающих при совершении следующих действий:

· Заключение договора купли-продажи между гражданами «Н» и «П».

· Подача гражданином «К» искового заявления в суд о расторжении брака с гражданкой «М».

· Заключение договора бытового подряда на пошив костюма между гражданином и швейным ателье.

· Задержание работниками милиции гражданина Иванова, совершившего кражу имущества у гражданина Петрова.

· Заключение договора между РФ и Кировской областью о разграничении полномочий и предметов ведения.

2. Классифицируйте по волевому признаку следующие юридические факты. Какие юридические последствия они могут повлечь?

· Рождение гражданина.

· Достижение гражданином совершеннолетия.

· Вынесение судом решения об установлении отцовства ребенка.

· Совершение гражданином преступления.

· Насильственная смерть гражданина.

· Самоубийство гражданина.

· Смерть гражданина вследствие болезни.

· Заключение гражданином трудового договора с предприятием.

· Лесной пожар.

· Вынесение судом решения о расторжении брака между супругами.

3. Установите юридические факты, их совокупность (юридический состав), наличие которых необходимо для возникновения следующих правоотношений.

· Вступление мужчины и женщины в брак.

· Поступление гражданина в высшее учебное заведение.

· Начисление гражданину пенсии.

· Рассмотрение в суде спора между предприятием и гражданином о восстановлении последнего на работе в связи с незаконным увольнением.

· Приобретение гражданином имущества по наследству.

· Выплата страховой компанией страхового возмещения владельцу имущества, утраченного в результате стихийного пожара.

4. Смоделируйте ситуации различных видов правоотношений и дайте их юридический анализ (с позиции их видовой принадлежности, особенности структурных элементов, оснований возникновения, изменения и прекращения, характера юридических фактов).

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

ТЕМА: Толкование права.

                ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Толкование права: понятие, цель, задача, элементы, необходимость.

2. Способы (приемы) толкования права.

3. Виды толкования.

4. Акты толкования права.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Дайте филологическое, систематическое и функциональное толкование следующих правовых норм.

· Часть 1 ст. 45 Гражданского кодекса РФ: Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет.

· Часть 1 ст. 12 Семейного кодекса РФ: Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

· Часть 1 ст. 285 Уголовного кодекса РФ: Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается…

· Часть 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ: Трудовой договор может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей.

2. Какой вид толкования по объему (буквальное, расширительное или ограничительное) может быть применен при уяснении содержания следующих правовых норм.

· Часть 1 ст. 22 Гражданского кодекса РФ: Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

· Часть 1 ст. 213 Гражданского кодекса РФ: В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

· Часть 1 ст. 484 Гражданского кодекса РФ: Покупатель обязан передать переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи.

· Часть 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

· Ст. 63 Трудового кодекса РФ: Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

· Часть 1 ст. 24 Уголовного кодекса РФ: Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

· Статья 25 ФЗ О защите прав потребителя: Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

ТЕМА: Реализация и применение права.

                ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Реализация норм права: понятие, типы и формы.

2. Применение норм права: понятие, признаки, принципы, предпосылки и функции.

3. Стадии применения норм права.

4. Критика подлинности норм права: понятие, цель, высшая и низшая критика. Значение в правоприменении.

5. Акты применения норм права: понятие, признаки, структура и виды.

6. Пробелы в праве: понятие, причины возникновения и виды. Устранение и преодоление пробелов.

7. Преодоление пробелов в российском праве: этапы и основные требования к данному процессу.

8. Коллизии в праве: понятие и причины возникновения. Виды коллизий в российском праве и принципы их разрешения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

В каких из ниже перечисленных жизненных случаях для достижения необходимого правового результата требуется применение соответствующих правовых норм компетентными органами и почему?

1. Приобретение гражданином в собственность квартиры.

2. Создание группой граждан предприятия.

3. Вступление гражданина в брак.

4. Покупка гражданином мебели в магазине.

5. Ремонт автомобиля на станции технического обслуживания.

6. Поступление гражданина в высшее учебное заведение.

7. Поступление гражданина на работу в акционерное общество.

8. Расторжение супругами брака.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5: Поведение людей в правовой сфере.

                ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Правомерное поведение: понятие, признаки, социальная ценность и виды. 

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды. Объективно-противоправное деяние.

3. Состав правонарушения: понятие, элементы, значение в правоприменении.

4. Характеристика каждого элемента состава правонарушения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

 

Классифицируйте по видам следующие правонарушения:

· Убийство

· Безбилетный проезд пассажира в общественном транспорте

· Дача взятки должностному лицу

· Неявка свидетеля по вызову в суд

· Появление в нетрезвом состоянии на рабочем месте

· Появление в нетрезвом состоянии на улице города

· Нарушение предприятием предусмотренного договором срока поставки товаров другому предприятию

· Невыполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6: Юридическая ответственность и государственное принуждение.

                ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понятие, признаки и основные подходы к пониманию юридической ответственности.

2. Принципы, цели и функции юридической ответственности.

3. Основания юридической ответственности.

4. Виды юридической ответственности.

5. Освобождение от юридической ответственности и ее исключение: понятие и связь с составом правонарушения.

6. Понятие и виды государственного принуждения.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

 

Какие из нижеуказанных мер являются мерами юридической ответственности, а какие – иными мерами государственного принуждения и почему:

· Предупреждение гражданина, совершившего административное правонарушение, сделанное в письменной форме

· Устное замечание, сделанное работником милиции гражданину

· Задержание работником милиции гражданина, совершившего правонарушение

· Снос самовольно возведенного гражданином строения

· Конфискация имущества гражданина

· Приостановление работы предприятия, нарушающего правила пожарной безопасности

· Предупреждение государственного служащего о неполном служебном соответствии

· Выселение гражданина из самовольно занятого им жилого помещения

· Лишение гражданина права управления автомобилем на определенный срок

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7: Правовая система общества.

                ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понятие и структура правовой системы.

2. Правовая семья: понятие и классификация.

3. Англосаксонская, романо-германская, религиозная, социалистическая и традиционная правовые семи: общая характеристика, сходство и различия.

4. Соотношение международного и национального права.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8: Правосознание и правовая культура.

                ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понятие, структура, функции и виды правосознания.

2. Деформации правосознания: понятие, виды, причины возникновения и способы устранения.

3. Правовая культура: понятие, содержание, функции и виды.

4. Правовое воспитание: понятие и система..

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: Составьте письменный анализ состояния правосознания и правовой культуры молодежи в современном российском обществе. Определите перспективы их развития и возможные пути решения имеющихся проблем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.