|
|||
к семинарским и практическим занятиям
Задания к семинарским и практическим занятиям для студентов-заочников по дисциплине«Теория государства и права»
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1. ТЕМА: Система права и система законодательства. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Понятие и структура системы права. 2. Предмет и метод правового регулирования. 3. Публичное и частное, материальное и процессуальное право. 4. Понятие и структура системы законодательства. 5. Соотношение системы права и системы законодательства. 6. Систематизация НПА: понятие, виды и значение.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕМА: Правоотношения. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Правоотношение: понятие, признаки, предпосылки возникновения и виды. 2. Структура правоотношения. 3. Субъект правоотношения: понятие, виды. 4. Правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность). 5. Объект правоотношения: основные подходы к пониманию и виды. 6. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности, их понятие, признаки и содержание. 7. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: 1. Определите объекты и участников правоотношений, возникающих при совершении следующих действий: · Заключение договора купли-продажи между гражданами «Н» и «П». · Подача гражданином «К» искового заявления в суд о расторжении брака с гражданкой «М». · Заключение договора бытового подряда на пошив костюма между гражданином и швейным ателье. · Задержание работниками милиции гражданина Иванова, совершившего кражу имущества у гражданина Петрова. · Заключение договора между РФ и Кировской областью о разграничении полномочий и предметов ведения. 2. Классифицируйте по волевому признаку следующие юридические факты. Какие юридические последствия они могут повлечь? · Рождение гражданина. · Достижение гражданином совершеннолетия. · Вынесение судом решения об установлении отцовства ребенка. · Совершение гражданином преступления. · Насильственная смерть гражданина. · Самоубийство гражданина. · Смерть гражданина вследствие болезни. · Заключение гражданином трудового договора с предприятием. · Лесной пожар. · Вынесение судом решения о расторжении брака между супругами. 3. Установите юридические факты, их совокупность (юридический состав), наличие которых необходимо для возникновения следующих правоотношений. · Вступление мужчины и женщины в брак. · Поступление гражданина в высшее учебное заведение. · Начисление гражданину пенсии. · Рассмотрение в суде спора между предприятием и гражданином о восстановлении последнего на работе в связи с незаконным увольнением. · Приобретение гражданином имущества по наследству. · Выплата страховой компанией страхового возмещения владельцу имущества, утраченного в результате стихийного пожара. 4. Смоделируйте ситуации различных видов правоотношений и дайте их юридический анализ (с позиции их видовой принадлежности, особенности структурных элементов, оснований возникновения, изменения и прекращения, характера юридических фактов).
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. ТЕМА: Толкование права. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Толкование права: понятие, цель, задача, элементы, необходимость. 2. Способы (приемы) толкования права. 3. Виды толкования. 4. Акты толкования права. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: 1. Дайте филологическое, систематическое и функциональное толкование следующих правовых норм. · Часть 1 ст. 45 Гражданского кодекса РФ: Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. · Часть 1 ст. 12 Семейного кодекса РФ: Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. · Часть 1 ст. 285 Уголовного кодекса РФ: Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается… · Часть 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ: Трудовой договор может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей. 2. Какой вид толкования по объему (буквальное, расширительное или ограничительное) может быть применен при уяснении содержания следующих правовых норм. · Часть 1 ст. 22 Гражданского кодекса РФ: Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. · Часть 1 ст. 213 Гражданского кодекса РФ: В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. · Часть 1 ст. 484 Гражданского кодекса РФ: Покупатель обязан передать переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи. · Часть 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. · Ст. 63 Трудового кодекса РФ: Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. · Часть 1 ст. 24 Уголовного кодекса РФ: Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. · Статья 25 ФЗ О защите прав потребителя: Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. ТЕМА: Реализация и применение права. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Реализация норм права: понятие, типы и формы. 2. Применение норм права: понятие, признаки, принципы, предпосылки и функции. 3. Стадии применения норм права. 4. Критика подлинности норм права: понятие, цель, высшая и низшая критика. Значение в правоприменении. 5. Акты применения норм права: понятие, признаки, структура и виды. 6. Пробелы в праве: понятие, причины возникновения и виды. Устранение и преодоление пробелов. 7. Преодоление пробелов в российском праве: этапы и основные требования к данному процессу. 8. Коллизии в праве: понятие и причины возникновения. Виды коллизий в российском праве и принципы их разрешения. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: В каких из ниже перечисленных жизненных случаях для достижения необходимого правового результата требуется применение соответствующих правовых норм компетентными органами и почему? 1. Приобретение гражданином в собственность квартиры. 2. Создание группой граждан предприятия. 3. Вступление гражданина в брак. 4. Покупка гражданином мебели в магазине. 5. Ремонт автомобиля на станции технического обслуживания. 6. Поступление гражданина в высшее учебное заведение. 7. Поступление гражданина на работу в акционерное общество. 8. Расторжение супругами брака.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5: Поведение людей в правовой сфере. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Правомерное поведение: понятие, признаки, социальная ценность и виды. 2. Правонарушение: понятие, признаки и виды. Объективно-противоправное деяние. 3. Состав правонарушения: понятие, элементы, значение в правоприменении. 4. Характеристика каждого элемента состава правонарушения. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
Классифицируйте по видам следующие правонарушения: · Убийство · Безбилетный проезд пассажира в общественном транспорте · Дача взятки должностному лицу · Неявка свидетеля по вызову в суд · Появление в нетрезвом состоянии на рабочем месте · Появление в нетрезвом состоянии на улице города · Нарушение предприятием предусмотренного договором срока поставки товаров другому предприятию · Невыполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6: Юридическая ответственность и государственное принуждение. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Понятие, признаки и основные подходы к пониманию юридической ответственности. 2. Принципы, цели и функции юридической ответственности. 3. Основания юридической ответственности. 4. Виды юридической ответственности. 5. Освобождение от юридической ответственности и ее исключение: понятие и связь с составом правонарушения. 6. Понятие и виды государственного принуждения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
Какие из нижеуказанных мер являются мерами юридической ответственности, а какие – иными мерами государственного принуждения и почему: · Предупреждение гражданина, совершившего административное правонарушение, сделанное в письменной форме · Устное замечание, сделанное работником милиции гражданину · Задержание работником милиции гражданина, совершившего правонарушение · Снос самовольно возведенного гражданином строения · Конфискация имущества гражданина · Приостановление работы предприятия, нарушающего правила пожарной безопасности · Предупреждение государственного служащего о неполном служебном соответствии · Выселение гражданина из самовольно занятого им жилого помещения · Лишение гражданина права управления автомобилем на определенный срок
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7: Правовая система общества. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Понятие и структура правовой системы. 2. Правовая семья: понятие и классификация. 3. Англосаксонская, романо-германская, религиозная, социалистическая и традиционная правовые семи: общая характеристика, сходство и различия. 4. Соотношение международного и национального права.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8: Правосознание и правовая культура. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Понятие, структура, функции и виды правосознания. 2. Деформации правосознания: понятие, виды, причины возникновения и способы устранения. 3. Правовая культура: понятие, содержание, функции и виды. 4. Правовое воспитание: понятие и система.. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: Составьте письменный анализ состояния правосознания и правовой культуры молодежи в современном российском обществе. Определите перспективы их развития и возможные пути решения имеющихся проблем.
|
|||
|