|
|||
ПятиборьеПятиборье
Пятиборье – «пентатл»- включало борьбу только на финишном этапе. Кроме неё в программу входил спринтерский бег, прыжки с отягощением(специальные гири- «гальтеры»), метание копья и диска на дальность. Почти каждый вид соревнований(по-гречески «агон») имел некоторое отношение к боевому искусству. Утяжелители при прыжке символизировали оружие. О копбе и вовсе говорить незачем(метали его своеобразно: просунув два пальца в петлю специального ремня на древке, в броске придавали оружию вращение). Даже диск раньше использовали в бою: при осаде крепостей на нём писали условия сдачи и перебрасывали через стену, а то и просто, как метательное оружие, бросали на пехотинцев в плотном построении, сминая ряды. Явный победитель в трёх агонах мог не участвовать в оставшихся двух соревнованиях, или, по крайней мере, в последнем – именно в борьбе. Кого считать явным победителем решали судьи: значение имела не только дистанция прыжка или броска, но и красота, чистота движения. Кроме того, нельзя было рассчитывать на победу в пентатле, если в одном из агонов проиграешь «позорно»- с большим отрывом. Это, а также перенос борьбы на последнее по счёту место, не давало возможности побеждать медлительным «силовикам», Способным одержать победу в трех последних агонах, но отсеивающихся ещё в двух первых. Эллинская эстетика в данном случае была важнее, чем механический подсчет очков,- и за это эллинов упрекать не приходится. В пентатле поединок борцов проходил исключительно в стойке. Для победы было достаточно трижды заставить противника коснуться земли любой точкой тела, кроме ступни. Итак, подлинно «Греко-римская» борьба имела тчетливый силовой уклон. Основанные на внутренней энергии приёмы, характерные для ряда восточных школ, ей неведомы. Но в своей области греки достигли идеала. Например, великий борец Милон Кротонский (с ним связано много легенд, но это реальная личность) проделывал такие фокусы: становился на скользкий, смазанный жиром бронзовый диск – и предлагал всем желающим столкнуть его с места. Никому из борцов это не удавалось. Равно как не удавалось разжать руку Милона, сжимающую плод граната. Чтобы доказать, что он держал гранат не силовой хваткой, Милон потом очищал с него кожуру и все видели: ни одно зёрнышко не помято. Никому не удалось также расцепить его пальцы, даже не сгруппированные в кулак, а собранные в фигуру, у каратистов носящую название «кейко»- «голова цыплёнка». Даже борцы, пытавшиеся обеими руками захватить мизинец Милона - терпели фиаско. Похоже , некоторые борцы, полностью овладев возможностями эллинского стиля, переходили с «механического» на «энергетический» уровень. Это подтверждает и их спортивное долголетие. Олимпийские игры проводились раз в четыре года, но кроме них, существовали и другие панэллинские состязания, заполнявшие промежутки между олимпиадами: Пифийские, Немейские, Истмийские игры…особенную славу получали периодоники – то есть атлеты, побеждавшие на протяжение всего периода (от Олимпиады до Олимпиады включительно) во всех играх. Милон, одержав первую победу в не очень молодом возрасте, становился периодоником шесть раз подряд! Судьба Милона Кротонского в добавок служит иллюстрацией того, что физическое и умственное совершенство не разделимо: он был одним из лучших учеников философа Пифагора! Да Пифагор ведь и сам успешно занимался палестрикой…Борец и философ, сливались в одной личности, давали неожиданный результат. А может быть, наоборот – вполне ожидаемый? Впрочем, активное долголетие отличает многих греков, и не только борцов. Воинскую службу эллины традиционно должны были нести до шестидесяти лет, причём даже старший « призывной возраст» сражался в одних шеренгах с молодежью.
|
|||
|