|
|||
Проблема методологии литературоведенияПроблема методологии литературоведения Задание – разделиться на микрогруппы (по возможности) и подготовить доклады- сообщения с презентацией по основным методам литературоведения. В докладе следует отражать основателей метода, описание их основных работ, характеристику метода и его применение в литературоведческой практике (продемонстрировать использование самими основателями метода или последователями, другими литературоведами при анализе литературно-художественных фактов, конкретных произведений). Методы литературоведения 1. Основные положения работ Я.Грима «Немецкая мифология», А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на культуру» и мифологический метод (применение мифологического подхода см., например, в работах по мифопоэтике: В.Н.Топоров «Петербург и “Петербургский текст” русской литературы », Т.Е.Загвоздкина «Романтическая мифологизация в рассказе Грина “Крысолов”», «Мифопоэтика провинции в художественном мире Грина» и др.). 2. Основные положения работ Ш.Сент-Бева («Пьер Корнель», «Дидро» и др.) и биографический метод (определение биографического метода в работе «Шатобриан в оценке одного из близких друзе в 1803 г») (применение смотреть в работах Сент-Бева разных лет в кн. «Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.», в кн. Волгина И. «Последний год Достоевского», книгах серии «Жизнь замечательных людей»). 3. Основные положения работы И.Тена («Философия искусства», «История английской литературы», введение) и культурно-исторический метод 4. Основные положения работ А.Веселовского («Задача исторической поэтики, «Поэтика сюжетов») и сравнительно-исторический метод. 5. Формальный метод и основные положения работы В.Шкловского «Искусство как прием» и Б.Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя». 6. Структурный метод и основные положения статей Ю.М.Лотмана «Искусство как язык» (из книги «Структура художественного текста» ) и «О содержании и структуре понятия «Художественная литература»». 7. Метод литературной герменевтики и основные положения статей Г.Гадамера «О круге понимания», «Актуальность прекрасного» (применение герменевтики в литературоведении см., например, в книге «Герменевтический подход в гуманитарном образовании. Киров,2007) . 8. Интертекстуальный метод и основные положения работы А.Жолковского «Блуждающие сны» («Введение», «Я вас любил….» Бродского) 9. Семиотический метод и основные положения работы Ю.М.Лотмана «Семиосфера» (в составе книги «Внутри мыслящих миров»), А.Жолковского «Семиотика «Тамани»» (в составе работы «Блуждающие сны»). 10. Основные положения работ М.Хайдеггера «Исток художественного творения» и Р. Ингардена «Исследования по эстетике» (в объеме по хрестоматии «Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения») и феноменологический метод. Литература Тексты 1. Хрестоматия по теории литературы / сост. Л.Н.Осьмакова. М., 1982. 2. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. 3. Поэтика.Хрестоматия по вопросами литературоведения для слушателей университета. М., 1992 (статьи .М. «О содержании и структуре понятия “художественная литература”», В.Шкловского «Искусство как прием», Б.Эйхенбаума «Как сделана “Шинель”Гоголя») 4. Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения. Хрестоматия. М., 2011 Общая учебно-научная литература 5. Основы литературоведения / под ред.В.П. Мещерякова. М., 2000 (глава XXII «Основные этапы развития литературно-критической мысли») 6. Введение в литературоведение. Основы теории литературы / под ред.В.П.Мещерякова (любое издание, глава «Основные этапы развития литературно-критической мысли») 7. Зинченко В.Г., Зусман В.Г, Кирнозе З.И. Литература и методы ее изучения. М., 2011.
|
|||
|