Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Программа. лектория «Военная слава Карпинска». школьного. комплексно-краеведческого музея. МАОУ СОШ №5. Пояснительная записка



 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

 

Согласовано:                                                              Утверждаю:

с методическим советом                                         директор МАОУ СОШ №5

МАОУ СОШ №5                                                  ___________ Сметанин И.И.

руководитель ________ Ремизова Н.Е.                   Пр. №112 от 02.09.2020 г.

Протокол №3 от 20.10.2020 г.

 

Программа

лектория «Военная слава Карпинска»

 школьного

комплексно-краеведческого музея

МАОУ СОШ №5

Составитель: Петряева Ольга Руслановна учитель истории и обществознания, руководитель школьного комплексно-краеведческого музея МАОУ СОШ №5

 

 

2021 г.

Пояснительная записка

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» заявлено, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

На заседании организационного комитета «Победа» глава государства В.В. Путин обратил внимание на важность «действительно просветительской миссии, в основе которой всегда были и остаются личный пример, искренние поступки и значимые, достойные, понятные всем результаты». По его словам, «продуманная, созвучная восприятию современной молодежи и, главное, честная, патриотическая повестка должна укреплять в новых поколениях проверенные самой жизнью базовые ценности, которые отражают наши традиции, национальную идентичность, весь исторический путь России с ее испытаниями и триумфами. Здесь особая роль принадлежит Великой Отечественной войне - она оставила глубочайший след в судьбах всех народов Советского Союза и в судьбах народов Российской Федерации, неотделима от истории каждой российской семьи».

На фоне того, что в последние годы все больше проявляются негативные явления, когда историю нашей страны пытаются «передергивать» и переписывать, когда умаляются трудовые и боевые заслуги наших предков, когда роль России в современном мире принижается, распространяется, наряду с достоверной, и вымышленная информация о значении и вкладе нашего государства в разгроме фашизма. В этих условиях необходимо формировать у подрастающего поколения целостное мировоззрение на роль нашего государства в мире, ее вклад в победу над фашизмом.

Программа музейного лектория «Военная слава Карпинска», призвана, расширить кругозор школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мужества, героизма и мудрости народов России, обогатить знания о традициях своего народа, а также развивать интеллектуальные способности обучающихся, чувство долга, ответственности перед страной и ее жителями.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.    N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации

на период до 2025 года»;

• Закон РФ № 4292-1 от 14.01.1993 г. «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122- ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

• Закон Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13. 03.1995 года № 32-ФЗ (с изменениями от 24.10.2007 года);

• Устав МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска.

Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей школьников и рассчитана на обучающихся 6-7-х классов (12-13лет). Срок реализации программы 17 часов в учебный год, одно мероприятие в месяц.

Программа лектория представляет собой образовательную систему, связанную с изучением истории Великой Отечественной войны и участия в боевых действиях уральцев, воссозданных на основе анализа архивных материалов, тесно связанных с практической работой. Реализация программы содействует героико-патриотическому и нравственному воспитанию школьников. Учащиеся знакомятся с военной историей региона, узнают о земляках – участниках и свидетелях Великой Отечественной войны. На примере подлинных документов прослеживают судьбы земляков - уральцев, их боевой путь, награды, вклад в общую победу по разгрому немецко-фашистских войск.

Целью программы является создание организационно-педагогических условий для формирования социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма обучающихся, через организацию музейной работы по популяризации исторических событий времен Великой Отечественной войны в нашем регионе и участие их в сохранении и увековечении памяти защитников Отечества.

Эффективность реализации цели зависит от решения следующих задач:

- приобретение новых знаний по истории Великой Отечественной войны на основе краеведческих материалов;

- развитие навыков использования различных источников информации и знаний, умение их применять и использовать в практической и творческой деятельности;

- побуждение к активному самообразованию с целью углубленного изучения

материала, связанного с историей родного края и поисковой исследовательской деятельностью;

- привитие уважения у обучающихся к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти;

- формирование чувства гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды, и желание действовать на благо развития и обеспечения ее процветания.

Программа лектория основывается на следующих принципах патриотического воспитания:

• принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех структур по патриотическому воспитанию учащихся;

• принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы, с учетом каждой возрастной группы учащихся. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина – патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная

среда, регион проживания, с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, обществом в целом;

• принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания предполагает необходимость задействовать такие факторы формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, который культивирует чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту, внутрисемейных отношениях, учебе, подходах к труду и его мотивации, методах творчества. Только такой целостный, комплексный подход позволит восстановить историческую преемственность поколений, наше общее, российское интеллектуально нравственное поле;

• принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей – означает пропаганду идей и ценностей не только российского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

В результате реализации программы обучающиеся должны знать:

• значимые страницы истории страны;

• государственные праздники и памятные даты российской истории;

• примеры исполнения гражданского и патриотического долга земляками – карпинцами;

• имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в ходе освоения программы;

• традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережного отношения к ним.

должны уметь:

• описывать изученные события истории Отечества;

• оценивать поступки других с позиции добра и зла;

• уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

• поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Место проведения мероприятий в школьном комплексно-краеведческом музее (за исключением экскурсии). Так как все материалы лектория переведены в электронный вид и по каждому занятию созданы презентации и видеофильмы, подготовлены сканографии документов военной поры, возможно проведение в учебном классе.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, в

ходе выполнения практических и творческих работ, в том числе и исследовательского характера, используется групповая и индивидуальная формы работы.

В ходе теоретических занятий проводятся лекции и беседы о боевом и трудовом подвиге наших земляков-карпинцев в годы Великой Отечественной

войны, работа с документами военного времени – сканографиями наградных листов, писем, воспоминаниями ветеранов, газет того времени.

В процессе практических занятий на основе собранного материала создаются:

- электронная база данных о уроженцах и жителях г. Карпинска,

участвовавших в защите Отечества в годы Второй мировой войны;

- экспозиции и временные выставки в школьном комплексно-краеведческом музее и городском краеведческом музее;

- тематические проекты по истории войны, биографиям героев и

ветеранов войны, проекты по родоведению;

- семейные летописи и альбомы;

Итогом практической поисково-исследовательской деятельности становиться участие в конкурсах, конференциях, семинарах городского, областного и всероссийского уровня.

В результате такой работы развиваются и совершенствуются психологические процессы, такие как познание, аналитическое мышление, воображение, память, эмоциональное состояние.

Для реализации программы необходимо следующее техническое обеспечение: проектор и колонки, для воспроизведения презентаций и видеофильмов, и просмотра документов военного времени, а также представления результатов поисковой, исследовательской и творческой деятельности обучающихся. В качестве наглядного материала используются сканографии экспонатов школьного комплексно-краеведческого музея: вспоминания и фотографии, наградные листы и документы участников событий, газеты «Карпинский рабочий» и школьные переводные ведомости военного периода и пр. Для музыкального сопровождения используется фоновая музыка, фанфары.

Данная методическая разработка, может быть, использования всеми учителями нашего города в своей системе воспитательной работы в качестве

готовых классных мероприятий, а также как как пособие для организации поисковой, исследовательской и творческой работы обучающихся. Каждое мероприятие сопровождается готовыми сценариями, презентациями и видеофильмами, размещенными на сайте школы, а также сканографиями документов – писем фронтовиков, воспоминания очевидцев событий, наградные листы и пр.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью

разнообразных методов:

• собеседования с учащимся;

• диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;

• портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ;

• мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях.

 

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.