Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Латиноамериканская литература. Г. Г. Маркес



Латиноамериканская литература. Г. Г. Маркес

1. Г. Г. Маркес - теоретик "магического реализма".

2. Общий обзор творческого наследия писателя.

3. Проблемы духовности и морали в новелле "Старик с крыльями". Обреченность героев в романе "Сто лет одиночества".

Г. Г. Маркес - теоретик "магического реализма"

"Магический реализм" в широком смысле - это направление, в котором органично соединились элементы настоящего и мнимого, реального и фантастического, бытового и мифологического, вероятного и таинственного, повседневного бытия и вечности. Подобное определение подал и литературоведческий словарь-справочник.

"Магический реализм» - это также условное название модернистского течения в литературе Латинской Америки второй половины XX века.

В широком смысле "магический реализм" оказался на разных этапах развития литературы (Ф. Рабле, П. кальдерой, И. Гете, Э. Т. А. Гофман, Э. А. По, Ф. Кафка, Н. Гоголь, М. Булгаков).

В узком смысле всего это направление развился в латиноамериканской литературе XX века (А. Карпентер, Ж. Амаду, Г. Г. Маркес, М. Варгас, М. Астуриас и другие). Особую роль в творчестве этих авторов сыграл миф, который выступил основой произведения. Художник, пытаясь осмыслить разнообразные явления (реальные, сознательные, культурные и другие), стремился к универсальности своих образов и создание общей модели бытия. Классическим образцом такого метода стал роман Г. Г. Маркеса "Сто лет одиночества", где в мифически реальных образах было воссоздана история Колумбии и всей Латинской Америки.

Термин "магический реализм" впервые применил немецкий искусствовед Франц Рот в 1925 году по отношению к немецкого экспрессионизма, которому он посвятил монографию "Постекспресионизм. Магический реализм. Проблема нового европейского живописи". По Ф. Ротом, "магический реализм" - это такая концепция, которая противостояла футуризма и, не отказываясь от мимезисе, то есть воспроизведение действительности, обнаружила внутренне присущий обыденности "магический смысл".

В 30-е годы XX века итальянский писатель Массимо Бонтемпелли употребил этот термин в отношении литературы сюрреализма. "Магический реализм", по Бонтемпелли, - это уничтожение границы между реальным и фантастическим, сочетание галлюцинации с реалистичной концепцией детали, смещение закономерностей действительности. На основе обычных фактов писатель создал фантастическую реальность, стремился передать иллюзию освобождения от действительности силой творческого воображения.

Срок активно использовали европейские критики в 30-е годы XX века для характеристики явлений модернизма, но позже он исчез из научного оборота.

В 1948 году в Латинской Америке венесуэльский писатель и критик А. Влас-Пьетро возродил его с целью характеристики своеобразия креольской литературы. Наибольшее распространение термин "магический реализм" вступил в 60-70-е годы по литературных реалий латиноамериканского континента.

Основателем "магического реализма" в латиноамериканской литературе стал лауреат Нобелевской премии в области литературы гватемальский писатель, романист, новеллист, поэт, драматург Астуриас. Писатель считал, что главной задачей его произведений было знакомство читателей других стран с особым мировосприятием индейцев, с их психологией, с мощным природным даром воображения. Поэтому истоки «магического реализма» следует искать в мировоззрении, социально-исторической действительности индейцев.

Итак, "магический реализм" Астуриаса - это эстетическое освоение действительности с помощью средств индейской мифологии и фольклора.

Независимо от Астуриаса этой мысли пришел выдающийся кубинский писатель, искусствовед, теоретик литературы, один из создателей нового латиноамериканского романа Карпентьер.

Примером сочетания мифологических представлений и реальности стала повесть "Царство земное" (1949). Во введении к ней автор выдвинул концепцию "чудесной реальности". Она связана с мифотворчеством таитянских негров и индейцев. Карпентер считал, что писатель может строить свой рассказ таким образом, чтобы "чудесное", то есть рожденное народным воображением, могло переплестись с действительностью. Таким образом, термин "магический реализм" и "чудесная реальность" имели много общих черт:

o существование двух реальностей;

o анимистические, пантеистическое представление о мире;

o переход мысленного образа в реально пережитый.

По мнению А. Карпентьера, специфику латиноамериканского «магического реализма» обусловила расположение писателей к барочных форм, которые позволили создать удивительный и яркий мир, "где соединились все расы и культуры и встретились все эпохи".

Представители "магического реализма" в своем творчестве использовали такие мифологические элементы:

o Своеобразное свободное обращение латиноамериканцев со временем и пространством, которым не свойственны последовательность и хронология, размеренность и линейность;

o В жизни и смерти они относятся как к природным явлениям; смерть для латиноамериканцев - это лишь переход в мир иной.

Для существования "магического реализма" обязательным условием стала специфическая трансформация объективной реальности в художественном произведении. Черты «магического реализма» латиноамериканской литературы

o Обращение к национальным истокам, традициям;

o Использование потенциала устного народного творчества;

o Широкое использование мифа (мифологизм и мифотворчество)

o Синтез бытового и волшебного, современности и истории, настоящего и мнимого;

o Философская направленность произведений;

o Обобщенность, универсализм образов и ситуаций;

o Прием очуднение (состоял в том, чтобы "вывернуть действительность наизнанку, чтобы рассмотреть, как она с обратной стороны")

o Осмысление исторического, культурного, социального опыта человечества в конкретных художественных образах;

o Использование традиционных сюжетов и мотивов (приключения, робинзонада, миф о Сизифе и т.п.);

o Атмосфера волшебного, фантастического, мистического, что сопровождает обыденное, привычное и тому подобное;

o Активное включение к своим произведениям образов тотемных животных, растений, анимистические представления и тому подобное;

o Яркое использования символики чисел, цвета

o Особая образная система, героями произведений "магического реализма" стало коренное население Латинской Америки, которое отличалось от европейцев другим типом мышления, мировосприятия; они - выразители латиноамериканской самобытности; в героях личностное начало приглушенный; они выступили носителями коллективной мифологического сознания, которая и стала объектом изображения;

o Действительность освещалась сквозь призму мифологического сознания;

o Поэтическое восприятие окружающего, которое базировалось на особом отношении к времени и пространства, которому не присущи последовательность и хронология;

o Характерная манера письма, основанной на народной образности (игре слов, параллелизме, аллитерации, ритмике, метафорах).

Представителем "магического реализма" в латиноамериканской литературе был Габриэль Гарсиа Маркес. Колумбийский писатель Габриэль Хосе Гарсиа Маркес (Габо - так звали Маркеса в детстве) родился в 1928 году в провинциальном городке Аракатаке на берегу Карибского моря. Он был старшим из 16 детей телеграфиста Елихио Гарсиа, женатого Луизой Сантьяго Маркес. В Аракатаке после длительной борьбы либералов с консерваторами, что опустошила и истощила Колумбию, поселился дед будущего писателя Николас Маркес, что в течение войны, выступая на стороне либералов, дослужился до полковника. Вскоре к тихому патриархального городка дотянулась всесильна американская фруктовая кампания, принеся с собой "банановую лихорадку": выращивание и продажа тропических фруктов обещали баснословные прибыли, и в город слетелись искатели легких заработков. Среди них был и телеграфист Габриэль Гарсиа, который влюбился в дочь полковника Маркеса. История любви матери и отца Габо была романтичной. Луиза влюбилась в бывшего студента-медика с первого взгляда. Но ее родители, особенно отец, были против брака с "недостойным" молодым человеком, который еще и до этого имел репутацию бродяги. Но, несмотря на враждебность родственников, Ехилио каждый вечер приходил под окна комнаты любимой и во весь голос пел серенады. Разгневанный дон Николас стрелял в пустоту ночи. Его жена созвала всех духов, чтобы те проучили жениха дочери. А соседи, которым серенады мешали отдыхать, уговаривали полковника выдать дочь замуж, чтобы наконец наступили желаемые тишина и покой. Любовь победила, отец согласился, и молодые супруги переехали в другой город, а маленький внук остался в родовом гнезде, где и провел первые восемь лет своей жизни.

За эти годы "банановая лихорадка" пришла в упадок, упадок плантации, городок выглядело опустошенным. Жители жили воспоминаниями о гражданской войне и призрачный расцвет. Центром этой полулегендарной атмосферы был огромный дом Мар кесив, населенный прекрасными людьми и призраками прошлого. Мальчика воспитывала бабушка Транкилина, на которой держался весь дом. Всегда в работе и заботе, эта маленькая женщина была безупречным источником сказок, легенд, различных фантастических историй.

Однако самым главным человеком для мальчика стал дед, скептик и жизнелюб одновременно старший товарищ и крупнейший авторитет. От него будущий писатель узнал о событиях гражданской войны.

После смерти деда (1936 год) Гарсиа Маркес некоторое время учился в иезуитской школе в Барранкилье, а приобретя немного знаний, посещал школу в городе Зипакира, где и получил степень, который примерно соответствовал диплома выпускника колледжа в Соединенных Штатах. В Колумбийский университет на юридический факультет он вступил в 1947 году. Во время учебы читал произведения В. Шекспира, Ф. Рабле, Сервантеса, Д. Дефо, греческих трагиков, Ф. Достоевского, Л. Толстого и других. Тогда же в газете "Наблюдатель" была опубликована его первая повесть "Третий отказ".

В 1948 году поднялся очередной мятеж, переросший в длительную гражданскую войну, охватившую в то время многие латиноамериканские страны. Университет был закрыт. Юноша переехал в Картахена, где продолжил свое юридическое образование и через два года стал репортером в "Геральд". В настоящее время он уже стал автором нескольких рассказов, а в 1951 году начал работу над повестью "Опавшие листья", действие которой происходило в Макондо, что, кажется, просто таки списана с родной Аракатаки. Один из критиков, рецензируя эту повесть по просьбе издательства, написал, что автор лишен литературного таланта, и посоветовал ему найти себе другое дело.

В 1954 году прозаик переехал в Боготу, где работал репортером "Наблюдателя", печатал статьи по морской жизни. Эти материалы, где он обличал факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями, были достаточно скандальными. Газету запретили печатать, а репортер остался без средств к существованию. 1955 увидели свет несколько рассказов, наконец-то опубликована повесть "Опавшие листья". Заметного успеха эти произведения автору не принесли, однако привлекли внимание критиков и читателей. Как корреспондента газеты, Маркеса были отправлены в Европу. Там, в Париже, он остался на длительное время.

В 1958 году женился на Мерседес Барча, внучкой египетского эмигранта, в которую был влюблен еще юношей, и которая также ждала его долгие годы. Как оказалось, ждала не зря, потому что у супругов началось счастливое и беззаботное супружескую жизнь. С женой имел двоих детей - сыновей Годриго и Гонсалисом.

Проработав два года в Европе внештатным журналистом, Г. Маркес устроился на работу в Кубинское правительственное агентство новостей, а в 1961 году переехал в Мехико, где зарабатывал на жизнь сценариями и журнальными статьями. В свободное время писал книги: через год после выхода повести "Полковнику никто не пишет" (1961) появилась сборник рассказов "Похороны Мама-Гранде".

В 1967 году коммерческого успеха получил роман "Сто лет одиночества". Первое издание этого произведения раскупили за неделю. Как выразился перуанский писатель Варгас Льоса, это был "литературный землетрясение". В этом произведении вымышленное поселок Макондо символизировало всю Латинскую Америку, а ее основатель Буэндиа со своими потомками - историю мира.

Продолжая жить в Мехико, Маркес часто посещал Картахене, свою родину.

В центре следующего романа писателя "Осень патриарха" (1975) - гиперболизированный образ вымышленного американского диктатора. В новаторском по форме романе "Хроника объявленной смерти" (1981) рассказывалось об убийстве, неодинаково воспринимается различными и ненадежными свидетелями.

Начался период популярности художника. Ему предоставили почетную степень Колумбийского университета в Нью-Йорке, французский Орден Почетного Легиона, о его творчестве написано монографии. А через год Маркесу была присуждена Нобелевская премия по литературе "за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, объединяясь, отражают жизнь и конфликты всего континента". Узнав о присуждении ему почетной награды, писатель заметил: "Все писатели хотят Получить Нобеля, но для меня это стало бы неудачей, так как я больше всего хочу оставить как можно больше пространства для моей частной жизни ". Позже в интервью он сказал такие слова:" Иногда мы с женой Мерседес вечерами Остаемся дома одни, и нам хотелось бы, чтоб нас кто-нибудь пригласил ужинать или еще куда-нибудь. У нас масса друзей, но они НЕ решаются запросто позвонить, потому что думают, что в этот вечер у нас двадцать праздничных встреч. И иногда оказываешься в настоящей изоляции, это и есть одиночество , которое приносит слава, и оно очень похоже на одиночество, которое приносит власть ". Остановившись в своей Нобелевской лекции на условиях жизни в Центральной и Южной Америке, автор коснулся темы эксплуатации коренного американского населения.

Последний из опубликованных произведений Маркеса, роман "Любовь во время холеры" (1990), пожалуй, первый его произведение, посвященное любви. Работал также над книгой воспоминаний под названием "Прожить и рассказать".

В последнее время Г. Маркес с женой жил в Колумбии, в одном из самых престижных районов Боготы. Они занимали просторные апартаменты на двух этажах че-тирьохповерхового дома с видом на парк, а путешествовали в собственном седане с пуленепробиваемыми окнами и дверями. Несколько агентов спецслужб следовали за ними на другой машине. Такие меры нелишние в стране, где каждый месяц похищают почти двести человек и более чем две тысячи убивают.

С 1999 года распространилась информация о том, что Г. Г. Маркес болен раком лимфы, а в июне 2000 года несколько изданий сообщили даже о смерти писателя. Оказалось, преждевременно, потому что в конце 2000 года он жив появился на книжной ярмарке в Гвадалахаре, где сказал: "Моя лимфа отступила, я снова плен сил".

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.