Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК. КИНОКЛУБНИКА. ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ ПРОГРАММЫ. ИСТОРИЯ МИРОВОГО КИНО»



 

«Это должен знать каждый»

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК

КИНОКЛУБНИКА

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ ПРОГРАММЫ

«ИСТОРИЯ МИРОВОГО КИНО»

 

 

Составитель: Идолевич Ирина

Справочник не лишен моего субъективного мнения

 

г. Могилев

январь 2013 года

Родословная киноискусства уходит своими корнями в Древний Египет, где жрецы изобрели специальные оптические аппараты для показа «чудес». На острове Ява проецировали в виде теней вырезанные из кожи силуэты сказочных персонажей и животных. В Италии и Германии в 16-17 веках были созданы занимательные аппараты для «оптических игр». В сокровищницу мировой культуры вошли достижения знаменитого китайского «театра теней» и французских волшебных фонарей.

Официальным днем рождения кино считается 28 декабря 1895 года, когда в Париже, в одном из кафе на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс, организованный братьями Огюстом и Луи Люмьер. Создавая свой киноаппарат как техническую новинку, аттракцион, братья Люмьер даже не предполагали, что кино вырастет в настоящее искусство. Нам сегодня стоит только пожалеть о том, что недооценка значения и места киноискусства в общей истории культуры народов привела к невосполнимой утрате первых киноматериалов, документов, архивов - всего того, что представляет истинную ценность для истории каждого народа.

Первые фильмы отражали реальные события политической и общественной жизни и именно этим привлекали интерес зрителей. В дальнейшем, благодаря участию драматических актеров и артистов цирка, кино стало развиваться от документального к игровому. Как правило, первые фильмы демонстрировались в сопровождении чтецов, граммофонов и таперов. Звуковым кино стало благодаря британскому изобретателю Ю. Лосту, который впервые реализовал синхронное звуковое сопровождение фильма.

История киноискусства представляет собой историю коллективного кропотливого труда кинодеятелей всего мира. «Крупный план» Гриффита, «монтаж» Эйзенштейна и Пудовкина, «глубинные съемки» Орсона Уэллса, «атмосфера» Карне и Ренуара, «неореализм» Росселини и де Сики не могут рассматриваться изолировано от развития мирового киноискусства в целом.

Историки кино отмечают оригинальные черты индивидуальности каждого художника, в то же время тщательно прослеживают взаимосвязи и взаимовлияния в кино, выделяя то новое и неповторимое, что вкладывает в сокровищницу мирового киноискусства каждое национальное кино, каждый прогрессивный художник, отражающий в своем творчестве дух и культуру своего народа.

Время проверяет на «прочность» художников и их произведения. Одни бесследно исчезают, другие остаются в истории навсегда. Зрители всех поколений смотрят с неподдельным восхищением картины, которые открывают сложные страницы человеческого мира. Многие фильмы отмечены призами и премиями кинофестивалей. Их творческий жизненный потенциал не потерял своей актуальности для современников.

Вступив в новое тысячелетие, современный кинематограф продолжает развиваться, отвечая на новые проблемы, встающие перед человечеством. Современный кинохудожник работает в условиях сложного эволюционного кризиса и засилья киноиндустриальной продукции развлечений, отстаивая гуманистические идеалы «настоящего» жизнеутверждающего кинематографа.

Мы живем в эпоху перехода от техногенной цивилизации к антропогенной, поэтому именно сейчас особую роль приобретают культурологические знания. Эти знания будут являться важным фактором в процессе гуманизации общественного сознания и образования.

  1. Немое кино.

Немое кино, принятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его развития, когда фильмы были лишены синхронно записанного звука. Развитие киновыразительности шло по пути усложнения смыслового и усиления эмоционального воздействия зрительного ряда, совершенствования драматургии, приспособленной именно к специфике немого кино. Во 2-ой половине 20-х годов появился ряд экспериментальных направлений в кино, представители которых стремились выйти за рамки традиционных форм повествования в поисках киноэквивалентных авангардистским течениям в живописи, поэзии и музыке. В рамках авангарда создавались абстрактные мультипликации, дадаистские и сюрреалистические ленты. Такого рода опыты, по-своему свидетельствовавшие о зрелости художественных форм немого кино, открывали определенные возможности разработки нетрадиционных структур.

Фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну»-1902г. Франция.

Фильм Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари»-1919г. Германия. Фильм положил начало экспрессионизму в немецком кино.

Фильмы Чарли Чаплина «Огни большого города»-1931г. США (воплощение темы «маленького человека») 83min. и «Час ночи»-1916г. (о мире вещей, имеющих власть над человеком)

Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»-1925г. СССР. Рассказ о революционном восстании на корабле – 73min.

Фильм Фрица Ланга «Метрополис»-1926г. Германия. В фильме рассказывается о фантастическом гигантском городе, где правит диктатор, мечтающий о мировом господстве – 116min.

Фильм Карла Дрейера «Страсти Жанны Дарк»-1927г. Дания. Самый знаменитый фильм режиссера. В центре внимания человеческая трагедия, а не легендарные подвиги Орлеанской Девы – 93min.

Фильм Луиса Бунюэля «Андалузский пес»-1928г. Испания. Образное воплощение сюрреалистического мышления - аллегоричного, скандального, мятежного – 33min.

Фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом»-1929г. СССР. Документальный фильм о повседневной жизни огромного города с многочисленными подробностями – 67min.

  1. Кино 40-50-х годов.

Фильм режиссеров Георгия и Сергея Васильевых «Чапаев»-1934г. Шедевр мирового кинематографа о герое гражданской войны - 93мин.

Фильм режиссера Орсона Уэллса «Гражданин Кейн»-1941г. США. Опустошающее влияние власти как привычка «стоять над людьми» порождает нежелание считаться с реальными обстоятельствами – 120min. (Приз «Оскар»-1941)

Фильм режиссера Марселя Карне «Вечерние посетители»-1942г. Франция. Действие фильма происходит в прекрасной стране легенд, во времена средневековья, когда чудесное было таким обычным для людей – 115min.

Фильм режиссера Элиа Казана «Трамвай «Желание»-1951г. США. По одноименной пьесе Теннесси Уильямса – 125min. (Приз в Венеции-1951)

Фильм режиссера Карла Дрейера «Слово»-1954г. Дания. О воскрешении женщины из мертвых благодаря истинной вере – 126min. (По К. Мунку, Гл. приз в Венеции).

Фильм режиссера Кристиана-Жака «Закон есть закон»-1957г. Франция. Комедия о похождениях полицейского и вора – 93min.

  1. Итальянский неореализм.

Послевоенные годы 20-го века отмечены ярким художественным явлением в мировой культуре, получившим название - «неореализм». Это направление возникло как в литературе, так и в изобразительном искусстве, но его мощный потенциал проявился именно в кино, и прежде всего, в итальянском кинематографе. Кинематографическую молодежь, настроенную против фашизма, объединяло неприятие того кино, которое существовало в стране. Нужны были новые идейно-художественные принципы и новый киноязык для разговора со зрителем. Суть неореализма в том, что в центре его внимания оказывается обыкновенный человек, и поэтому рассказ о его жизни был прост и безыскусен, максимально приближен к реальности. Неореализм в кино начинает свое развитие с документальных лент, причем сюжеты некоторых из них переросли в первые игровые картины неореалистов. Творческая манера, каждого режиссера-неореалиста была строго индивидуальна в зависимости от его характера, темперамента, жизненного опыта. Отличались они друг от друга системой мировоззрения, философскими и религиозными предпочтениями. Но главным в их творчестве было то, что при многообразии мнений каждый стремился к правдивому с его точки зрения отражению характера героев, проблем жизни современного общества, поиску реализации идеалов социальной справедливости. Неореализм как феномен итальянского кино оказал большое влияние на его дальнейшее развитие, отразившись в формировании самостоятельных школ кинематографии Франции, США, Испании, Индии, стран Латинской Америки и некоторых режиссеров советской школы.

Фильм режиссера Роберто Росселлини «Рим - открытый город»-1945г. Фильм-манифест неореализма. Прием документирования реальности положил начало новому направлению. (Приз в Канне-1946)

Фильм режиссера Федерико Феллини «Маменькины сынки»-1953г. Обыденные события, банальные происшествия, заурядные судьбы членов одной из семей в послевоенной Италии – 104min. (Приз в Венеции-1953)

Фильм «Дорога»-1954г. История девушки, которую мать продала жестокому и тираничному силачу бродячего цирка в ассистентки – 100min. (Приз в Венеции, Приз «Оскар»-1953)

Фильм «Ночи Кабирии»-1955г. О проститутке, мечтающей начать новую жизнь – 118min. (Приз «Оскар»-1957)

Фильм режиссера Лукино Висконти «Рокко и его братья»-1960г. Об отношениях матери с сыновьями и братьев между собой – 178min. (Спец. приз в Венеции)

Фильм режиссера Витторио де Сика «Умберто Д.»-1951г. О трагедии одинокой старости – 98min.

Фильм режиссера Эммануэля Криалезе «Дыхание»-2002г. Фильм снят в традициях итальянского неореализма 50-х годов и рассказывает о нежных отношениях в семье – 93min.

  1. Французская «Новая волна».

Во Франции в конце 50-х годов возникает кинофеномен, получивший название «новая волна». Это название родилось в молодежной журналистской среде после выхода в свет рекламы большого национального опроса о молодежи в журнале «Экспресс» и вскоре была подхвачена кинематографистами. В эти годы в кино приходят молодые режиссеры в возрасте 26-32 лет, которые ломают традиционную систему кинопроизводства. В их фильмах находят отражение проблемы жизни молодого поколения и звучат скептические ноты по отношению к социальным ценностям буржуазного общества. «Новая волна» обновила французский кинематограф, так как создала атмосферу соревнования в профессиональной среде. Ее результатом стало перераспределение, отбор, лучших образцов деятельности молодых кинематографистов. Это течение открыло новые возможности для французского кино в целом, обогатило язык и стиль экрана. За четыре года (1958-1961гг), по меньшей мере, 97 молодых режиссеров поставили и выпустили на экраны свой первый полнометражный фильм. Опыт «новой волны» не прошел бесплодно для французского киноискусства. Появилась свободная и непринужденная режиссерская манера. Были разбиты каноны узко понимаемого профессионализма, сломаны границы между традиционными жанрами.

Фильм режиссера Жана Кокто «Орфей»-1949г. Зашифрованное иносказание о судьбе поэта, вольно использующее мотивы древнегреческого мифа – 90min.

Фильм режиссера Клода Шаброля «Красавчик Серж»-1958г. О французской провинции, где царит скука. (Приз в Локарно-1958)

Фильм режиссера Франсуа Трюффо «400 ударов»-1959г. Автобиографический фильм о драматизме бесправия юных героев перед лицом взрослых, о хаосе зарождающихся чувств – 100min. (приз в Канне-1959)

Фильм Жана-Люка Годара «На последнем дыхании»-1959г. Главный герой фильма живет, как хочет, ни на кого не рассчитывая, ни с кем не считаясь, не задумываясь о последствиях своих криминальных выходок – 90min.

Фильм «Хиросима, любовь моя»-1959г. О трагической любви в мире, истерзанной войнами. (Приз ФИПРЕССИ в Канне-1959)

Фильм режиссера Алена Рене «Прошлым летом в Мариенбаде»-1961г. В фильме все относительно, все существует в неизвестном пространстве и времени, все призрачно и нереально – 90min. (Гл. приз в Венеции-1961)

Фильм Жана-Люка Годара «Безумный Пьеро»-1965г. Главный герой пытается убежать от себя и от совершенного преступления – 105min.

  1. Новое «Немецкое кино».

В 60-е -70-е годы 20-го века и в Германии проявилось стремление художников к правдивому исторически конкретному осмыслению действительности. Возникает школа «молодой драматургии» ФРГ, возродившая немецкий театр, кельнская школа «нового реализма», ознаменовавшая новый этап в истории западногерманской литературы. Кинематограф также становится притягательным центром для многих деятелей театра и литературы. Ежегодный фестиваль короткометражных фильмов в Оберхаузене показал, что родилось «новое кино» ФРГ. Именно ленты молодых режиссеров принесли большое количество призов на международных кинофестивалях. Успех молодых кинематографистов доказал, что будущее принадлежит тем фильмам, которые говорят на «новом» языке кино. Бунтарский дух молодых кинематографистов проявился в издании манифеста, где говорилось о проблеме творческого самовыражения. И именно он стал публичным противодействием устоявшейся позиции художественной интеллигенции ФРГ, в частности, и политике государства в области культуры в целом. Результатом, в конечном счете, стало быстрое развитие немецкого кино и его подлинный расцвет. В кино пришла талантливая молодежь, которая хотела говорить со зрителем на языке своего времени, отстаивая идеалы подлинного искусства. Фильмы «молодого немецкого кино» затрагивали темы кризиса буржуазного общества, конфликта поколений, изнанки «экономического чуда». В фильмах появляются герои, через судьбы которых отражается несправедливость социального устройства, вскрываются глубокие противоречия, скрытые за фасадом внешнего благоденствия. Фильмы и имена режиссеров немецкого кино получают мировое признание. Благодаря обращению к традиционным духовным ценностям, с одной стороны и к актуальным социальным вопросам с другой, кинематографистам «нового немецкого кино» удалось «реабилитировать» кинематограф в глазах общества. Впервые за всю историю своего существования кино стало равноправным элементом художественной культуры страны. Молодые режиссеры-реформаторы Европы внесли принципиальный вклад в обновление тематики и развитие художественных средств киноискусства, оказав влияние на развитие кинематографа США.

Фильм режиссера Райнера-Вернера Фасбиндера «Катцельмахер»-1969г. Фильм - социально-критический очерк, посвященный повседневной жизни молодых людей – 85min.

Фильм режиссера Вернера Херцога «Каждый за себя и бог против всех»-1974г. Рассказ о найденыше, который большую часть жизни провел в полном одиночестве, не испорченный здравым смыслом, цивилизацией, религиозными и общественными нормами морали и права – 104min. (Приз ФИПРЕССИ и спец приз в Канне-1975)

Фильм режиссера Вима Вендерса «Алиса в городах»-1974г. США-ФРГ Фильм рассказывает о сближении тридцатилетнего журналиста, путешествующего по Америке, и девятилетней девочки, которая, сама того не подозревая, помогла ему выйти из тупика одиночества и поверить в ценность жизни – 110min.

Фильм режиссера Фолькера Шлендорфа «Жестяной барабан»-1979г. По роману Гюнтера Грасса – 136min. (Гл.приз в Канне, Приз»Оскар-1979)

  1. Кино США.

До 60-х годов голливудский кинематограф в значительной мере был авторско-продюсерским. Прославленные кинозвезды, ведущие мировые кумиры, сформировали основные киномифы века. Повсеместное распространение телевидения привело к смене имен и поколений. Наступают годы, воспринимаемые во всем мире и в самой Америке как период «упадка» и чуть ли не смерти Голливуда. Рубеж 60-х 70-х годов - это время, когда рождается Новый Голливуд, существенно отличающийся от старого. «Упадок» оказался революционным обновлением всех сфер кинопроизводства. И начался он на этот раз не с продюсеров и звезд, а с режиссеров. Американское кино из актерско-продюсерского становится режиссерским. В кино приходят сорокалетние режиссеры: Вслед за сорокалетними режиссерами, начинают работать и более молодые, пришедшие в Голливуд на фоне молодежного протеста 60-х. годов. Работая в атмосфере подъема демократического движения, новая плеяда кинематографистов взяла в руки кинокамеру, чтобы выразить языком кино жажду другой, более достойной, нравственной жизни. Новые звезды рождались внезапно, вместе с молниеносным успехом отраженных в их фильмах остросоциальных сюжетов. Небывалые дискуссии в средствах массовой информации вызывали имена режиссеров и содержание их фильмов: Продукция американского кино 70-х 80-х годов рассчитана, прежде всего, на средний класс «яппи» (молодых городских профессионалов). Большинство молодых режиссеров знают друг с другом и находят поддержку друг у друга. Их объединяет сходное понимание творческих задач, сознание того, что контркультурные идеалы «не сработали», не воплотились в жизнь. В образовавшемся вакууме они вынуждены были обратиться к известным киножанрам «приключения», «фильма ужасов», «комедии нравов», «музыкального фильма» и т.д.

Появление в американском кинематографе молодых талантливых режиссеров позволило не только повысить художественный уровень картин, но и пронести через них острую социальную проблематику. Однако им пришлось работать в сложных условиях попытки слома направленности голливудской продукции, которая традиционно была очень сильной и всегда была нацелена на коммерцию.

Фильм режиссера Орсона Уэллса «Процесс»-1962г. По роману Франца Кафки главный герой фильма бунтует против роковой для него бюрократической машины – 120min.

Фильм режиссера Дениса Хоппера «Беспечный ездок»-1969г. Герои фильма, странствующие по дорогам Америки на мотоциклах под рок-музыку и наркотические видения, гибнут в результате беспричинного конфликта поколений – 96min.

Фильм режиссера Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»-1969г. О глубокой усталости и разочаровании американцев в идеальности их общества – 96min.

Фильм режиссера Питера Богдановича «Последний киносеанс»-1971г. Одна из блистательнейших лент «нового голливудского кино». Переосмысление «Американской Мечты» на материале жизни провинциального техасского городка – 118мин.

Фильм режиссера Алана Паркера «Птаха»-1985г. История американского солдата, который с детства любил птиц и ощущал себя птицей - 120мин.

  1. Авторское кино и Молодые режиссеры.

Авторское кино - это только термин, не отражающий какого-то особенного принципа в подборе фильмов. Все кино авторское. То, о чем он говорит с экрана, есть плод его размышлений о жизни общества. Быть может это и есть то слово, которое хотят сегодня услышать, оно найдет своих единомышленников и своих противников. Если режиссер занимается творчеством увлеченно и честно, если для него искусство есть путь духовных поисков, постижения истины, выражение сокровенных мыслей, без чего он не может существовать, не стоит вопрос о работе в расчете на чей-то вкус - то фильм непременно найдет своего зрителя.

Каждый из представленных режиссеров обладает своим неповторимым почерком, высоким профессионализмом, и имеет неповторимые национальные черты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.