Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 13.03.2020 г.



ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 13.03.2020 г.

 

Тема лекции – «Современное состояние телевизионного рынка в России и за рубежом».

 

Основные аспекты темы:

 

Телевидение остается главным средством массовой информации для россиян, а просмотр телепрограмм – самой массовой практикой медиапотребления. По данным социологических опросов, более 80 % взрослого населения РФ смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, и две трети делают это каждый день.

Несмотря на массовое распространение Интернета и растущую популярность новых медиа, средние показатели телепотребления среди населения России остаются довольно высокими по сравнению с общемировыми. Так, средний по миру показатель объема телепотребления (среднее время телепросмотра на жителя) составляет 3 ч. в сутки, в Европе – 3 ч. 54 мин., в Северной Америке – 4 ч. 14 мин. В России этот показатель с 2014 года немного превышает 4 ч. в сутки.

Телеканалы. На отечественном телевизионном рынке наблюдается высокий уровень конкуренции и фрагментации. С каждым годом «длинный хвост» нишевых каналов все увеличивается, отбирая аудиторию у массовых универсальных каналов.

Важным фактором, оказывающим влияние на телевизионный ландшафт и аудиторные показатели телеканалов, в последние два года стали цифровые мультиплексы и введение правила обязательного распространения каналов этих мультиплексов операторами связи (must carry).

Несмотря на постепенное снижение доли аудитории, крупнейшие федеральные каналы, входящие в состав первого цифрового мультиплекса, остаются бесспорными лидерами по объему аудитории.

Жанры. Несмотря на процессы фрагментации аудитории, свидетельствующие об углублении различий в телевизионных предпочтениях различных групп россиян, массовые телевизионные вкусы остаются неизменными. Массовая аудитория предпочитает развлекательный контент. В годовых топ-листах телеканалов доминируют телесериалы и художественные фильмы, развлекательные программы, музыкальные и игровые шоу.

Развлекательный контент остается основой вещания крупнейших российских каналов. Согласно исследованиям, самой крупной жанровой единицей, представленной в эфире 17 крупнейших отечественных телеканалов, стали телесериалы – 23 % (год назад – 21 %). Второе место – у художественных фильмов (16 %), третье-четвертое – у мультипликации и развлекательных программ (по 11 %). Скромный, с точки зрения абсолютных значений, но относительно устойчивый рост показывает доля социально-политических программ: 2 % в 2014 и 2015 гг., 3 % – в 2016 году и 4 % – в 2017.

Жанровая структура кинопоказа на крупнейших отечественных телеканалах достаточно сбалансирована, хотя уже не первый год лидерство удерживают комедии (22 % в 2017 году). На втором месте – боевики (17 %), на третьем – мелодрамы (16 %). Как и в случае с более широкими жанровыми группами, многие телеканалы делают ставку на один жанр кинопоказа («Россия 1» и «Домашний» отличаются «мелодраматическим» уклоном кинопоказа, Disney – «комедийным», РЕН ТВ – «боевиковым» и пр).

 

Вопросы для самоподготовки:

1) Какие каналы входят в Первый и Второй мультиплексы РФ?

2) Какой контент любят смотреть россияне в большей степени?

3) Какие иностранные каналы пользуются спросом у россиян?

4) Какие российские каналы имеют самые высокие рейтинговые показатели на настоящий момент?

5) Какие программы (за прошедший – 2019 год) имели самые высокие рейтинги?

 

Дополнительная литература:

1. Апполонова Л.П. Журналистика как социальный институт: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2008.

2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. - М.; Высшая школа, 2009.

3. Васильева Л.А. Делаем новости! Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2008.

4. Ким М.Н. Новостная журналистика: базовый курс: учебник. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

5. Козловский В.Н. Телевидение. Взгляд изнутри. 1957-1996 годы. - М: Готика, 2007.

6. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. и др. Телевизионная журналистика.М., Изд-во МГУ; "Высшая школа", 2006.

7. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: Справочник. - М.: ИД Святогор", 2008

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.