|
|||
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 13.03.2020 г.ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 13.03.2020 г.
Тема лекции – «Современное состояние телевизионного рынка в России и за рубежом».
Основные аспекты темы:
Телевидение остается главным средством массовой информации для россиян, а просмотр телепрограмм – самой массовой практикой медиапотребления. По данным социологических опросов, более 80 % взрослого населения РФ смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, и две трети делают это каждый день. Несмотря на массовое распространение Интернета и растущую популярность новых медиа, средние показатели телепотребления среди населения России остаются довольно высокими по сравнению с общемировыми. Так, средний по миру показатель объема телепотребления (среднее время телепросмотра на жителя) составляет 3 ч. в сутки, в Европе – 3 ч. 54 мин., в Северной Америке – 4 ч. 14 мин. В России этот показатель с 2014 года немного превышает 4 ч. в сутки. Телеканалы. На отечественном телевизионном рынке наблюдается высокий уровень конкуренции и фрагментации. С каждым годом «длинный хвост» нишевых каналов все увеличивается, отбирая аудиторию у массовых универсальных каналов. Важным фактором, оказывающим влияние на телевизионный ландшафт и аудиторные показатели телеканалов, в последние два года стали цифровые мультиплексы и введение правила обязательного распространения каналов этих мультиплексов операторами связи (must carry). Несмотря на постепенное снижение доли аудитории, крупнейшие федеральные каналы, входящие в состав первого цифрового мультиплекса, остаются бесспорными лидерами по объему аудитории. Жанры. Несмотря на процессы фрагментации аудитории, свидетельствующие об углублении различий в телевизионных предпочтениях различных групп россиян, массовые телевизионные вкусы остаются неизменными. Массовая аудитория предпочитает развлекательный контент. В годовых топ-листах телеканалов доминируют телесериалы и художественные фильмы, развлекательные программы, музыкальные и игровые шоу. Развлекательный контент остается основой вещания крупнейших российских каналов. Согласно исследованиям, самой крупной жанровой единицей, представленной в эфире 17 крупнейших отечественных телеканалов, стали телесериалы – 23 % (год назад – 21 %). Второе место – у художественных фильмов (16 %), третье-четвертое – у мультипликации и развлекательных программ (по 11 %). Скромный, с точки зрения абсолютных значений, но относительно устойчивый рост показывает доля социально-политических программ: 2 % в 2014 и 2015 гг., 3 % – в 2016 году и 4 % – в 2017. Жанровая структура кинопоказа на крупнейших отечественных телеканалах достаточно сбалансирована, хотя уже не первый год лидерство удерживают комедии (22 % в 2017 году). На втором месте – боевики (17 %), на третьем – мелодрамы (16 %). Как и в случае с более широкими жанровыми группами, многие телеканалы делают ставку на один жанр кинопоказа («Россия 1» и «Домашний» отличаются «мелодраматическим» уклоном кинопоказа, Disney – «комедийным», РЕН ТВ – «боевиковым» и пр).
Вопросы для самоподготовки: 1) Какие каналы входят в Первый и Второй мультиплексы РФ? 2) Какой контент любят смотреть россияне в большей степени? 3) Какие иностранные каналы пользуются спросом у россиян? 4) Какие российские каналы имеют самые высокие рейтинговые показатели на настоящий момент? 5) Какие программы (за прошедший – 2019 год) имели самые высокие рейтинги?
Дополнительная литература: 1. Апполонова Л.П. Журналистика как социальный институт: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2008. 2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. - М.; Высшая школа, 2009. 3. Васильева Л.А. Делаем новости! Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2008. 4. Ким М.Н. Новостная журналистика: базовый курс: учебник. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 5. Козловский В.Н. Телевидение. Взгляд изнутри. 1957-1996 годы. - М: Готика, 2007. 6. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. и др. Телевизионная журналистика.М., Изд-во МГУ; "Высшая школа", 2006. 7. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: Справочник. - М.: ИД Святогор", 2008
|
|||
|