План-конспект урока по физике
План-конспект урока по физике
Класс: 8
Тема урока: Работа и мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Содержательная цель: Выявить теоретические основы связей между понятиями «работа электрического тока», «мощность мощность электрического тока».
Деятельностная цель:Структурировать знания о работе и мощности электрического тока, формировать у учащихся умения реализации новых способов действия, применять полученные знания для расчета платы за электроэнергию, вывод формул работы и мощности электрического тока, применение формулы для решения задач.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:научиться вычислять работу и мощность электрического тока, снимать показания счетчика и рассчитывать потребляемую энергию.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, корректировать изученные способы действий и алгоритмы.
Познавательные: ставить и формулировать проблему, усваивать алгоритм деятельности, анализировать и оценивать полученные результаты, применять и преобразовывать знаки и символы.
Личностные УУД:
Приобретение новых знаний, умений, навыков, способов деятельности; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственностями возможностями и интересами.
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая
Методическое обеспечение: учебник физики 7 класс, Пёрышкин А. В.; сборник задач по физике 7-9 классы, В. И. Лукашик, Е. В, Иванова.
Техническое оборудование:проектор, компьютер, компьютерная доска.
Лабораторное оборудование для демонстраций опытов на столе учителя: лампочка
Этап урока
| Задачи этапа
| Деятельность учителя.
Содержание учебного материала.
| Деятельность
обучающихся
| Время
| Формируемые УУД
| Организационный этап.
| Создать благоприятный психологический настрой на работу
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, вступительное слово учителя.
| Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.
|
| Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
Личностные: мотивация учения.
| Актуализация знаний
| Актуализация опорных знаний и способов действий
| «Корзина знаний»
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение электрических явлений и познакомимся с новыми величинами, характеризующими постоянный электрический ток.Повторим некоторые основные понятия, которые помогут вам разобраться в новом материале.
- Я знаю, что электрическим током называется упорядоченное движение
- Электрическое напряжение измеряется…
- Вольтметр включается в цепь ….
- Сила тока измеряется…
- Амперметр включается в цепь….
- Единица силы тока….
Установите соответствие.
(слайд 1).
| Выполняют задания.
Отвечают на вопросы учителя
|
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
| Мотивация к учебной деятельности
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
| Подведение к теме урока. (слайд 3)
Как настоящие мастера своего дела засучили рукава, хлопнули в ладоши, потерли их друг о друга. Что мы с вами сделали? (Совершили работу). Значит в названии темы нашего урока мы используем слово «работа».Когда вы покупаете лампочку, то обязательно смотрите…Что? Так как звучит тема нашего урока? Либо можно кроссворд, или то,что из 7 класса
Запишите тему. Работа и мощность электрического тока.
Скажите, зачем нам нужно знать о работе электрического тока, мощности?
На партах карточки в форме лампочек с заданиями. «Выразите мощность в Ваттах и работу в джоулях».(слайд 4)
После проверки поднимают лампочки те, у кого все задания верно выполнены. (кроме последнего)
В каком задании у вас возникло затруднение?
( 1 Втч = ? Дж)
| Формулируют проблему
Отвечают на вопросы
Ставят цели урока
|
| Коммуникативные: постановка вопросов. Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы, самостоятельное формулирование целей и задач.
| Построение проекта
|
| Ставится цель урока.(слайд 3).
Определите цели нашей работы, используя слова узнать …., учиться…
узнать:
- как вычислить работу электрического тока и мощность тока;
учиться:
- объяснять проделанные эксперименты;
- объяснять понятия «работа тока», «мощность тока»;
|
|
|
| Реализация построенного проекта
| Организовать построение проекта изучения нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы
| Давайте подумаем: от чего же зависит работа электрического тока?
Чтобы установить, от чего зависит работа электрического тока, можно воспользоваться установкой с лампой накаливания.
ДЕМОНСТРАЦИЯ: изменим сопротивление реостата и увидим различное свечение лампы. Одновременно измерим значение силы тока и напряжение в этих случаях.
Какой вывод вы можете сделать?
(Чем ярче светится лампа, тем больше выделится в ней энергии и,следовательно, тем большую работу совершает электрический ток. Следовательно, именно этому случаю соответсвуют и большие значения силы тока и напряжения)
Сравните два рисунка. На рисунке 2 лампа светит ярче, чем на рисунке 2.
Значит, работа тока зависит от напряжения.
Вывод: (записываем вывод на доску и в тетрадь)
Слайд 5
При увеличении силы тока лампа светит ярче.
Значит, работа тока зависит от силы тока.
Вывод:
Слайд 6
Если лампа будет работать 1 час, большую работу совершит ток? (Да)
Значит, работа тока зависит от времени работы цепи.
Вывод:
Слайд 7
Выведем формулу для расчета работы электрического тока.
Работа электрического тока А пропорциональна силе тока I,напряжению U и времени прохождения тока t.
Работа электрического тока находится по формуле А=UIt.
Вспомним единицы работы.
Для того чтобы измерить работу тока в цепи, нужны следующие приборы:
а)Вольтметр б)Амперметр в) Часы (прибор для измерения времени)
(в любой квартире – счётчик)
В каждой квартире для учета израсходованной электроэнергии устанавливаются специальные приборы-счетчики электроэнергии, которые показывают работу электрического тока, совершенную за какой-то отрезок времени при включении различных бытовых электроприборов. Эти счетчики показывают работу электрического тока (расход электроэнергии) в "кВт.ч".(слайд 9)
Посмотрим небольшой видеоролик о работе счётчика электрической энергии. (слайд 10)
На партах карточки с показаниями счетчика.
Учащиеся самостоятельно вычисляют разницу показаний счетчика, находят работу тока и стоимость израсходованной электроэнергии.
Как вычислить работу тока без счетчика?
(Можно применить формулы).
Мощность электрического тока обозначается P.
Выведем формулу мощности электрического тока. P=A\t=IU
Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр - это сочетается в ваттметре.
(слайд 12)
Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени.
Рассмотрим работу пылесоса. Мощность его написана прямо на корпусе — 1500 Вт, если мы пользуемся пылесосом в течении 30 минут, то по формуле А=Рt рассчитаем, какую работу производит электрический ток. Переведём сразу Вт в кВт, а минуты в часы. Получаем А= 1,5кВт·0,5ч=2,25кВт·ч.
Ток выполняет работу, благодаря которой мы может использовать электрические приборы, а за работу, как известно, надо платить. Для этого необходимо знать существующий тариф, то есть цену 1кВт·ч. На сегодняшний день она составляет 3,52 рубля. Умножаем работу на тариф 2,25кВт·ч·3,52 р=7,92 рубля. (Слайд 13)
Работу электрического тока можно определить, зная мощность прибора и время прохождения тока. A=Pt
Но единицы работы 1Дж=1Вт·1с очень мала, и ее неудобно использовать в быту. В квитанциях за электроэнергию указана величина кВт ·ч. Эту величину используют для удобство расчетов, т.е. вычисляя энергопотребление, время целесообразно выражать в часах, а мощность – в кВт.
1 Вт · ч = 3 600Дж
1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж
Слайд 14
| Отвечают на вопросы.
|
| Познавательные:
моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (первичная проверка понимания изученного )
| Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
| №1 Рассмотрим работу лампочки мощностью 100 Вт. Зная время работы лампочки равное 10 мин.
№2 При перемещении заряда 50Кл по проводнику сопротивлением 10 Ом была совершена работа 200 Дж. Определите время прохождения тока и мощность.
По формуле А=Рt рассчитаем, какую работу производит электрический ток.
Вместе с детьми
| Учащиеся решают задачу в тетрадях , комментируя решение задачи.
|
| Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. формирование интереса к данной теме.
Личностные: самоопределение. формирование интереса к данной теме.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
|
|
|
|
|
|
| Включение в систему знаний и повторений
| Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
| Работа в группах. А сейчас разделимся на группы по 4 ученика в каждой групп. Каждая группа получает паспорта бытовых приборов ( электрический чайник, телевизор, фен, пылесос). На партах в каждой группе таблицы. Полученные результаты заносят в эти таблицы.(слайд 12).
Потребители электроэнергии
| Мощность прибора
Р, кВт
| Время работы за сутки
t,ч
| Работа тока
А,
кВт∙ ч
| Тариф, руб
| Стоимость электроэнергии за 2 часа (руб)
| Стоимость электроэнергии за месяц (30сут)
|
|
|
|
| 3,52
руб
|
|
| |
|
|
|
|
|
| Итого за месяц
|
|
|
Затем отчет каждой группы у доски. Выводится общая сумма.
Вычисляют работу тока, стоимость израсходованной электроэнергии за 2 часа для прибора_____
Либо прибор, который работает постоянно.
Раздать листочки и дома доделать и сдать на след занятие
| Выполняют самостоятельную работу в группах. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
|
| Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
| Информация о домашнем задании
| Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.
| § 50,51, 52
Базовый уровень: упр. 36 (1,2) .
Повышенный уровень: узнайте мощности имеющихся у вас в квартире электроприборов (телевизора и холодильника). Посчитайте, сколько часов они работают в течение 1 дня. Вычислите стоимость электроэнергии, израсходованной ими за это время.
Творческое задание: сообщения об ученых (Джоуль и Ватт)
| Учащиеся записывают в дневники задание
|
|
| Рефлексия деятельности
| Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
| Сегодня наш урок очень насыщен материалом, который вам обязательно пригодится в жизни. Оцените, пожалуйста, как вы разобрались в новой теме? Кому были понятно и интересно? Кто пытался понять, но было трудно? Кто задаст мне вопросы после урока?
На доске три показания счетчика:
1)Все понял. 2) узнал много полезного. 3) не понял.
Прикрепите лампочки, которые получили вначале урока, к показанию, которым бы вы оценили свою работу на уроке.
По вашим ответам я вижу, что урок получился! Спасибо вам всем за работу!
Урок окончен. До свидания!
| Отвечают на вопросы.
|
| Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные:
оценивание собственной деятельности на уроке.
|
|