Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СССР в 1964-1985 гг



СССР в 1964-1985 гг

В октябре 1964 г., после смещения Н. С. Хрущева, первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев. Его многолетнее пребывание у власти (1964—1982) публицисты 80-х гг. назвали «периодом застоя».

Действительно, эти 18 лет советской истории практически не отмечены выдающимися событиями и достижениями. После хрущевской «оттепели» жизнь в стране как бы застыла на месте. Новое руководство, провозгласив курс на дальнейшую демократизацию страны, исправление «волюнтаристских» ошибок Н. С. Хрущева, очень скоро свернуло его. И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для коренного обновления общества. Его слабость как руководителя открывала большие возможности для всевластия партийно-государственной бюрократии. Выдвинутый новым лидером страны лозунг «стабильности» означал на практике отказ от всяких попыток радикального обновления советского общества. «Бег на месте» первыми начали высшие партийные и государственные чиновники, сделавшие свои ответственные должности практически пожизненными. Большинство министров, секретарей обкомов КПСС занимали должности по 15—20 лет. В составе ключевого органа власти СССР тех лет — Политбюро ЦК КПСС большинство его членов находилось свыше 15 лет, в ЦК КПСС — более 12 лет. К началу 80-х гг. средний возраст высших руководителей достиг 70 лет. Многие из них, включая Брежнева, физически не могли должным образом управлять великой страной. Заседания Политбюро нередко продолжались 15—20 минут, постановления утверждались без обсуждения, единогласно. Важные решения, такие, как ввод советских войск в Афганистан, принимались в узком кругу, без ведома и одобрения Верховного Совета. Партийные съезды все больше носили парадный характер. Критика и самокритика свертывались. Выступления делегатов сводились к самоотчетам и восхвалениям Политбюро во главе с Л. И. Брежневым.

Прогрессирующее разложение партийно-государственного аппарата губительно сказывалось на всех сферах жизни советского общества. Уже в конце 50-х гг. отчетливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961—1965 гг. он вырос всего на 5,7%. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку, и недостаточно для стабильного подъема жизненного уровня людей, обеспечения нужд обороны. В сентябре 1965 г. руководство страны предприняло серьезную попытку оживить экономику страны, усовершенствовать устаревший хозяйственный механизм. Главным направлением экономической реформы, инициатором которой был Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, стало изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Теперь предприятия могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину заработной платы. Руководители предприятий получили возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Однако процесс освоения нового хозяйственного механизма затянулся на годы. Еще до начала реформы в 1965 г. были ликвидированы совнархозы, руководство отраслями перешло к вновь созданным министерствам. Были организованы единый Госплан СССР, Госснаб, Госкомцен СССР, что трудно совмещалось с объявленной самостоятельностью предприятий. Реформа не меняла основ командно-административной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, а лишь ограничивалось несколькими показателями. Косыгину не удалось до конца осуществить экономическую реформу, не нужную высшей партийно-государственной элите. Министерства и ведомства работали по-старому. Их аппарат увеличивался, возникали новые главки. К тому же даже небольшое расширение самостоятельности позволяло предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений. В итоге эффективность экономики падала, снижался уровень ее управляемости. Окончательно экономическая реформа, а с нею и возможность дальнейших демократических преобразований в стране были похоронены в 1968 г., когда военное вмешательство стран Варшавского Договора прервало «пражскую весну» — попытку демократических преобразований в «братской» Чехословакии.

После событий 1968 г. в руководстве страны усилились консервативные тенденции. Со страниц газет, журналов исчезло всякое упоминание о «культе личности», сталинских преступлениях. Начался период неосталинизма, когда Сталин и его деятельность стали оцениваться толко с положительной точки зрения. Слово «рынок» стало критерием политической неблагонадежности, экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве была свернута.

В 70-е гг. экономический рост в стране практически прекратился. Экономика СССР была предельно «милитаризирована», т. е. работала в основном на военно-промышленный комплекс. Заводы СССР в начале 80-х гг. выпускали танков в 4,5 раза больше, чем США, атомных подводных лодок — в 3 раза, БТР — в 5 раз. При этом в оборонной промышленности СССР работало в 2—3 раза больше людей, чем в США. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. Из продажи исчезли многие необходимые вещи, вновь привычными стали многочасовые очереди. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся в 70-е гг., обеспечивалась за счет «нефтяного допинга». Именно экспорт нефти, цены на которую в эти годы выросли почти в 20 раз, других видов ценного сырья позволял СССР относительно безбедно существовать, «решая» продовольственную, космическую и другие «комплексные» проблемы. Главным образом за счет экспорта невосполнимых природных ресурсов в 60—70-е гг. шло интенсивное освоение восточных районов страны, формировались и развивались крупные народнохозяйственные комплексы — Западно-Сибирский, Саянский, Канско-Ачинский. За эти годы появились соответствующие мировому уровню Волжский (ВАЗ) и Камский (КамАЗ) автомобильные заводы, новые нефтехимические комплексы, предприятия оборонной промышленности.

Вместе с тем СССР все больше отставал от мирового уровня в использовании микроэлектронной техники. Несмотря на целый ряд уникальных научных разработок в народном хозяйстве, научно-технический прогресс практически не ощущался. Ручным трудом в промышленности СССР было занято около 40% рабочих, в сельском хозяйстве — 75%. Устаревшие отрасли требовали колоссальных объемов добычи природных ресурсов, которые катастрофически истощались. СССР отставал от передовых стран и в производстве современной бытовой техники. Министерства и ведомства, ставшие крупной экономической силой и практически подчинившие государственный аппарат, предпочитали не заниматься хлопотной модернизацией существующих промышленных предприятий, а строить все новые и новые. В результате с каждым годом число недостроенных заводов и фабрик росло, скапливались горы неустановленного стареющего импортного оборудования. После 1968 г. вместо реальных реформ в Советском Союзе проводились затяжные эксперименты с расширением на предприятиях хозрасчета, введением показателя «условно-чистой продукции», которые в итоге ничем не закончились.

После хрущевской «оттепели» застойные явления проявились в литературе и искусстве. Идеологической основой консервативной политики в области духовной жизни стал вывод, впервые обнародованный Брежневым в 1967 г., о построении в СССР «развитого социалистического общества». Концепция «развитого социализма» появилась в официальных документах как альтернатива обанкротившемуся курсу на строительство коммунизма в нашей стране. И в данном смысле это был шаг вперед. Но содержащиеся в концепции обоснования «полного и окончательного решения национального вопроса», социальной однородности советского общества, отсутствия в нем каких-либо противоречий способствовали консервации всех пороков советской системы, уводили общество от реальных проблем. Это привело к нарастанию догматических тенденций в науке, искусстве, глубокому кризису всей духовной жизни.

В ноябре 1969 г. А. И.__Солженицын был исключен из Союза писателей за его выступления против явной и скрытой цензуры художественных произведений. В январе 1970 г. был снят со своей должности редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский. В 70-е гг. все чаще запрещалась публикация художественных произведений, неугодных партийному руководству. В сентябре 1974 г. в Москве бульдозерами была разгромлена выставка современного искусства. Талантливые фильмы А. А. Тарковского практически не имели широкого проката в стране. Из-за душной атмосферы «застоя» многие известные поэты, писатели, режиссеры оказались за границей: В. П. Аксенов, И. А. Бродский, В. Е. Максимов, А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский, Ю. П. Любимов, М. Л. Ростропович, Г. П. Вишневская и многие другие .

В 1977 году была принята новая Конституция, которая давала большие социальные и политические гарантии гражданам, но многие из них носили декларативный характер. В 6-й статье законодательно закреплялась руководящая роль КПСС.

Несмотря на многие очевидные факты «застоя», «торжественного марша на месте», брежневское «правление» не было периодом полного «застоя», так же как не стало оно периодом «развитого социализма». За внешней оболочкой в жизни советского общества происходили важные и сложные трансформации, разрастался и углублялся кризис всей советской системы. Внутренние потребности общества и граждан в большей свободе, в плюрализме мнений и деятельности находят в 70-е гг. свое отражение в появлении новых, негосударственных структур в экономике, идеологии и социальной сфере. Наряду с плановой экономикой укреплялись «цеховики». Разрасталась теневая экономика, дающая возможность распределения продукции и доходов в соответствии с предпочтениями потребителей. В полузаконную и незаконную деятельность были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись миллиардами. Важнейшим следствием хрущевской либерализации стала кристаллизация ростков гражданского общества, т. е. появление независимых от государства общественных организаций и объединений граждан. В силу закрытости, репрессивности брежневского режима очень скоро эти общественные структуры приобрели антисоциалистическую, антигосударственную направленность.

В развитии социальной сферы успешнее других мероприятий шло решение жилищной проблемы. К началу 1980-х гг. почти 80% семей имели отдельные квартиры.

В 1970-х - начале 1980-х гг. резко сократились капиталовложения в социальную сферу, что отразилось особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельских жителей. Хуже, чем горожане они были обеспечены медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Продолжался отток селян в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн чел. до 163,3 млн чел.

Миграция направлялась в большие города, что привело к возрастанию с 3 до 23 количества городов-миллионеров. Процесс урбанизации перешел на новую ступень, когда вокруг города-миллионера выстраивались городские агломерации. Помимо Московской агломерации, в 1960– 1980-е гг. формируются Ленинградская, Горьковская, Свердловская, Новосибирская.

Сокращение доли крестьянства с 20,5 % в начале 1970-х гг. до 12 % в середине 1980-х гг., переход от аграрной к городской цивилизации вел к разрушению прежних культурных и нравственных ориентиров. Этот сложный процесс сопровождался девальвацией официальной идеологии, ростом бездуховности. Среди антисоциальных форм поведения наиболее распространенной стал алкоголизм. Несмотря на постоянные компании по борьбе с пьянством, употребление алкоголя в стране поднялось по сравнению с 1960 г. в 2 раза.

Рост национального дохода позволил увеличить среднюю заработную плату рабочих и служащих с 97 руб. в 1965 г. до 190 руб. в 1985 г., колхозников - с 51 руб. в 1965 г. до 153 руб. в 1985 г. Росли пенсии, выплаты женщинам-матерям, размеры льгот и скидок различным категориям населения. Реальные доходы населения за 1970-е гг. увеличились на 46 %.

При относительной стабильности цен повышение доходов вело к изменению структуры потребительского спроса населения ("потребительской революции"). Увеличились продажи цветных телевизоров, магнитофонов, холодильников, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей. Однако советская промышленность не могла удовлетворить возросший спрос населения. Необходимые товары приходилось "доставать из-под полы", "по знакомству".

 

В социальной сфере наметились негативные явления, связанные с появлением нового социального слоя - "номенклатуры". Руководители высшего и среднего уровня имели особые блага, заключавшиеся в снабжении продовольственными и промышленными товарами, обслуживании в специальных поликлиниках, больницах, санаториях.

С середины 1960-х гг. в СССР возникло движение диссидентов. Политики, правозащитники, религиозные деятели, представители творческой и научной интеллигенции не согласные с партийным диктатом, выступали за свободу творчества, с критикой системы, в защиту прав человека. Движение диссидентов изначально было неоднородным, в нем существовали либерально-западническое, патриотическое, религиозное, сепаратистское, "истинно марксистское" и др. течения. Одним из первых диссидентов стал генерал-майор, профессор Академии Генштаба П. Григоренко, который в начале 1960-х гг. заявил о недостаточности критики культа личности Сталина, критиковал волюнтаристскую деятельность Хрущева, советскую бюрократию и официальные профсоюзы. В 1964 г. Григоренко арестовали, признали невменяемым, в 1977 г. он был выслан из СССР, лишен советского гражданства.

Днем рождения правозащитного движения является 5 декабря 1965 г. В этот день на Пушкинской площади состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Лидерами правозащитного движения стали А. Сахаров, А. Гинзбург, В. Буковский, Л. Богораз, А. Амальрик, Н. Горбаневская, А. Вольпин, Ю. Галансков и др.

В 1968 г. в СССР стала издаваться нелегально "Хроника текущих событий", освещающая факты произвола властей. Росла бесцензурная печать ("самиздат"). В 1979 г. тиражом в 12 экз. был издан самиздатовским способом нашумевший альманах "Метрополь", в подготовке которого приняли участие В. Аксенов, Ф. Искандер, А. Битов, Б. Ахмадулина и др. Часть неподцензурной литературы направлялась для публикации на Запад ("тамиздат").

Главными формами деятельности диссидентов являлись демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. В 1966 г. группа либеральной интеллигенции (акад. Л. Арцимович, А. Сахаров, П. Капица, М. Леонтович, И. Майский, И. Тамм, С. Сказкин, режиссеры Г. Товстоногов, М. Хуциев, О. Ефремов, М. Ромм, писатели В. Тендряков, В. Катаев, В. Некрасов, К. Паустовский, К. Чуковский, С. Ростовский, Б. Слуцкий, художники П. Корин, Б. Неменский, Ю. Пименов, С. Чуйков, артисты М. Плисецкая, А. Попов, И. Смоктуновский) обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу. В "Письме 25-ти" говорилось о недопустимости реабилитации Сталина и возрождения неосталинизма. В 1968 г. В. Дремлюга, Л. Богораз, П. Литвинов, Н. Горбаневская, К. Бабицкий, В. Файнберг провели на Красной площади демонстрацию против ввода войск в Чехословакию. Все участники акции были приговорены к различным срокам заключения.

Имели место и редкие случаи вооруженных выступлений против власти. 22 января 1969 г. было совершено покушение на Брежнева. В 1970 г. группа в 12 человек совершила попытку захвата самолета для вылета в Израиль. В 1975 г. в дни празднования 58-й годовщины Октябрьской революции поднял мятеж заместитель командира по политической части противолодочного корабля "Сторожевой". 8 января 1977 г. группа армянских националистов организовала взрыв в московском метро.

Среди наиболее значимых диссидентских организаций в эти годы действовали Инициативная группа защиты прав человека в СССР, Комитет прав человека в СССР, Революционная партия интеллектуалистов Советского Союза, Союз борьбы за возрождение ленинизма, Союз борьбы за демократические права, Московская Хельсинская группа и др. С усилением в 1970-е гг. конфронтации между оппозицией и властью почти все активные участники диссидентского движения были арестованы и высланы из СССР. К остальным применялись такие меры со стороны властей, как запугивание, увольнение, принудительное психиатрическое лечение.

Несмотря на то, что в 1964-1985 гг. научные работы, произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под контролем партии, советская наука и культура имели высокие достижения.

Удостоены Нобелевской премии:

1965 г. М. А. Шолохов

1970 г. А. И. Солженицын

1975 г. Л. В. Канторович

 С середины 50-х гг. отдельные крайне малочисленные группы диссидентов пытались найти свое место в жизни общества, способствовать его обновлению. Однако обрушившиеся на них репрессии толкнули их на путь противостояния государству. Судебный процесс в феврале 1966 г. над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными за публикацию на Западе литературных произведений, стал мощным ускорителем диссидентского движения, различных форм гражданской активности.Он способствовал дальнейшему формированию в стране общественного мнения. В распространении произведений самиздата, сборе правозащитной информации принимали участие многие сотни человек. «Диссидентские» лозунги гласности, демократизации общественной жизни, создания правового государства находят отклик в среде интеллигенции, части правящего класса. В 70-е гг. произошло окончательное оформление движения как полновластной политической силы. Его общая численность достигает 500—700 тыс. человек, а вместе с семьями порядка 3 млн. человек, т. е. 1,5% от всего населения страны.

Становление советского правящего класса, основой которого являлся слой высших партийных и государственных чиновников, — важнейший итог застойного периода. К середине 80-х гг. окончательно сформировавшийся «новый класс», по существу, уже не нуждался в общественной собственности и искал выход для возможности свободно управлять, а затем и владеть личной, частной собственностью. К середине 80-х гг. советская тоталитарная система (см. Тоталитарный режим в СССР) фактически лишилась поддержки в обществе и ее крах стал вопросом времени (см. Перестройка в СССР).

После смерти Л. И. Брежнева 12 ноября 1982 г.решением внеочередного Пленума ЦК КПССЮрий Владимирович Андропов был избран генеральным секретарем ЦК КПСС. После прихода к власти Андропов начал борьбу за улучшение экономического положения государства с кампании по укреплению трудовой дисциплины. Параллельно с усилением власти новый лидер делает ее более открытой. В прессе начинают публиковаться отчеты о вопросах, обсуждаемых Политбюро ЦК КПСС, статьи о фактах разложения власти. Был дан ход нескольким крупным делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией.Начал разработкуэкономических и политических реформ. Однако завершить свои начинания ему не удалось. Осенью 1983 г. состояние здоровья главы государства ухудшилось. 9 февраля 1984 г. он скончался. Новым генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума ВС СССР становится Константин Устинович Черненко,но после длительной болезни умер 10 марта 1985 г. Эпоха застоя закончилась.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.