|
|||
Продолжение лекции. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА (26). Коллектив— это итог развития группы, ее высшая стадия. Коллектив (от лат. «собирательный») — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельност ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Продолжение лекции Жизнь группы не является статичной, она достаточно подвижна. Под влиянием внешних и внутренних причин в группе возникают изменения, которые сами по себе могут быть как небольшими и, соответственно, неспособными поставить под угрозу существование группы, так и значительными, которые ведут к нарушению равновесия и, как следствие, к распаду группы. Рассматривая групповую динамику как процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей, можно сделать вывод, что с динамической точки зрения жизнь группы представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Практически в любой группе можно обнаружить как силы сплочения, которые оказывают сопротивление изменениям группы, так и силы распада, толкающие ее к деформации.
Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на работу группы: ■ мотивация, т. е. то, чего ждут члены группы; ■ структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов группы и ее подгрупп); ■ сложности коммуникации (когда кто-то из членов группы остается непонятым); ■ ощущение принадлежности или непринадлежности к группе; ■ представление о цели группы (четкое или нечеткое); ■ ответственность за результаты работы; ■ свобода деятельности как условие успеха группы.
ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА (26) Коллектив— это итог развития группы, ее высшая стадия. Коллектив (от лат. «собирательный») — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. В исследованиях, которые проводились в психологии по определению характеристик коллектива, были выделены показатели уровня его развития. К ним относятся: ■ сплоченность коллектива, которая рассматривается как психологическое единство людей в важных вопросах жизнедеятельности коллектива и проявляется в притяжении к нему участников, в стремлении защитить и сохранить его; ■ организованность коллектива, выражающаяся в способности создавать и сохранять устойчивой свою структуру в ситуациях неопределенности, сочетая разнообразие мнений и форм инициативного поведения с единством действий его участников; ■ направленность коллектива, которая отражает социальную ценность поставленных им целей, мотивов деятельности, ценностной ориентации и норм; ■ эмоциональная идентификация, которая выражается в способности коллектива к сопереживанию любым его членам; ■ сработанность коллектива, характеризующаяся степенью готовности его членов в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководству; ■ интеллектуальная коммуникативность, которая рассматривается как способность создавать оптимальные пути взаимоинформации при определении общих позиций, принятии групповых решений. Для эффективной организации труда большое значение имеет все, что связано с приемом, передачей и переработкой информации, — коммуникационный.Коммуникации в организации представлены в виде сети каналов и путей, по которым в группе происходит обмен информацией. Выделяют следующие ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ: ■ формальные — определяются организационной структурой предприятия. Они установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой и связывают людей по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения; ■ неформальные — выходят за пределы организации и не совпадают с официально установленными ее администрацией. Например, канал распространения слухов; ■ горизонтальные — обмен информацией между различными отделами для согласования действий; ■ межличностные — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникации. Многие исследователи менеджмента в организациях выделяют два типа моделей коммуникационных сетей (централизованные и децентрализованные), по которым идут основные потоки информации. В реальной жизни имеется еще большее разнообразие коммуникативных сетей и моделей. На основе их изучения американскими специалистами выявлены четыре типа «коммуникаторов» в пределах организации. 1. «Сторож» — сотрудник, который контролирует прохождение информации к другим сотрудникам организации. Обычно эту роль играют секретари, диспетчеры, операторы телефонных станций и т. п. 2. «Лидер мнений» — человек, оказывающий влияние на установки и поведение некоторых других людей. Чаще это неформальный лидер, мнения которого противоречат официальному. 3. «Связной» — человек, который служит связующим звеном между двумя и более группировками. Настоящий связной стремится дистанцироваться от каждой группировки, не примыкая к ним, чтобы более объективно передавать информацию. 4. «Пограничник» — человек, который имеет высокую степень связи с организационным окружением. Американский психолог Дж. Морено, исследуя поведения людей в коллективе, выделил четыре типа поведения, которые отражают отношение члена группы к ее задачам, целям и обеспечивающим их нормам поведения. 1. Внутригрупповая внушаемость — бесконфликтное, неосознаваемое принятие членом группы мнения группы, которое происходит совершенно некритично. 2. Конформность —осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм — это подчинение собственного суждения или действия групповому давлению. Замечено, что уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Например, женщины более конформны, чем мужчины. 3. Негативизм — человек во всем противится мнению группы, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию. 4. Коллективизм — это тип поведения личности в коллективе, для которого характерно избирательное отношение к ее любым влияниям, к мнениям группы, продиктованное сознательным следованием ее общественно значимым целям и задачам.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Устно 1. Перечислите факторы, оказывающие влияние на работу группы. 2. Поясните суть коммуникационного процесса в организации. 3. Перечислите типы поведения в коллективе. Письменно 4. Перечислите группы (письменно), к которым вы относитесь в настоящее время (в скобках укажите ее виды), на моем примере: Я в составе групп как: 1. преподаватель (педагогический коллектив; группа реальная, постоянная, большая, формальная). 2. мама (семья; ….. 3. подруга (группа друзей;…. 4. в кинотеатре на просмотре фильма (….
|
|||
|