Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уважаемые друзья! Прочтите материал и подберите фото свои, если вы посещали Казанский Кремль и делали там фотографии. Или найдите фото в интеонете к представленной ниже информации –виртуальной экскурсии.. Мечеть Кул Шариф



Уважаемые друзья! Прочтите материал и подберите фото свои, если вы посещали Казанский Кремль и делали там фотографии. Или найдите фото в интеонете к представленной ниже информации –виртуальной экскурсии.

 

Мы стоим на площади, перед нами белокаменный Кремль. Перед тем, как войти в него, стоит узнать историю этой древней крепости. Более тысячи лет назад на этом месте встала маленькая крепость Казань, меньше, чем сегодняшний Кремль, почти в два раза. Если о происхождении Казани существуют красивые сказочные легенды, то ученые - люди скучные, говорят, что корень каз означает с булгарского наречия границу, предел. Вот и встал пограничный город по соседству с русскими московскими княжествами. Когда было нашествие монгол, не Русь, а именно Волжская Булгария приняла на себя удар восточных завоевателей и сражалась с ними, прежде чем пали ее города, почти 7 лет. Казань монголы не взяли, под стенами ее крепости нашли защиту древние булгары в конце 14 века. Почти все население Булгарии приехало в Казань, когда Тамерлан окончательно разрушил Булгар. Тогда Казань стала культурным, политическим и торговым центром.

В это время распалась Золотая орда, и хан Улу Мухаммед пришел в Казань. Он сделал Казань столицей своего царства. Тогда начались сто лет расцвета Казани.

В 16 веке к Казани пришли войска Ивана IV. Поход на Казань был первой попыткой расширения русского государства. Первой, и удачной. В 1552 году русские войска взяли Казань. Крепость была деревянная, и от нее ничего не осталось. Иван Грозный решил строить каменный Кремль. Лучшие псковские и нижегородские мастера прибыли в Казань строить крепость из белого волжского камня. Руководили постройкой Иван Ширяй и Постник Яковлев, уникальные зодчие 16 века. Они построили крепость функционально, как ханскую крепость.

Обратите внимание, над входом в Кремль висит знак Юнеско, который означает, что Казанский Кремль причислен к объектам, которые имеют культурную и архитектурную ценность для всего человечества, как единственная сохранившая на Волге ханская крепость.

Путешествие по Казанскому Кремлю традиционно начинается с осмотра Спасской башни.

Это главная башня Кремля, самая значительная по размерам и интересная по архитектурному решению. Площадь перед Спасской башней – свидетель прошлых и настоящих многолюдных митингов и манифестаций. Улица, идущая в Кремль от Спасской башни, носит имя Я.Шейнкмана, председателя Казанского Совета в 1917 г. Она начинается у Спасской башни, длина ее - 550 м. Раньше она называлась Большая и была главной улицей Кремля. В кремле вообще было так много деревянных построек, что если стрельцам надо было срочно попасть из одного конца Кремля в другой, то для скорости им приходилось бегать по крышам.

Когда Екатерина II приехала в Казань, она привезла с собой первого казенного архитектора Кафтырева. Он освободил Кремль от деревянных построек. Каменными тогда были только постройки церковные.

В начале улицы по правую сторону - 3-х этажное здание, бывшее здание гауптвахты, где перед расстрелом провели свои последние часы большевики. Дальше идет здание, некогда бывшее самым протяженным – Губернские канцелярии. Несет на себе последние остатки Кафтыревского позднего барокко 18 века. Особенно это видно со стороны двора. Там видно стену, то есть прясло, которое примыкает к южной башне. Это остаток 16 века, мощная каменная стена толщиной до 7 метров, высотой 12 метров и с двускатной крышей, которая оберегала стрелков от непогоды. Здесь была построена бойничная стена с бойницами в зубцах для стрельбы из орудий, в нишах здесь содержали арестованных. В одной из таких ниш находился Емельян Пугачёв в 1713 г, арестованный властями за подстрекательство яицких казаков к неповиновению. Пугачев был доставлен в Казань этапом и содержался под арестом до июня 1772 года. Казань относилась к 4 самым мощным крепостям России, но внешние враги ее не испытывали, штурмовал ее только Пугачев. Когда гусарские части отогнали Пугачева, он уходил берегу Казанки, через современный Новосавиновский район.

Слева находится здание Манежа и далее - здание бывшего Юнкерского училища. Его заказали в начале 20 века, и оно строилось в стиле русского классицизма. Сейчас это наша гордость – здание полностью освобождено под музеи. И название художественной галереи «Хазине» означает «клад, сокровище». Это название можно отнести ко всему зданию, потому что на втором этаже находится музей Великой отечественной войны, справа картинная галерея, слева постоянно действующая экспозиция Эрмитажа. Это тоже наша гордость, ведь в Европе всего три города с постоянной экспозицией Эрмитажа – Амстердам, Лондон и Казань.

Здесь мы спускаемся вниз и идем по двору. Перед нами одна из мечетей Казани, построенная в 2005 году, как главная мечеть. Это мечеть Кул Шариф.

Ее видно всему городу, по высоте они уравновешивает высоту башни Сююмбике. А с левой стороны от мечети мы видим остатки Пушечного двора.Заходим на экскурсию в мечеть. А когда выходим из мечети - видим купола собора. Это один из старейших архитектурных памятников Казани - Благовещенский собор, сооруженный в 1552-1562 гг.

 

Так, друг напротив друга стоят храмы разных религий только в двух городах мира – в Иерусалиме и в Казани. Если подойти к Благовещенскому собору с востока, виден мощный волжский камень. Это высокое, вытянутее вверх здание, и можно себе представить, что купола были в виде шлемов русских воинов в 16 веке. Только в 18 веке пристраивается притвор, купола меняются на грушевидные. В молельном зале все выполнено по описанию и фотографиям путешественников, а какие были свидетели: храм описывали и Александр Пушкин, и Александр Дюма… Притвор часто горел, и последняя роспись была сделана во второй половине 19 века знаменитым Владимирским иконописцем Сафроновым, она сохранилась.

Справа от Благовещенского Собора находится 3-х этажное белое здание, бывший Архиерейский дом. Сейчас здесь находится Аппарат президента РТ. Архиерейский дом был построен сразу после взятия Казани Иваном Грозным.

На крутом спуске холма возвышается башня Сююмбике - монументальный памятник древней мусульманской Казани.

От нее можно пройти к Президентскому Дворцу. По спуску, который именуется Тайницким, можно спуститься к Тайницкой башне.

Спускаясь к башне, слева мы видим дворец Пушечного двора. Сегодня здесь Президент принимает зарубежные делегации.

Комплекс мечети КулШарифКомплекс мечети Кул Шариф располагается в западной части крепости. Создавался как единый архитектурный ансамбль, включающий в себя собственно мечеть, памятный камень и здание экскурсионного бюро. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам.

 

Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей.пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Памятный камень, посвященный закладке мечети

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф...» Текст указа размещен на камне. С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.

Здание пожарной части

Здание пожарной части («тюбетейка») является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и одинаковые отделочные материалы (мрамор).

Октябрь 1552 года. Столица Казанского ханства в руинах и пожарищах. Идет изнурительная осада и жестокий кровопролитный штурм главного опорного пункта защитников - Казанского Кремля. Неравный бой продолжается несколько суток, пока не погибли все его защитники...

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

По исследованиям доктора архитектуры Н. Халитова мечеть была ориентирована к сторонам света. Скорее всего, прототип такой конструкции можно искать в деревянном зодчестве Казанских татар, в котором имеются крестчатые планы домов, перекрытых пофронтонно... Таким образом, предполагается довольно сложное происхождение мечети Кул Шариф, воспроизводившей в камне крестчатый план и шатровые формы татарского деревянного зодчества.

Она была двухъярусная и восьмиминаретная. А похожа она на эмирский дворец "КазыкЙорты", но превышает его размерами и украшена несравненно более изыскано. Ее восемь минаретов напоминают о восьми провинциях Булгарского государства, купол о власти сеида, месяцы - о всевластии всевышнего.

В 1552 году во время штурма Казани войсками Ивана Грозного сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны, со своими учениками оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От диковинной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне. С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа. Прошло несколько столетий.

Воссоздание мечети Кул Шариф началось в 1996г. на территории Казанского Кремля по проекту авторской группы архитекторов фирмы "Татинвестгражданпроект". Комплекс мечети представляет собой симметричную композицию с размещением в центре двора здания мечети, а по бокам двух павильонов для пространственной увязки здания бывшего юнкерского училища и комплекса мечети с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы Кремля. Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр, управление имама.

Расположена в западной части Кремлевского коплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «…воссоздать (в Казанском Кремле) здание мечети Кул-Шариф». В том же году объявлен открытый конкурс на лучший проект возрождения мечети, который был завершен 25 мая 1996 года. Победил проект, где объединились творческие силы двух лидеров первого тура конкурса на основе "четырехминаретной" идеи (архитекторы Ш. Латыпов, И, Сайфуллин, А. Саттаров и М. Сафронов).

Вид на Казань с одного из минаретов мечети Кул Шариф

Вид на Казань с одного из минаретов мечети Кул Шариф

В процессе проектирования родилось новое архитектурно-художественное решение мечети (архитекторы И. Сайфуллин и С. Шакуров) при сохранении общей композиции комплекса, однако при этом изменился художественный образ всего ансамбля,в него был заложен ряд смысловых элементов, приблизивших архитектуру мечети к местным традициям. Сакральное пространство мечети ограничено стенами Кремля и бывшего Юнкерского училища. Границы площади закрепляются павильонами-"мавзолеями", дополняющими мемориальный образ комплекса. Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собою мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной. Информацияя с официального сайта «Казанский Кремль» - http://art16.ru

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площадиОсновные идеи, заложенные в художественный образ мечети: возрождение государственности, мемориальность, память о защитниках Отечества. Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, - центр всей композиции, - символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Кроме того, в многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф; купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями "Казанской шапки" - короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.

Другим условием, заложенным в проектное задание мечети, было отражение архитектурными средствами тысячелетнюю традицию исламского зодчества татар. Именно эта тема читается в переплетающихся конструкциях стрельчатых арок, которые подчеркивают родство с каркасными конструкциями юрт, - первых мобильных мечетей кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.

Мечеть КУЛ ШАРИФ с высоты птичьего полета. Фото 2000 г.

Своим появлением это здание изменило не только градостроительную композицию Кремля и художественный образ всего исторического центра Казани, но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана. Строительство этого уникального по своей значимости сооружения в Казанском Кремле позволяет по-новому, более пристально, вдумчиво, объективно взглянуть на нашу историю, на наше духовное и материальное наследие, поднимать новые пласты культуры, завещанные нам минувшими столетиями.

Новая мечеть Кул-Шариф - это не просто мечеть, и даже - не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее. С ее возникновением архитектура татарской мечети обрела новый образ общегородской аль-Кабир, утраченный четыре с половиной столетия назад с уничтожением татарской государственности.

Н.Х.Халитов знакомит президента РТ(слева) с конкурсными проектами будущей мечети. Июль 1996 г. Мечеть в процессе строительства.

Фото Н.Халитова, 1997 г.

Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.

Отделка фасадов близка к завершению.

Фото А.Алексеева, 2002 г. Вид с минарета.

Фото А.Алексеева, 2002 г. Тахаратхана (комната для омовений).

Фото Н.Халитова, 2004 г. Вид с юга. 

Археологические остатки предполагаемой мечети-медресе Кул-Шарифа в садике у Благовещенского собора

Историческая справка

Памятники православной культуры стали появляться на территории Кремля только со второй половины 16 века, после завоевания Казани войсками Ивана Грозного. До этого времени в крепости было несколько мечетей с высокими минаретами, одной из которых была легендарная мечеть Кул-Шариф (прим. вообще название мечети неизвестно, современноое название в честь последнего имама - сеида Кул Шарифа). Русские источники именуют мечеть "Кулшерифовой", имея в виду, вероятно, имя ее имама, сеида Кул Шарифа.

Из татарских источников широко известно краткое сообщение историка Шигаб-эд-дина Марджани о восьмибашенной мечети в "кальга" (крепости) города Казани, - без упоминания, впрочем, ее наименования. Принято считать, что это сообщение относится именно к мечети Кул-Шариф.

Отрывок из книги Худяков М. Г. Татарская Казань в рисунках XVI столетия.стр.17

Скан изИнтернет сайта Нац. библиотеки РТ http://www.kitaphane.ru/

Ему же принадлежит идея об аллегорическом перенесении ее форм в образ храма-памятника в честь взятия Казани в городе Москве - собора Василия Блаженного.

прим. ред. в настоящее время, многие татарстанские историки преподносят эту идею, как неоспоримый факт.(начало традиции положил в 1923 году М. Г. Худяков).

Основание фундаментов мечети на раскопках 1997 г.

Фото Р.Забирова, 1997 г. Многоминаретная мечеть 16 века в Казани, реконструкция НиязаХалита.

Композиционная идея

Наиболее основательно загадкой мечети Кул Шариф занимались в 1920-З0-е годы историк Михаил Худяков и в 1990-е годы - архитектуроведыС.С.Айдаров, Н.Халитов и Г.Айдарова- Волкова.

Местоположение мечети точно не установлено: можно лишь предположить, что стояла она где-то в районе рва Тазик. По мнению С.С.Айдарова, мечеть примыкала к ограде Ханского двора изнутри с южной стороны (в районе Консисторского спуска). Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть размещалась либо в районе теперешнего корпуса №9, либо она была переделана русскими в церковь Дмитрия Солунского (на месте современной котельной) у Дмитровских ворот Кремля.

Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть Кул-Шариф это была мечеть-медресе османского типа школы Ходжа Синана выстроенная местными (а может быть, крымскими или турецкими) мастерами с ориентацией на османскую школу зодчества. Это могло быть высокое здание, купольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башенками над углами основного объема. Вокруг основания купола возвышались небольшие башенки, сдерживавшие распор купола, числом ориентировочно от 8 до 16. Минареты могли иметь утяжеленные, "булгарские" пропорции; завершающие элементы здания могли иметь луковичные маковки разнообразной формы.

Археологические исследования 1997-98 гг. вскрыли основание обширного комплекса построек, в том числе двухэтажного каменного здания времен ханской Казани, перестроенное впоследствии под Архиерейский дом. Можно предположить, что это и были остатки комплекса мусульманского религиозно-просветительского центра сеида Кул-Шарифа, переданного после захвата Казани русскими под подворье казанского архиерея.

Образ легендарной 8-минаретной мечети оказался настолько сильным в памяти татарского народа, что попрошествии почти пяти столетий она вновь была воссоздана.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.