Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Календарные праздники и обряды в ноябре, бытовавшие у крестьян деревень Потураевка и Урталга Куединского района.



Календарные праздники и обряды в ноябре, бытовавшие у крестьян деревень Потураевка и Урталга Куединского района.

Русский народный календарь тесно связан с именами святых, почитаемых на Руси. И такое слияние сформировало уникальный пласт русской национальной культуры, сочетающий в себе поэтический и музыкальный фольклор, православные обряды, ремесла и даже заговоры.

Культурное наследие наших предков сильно изменилось, но все же многое уцелело и дошло до наших дней.

Обряды и обычаи тесно связаны с хозяйственной деятельностью и с календарем, который регламентировал сроки полевых работ и отдыха русских крестьян.

В православии нет ни одного дня, в котором бы не отмечалось событие связанное с именем святых, чудотворных икон и креста.

С распространением православия древние обряды были прикреплены к церковным датам и многие получили христианское название. Таким образом в народном календаре, как в красочном венке сплелись языческие обычаи и обряды с православными праздниками.

Мы изучили календарь русских народных и православных праздников, которые проходили в ноябре.

 Ноябрь-одиннадцатый месяц года, последний месяц осени. Ноябрь – ворота зимы. В ноябре зима с осенью борется. Пришел ноябрь- наступили сумерки года, дни стали короче и пасмурнее, а ночи длиннее и темнее.

                                      4 ноября.

 Месяц начинается большим православным событием. Праздником почитания Казанской иконы Божьей Матери.

 В народе говорили – До Казанской не зима, с Казанской не осень.

              В деревне Потураевка,  Куединского района старались на Казанскую    играть свадьбы, говорили, что жениться на Казанскую – счастливым быть.

Невест и женихов приглядывали загодя, а потом присылали сватов. Чаще всего в сваты брали старших родственников, чужих не брали, так как считали, что чужой глаз завистнику брат и может сглазить и испортить будущую жизнь молодых. Сваты приходили после полудня, когда большая часть домашних дел была сделана, и хозяева были свободны, чтобы можно было обсудить подготовку к свадьбе. Тогда же назначался день свадьбы.

                                    8 ноября.  

День особого поминания усопших и связан с памятью  о воинских подвигах. Этот день был установлен князем Дмитрием Донским, в память о погибших воинах на Куликовом поле в битве с войсками Золотой Орды. В честь князя день стали называть Дмитриевский.

Этот день  еще носил название   Дмитриевская родительская суббота. Каждый год этот день меняет дату. Дмитриевская родительская суббота всегда проходила торжественно, с большим почтением умерших. Люди старались посетить могилы родителей. Обязательно варили пиво, пекли пироги  и поминали усопших вином и пивом. Говорили-Без пива и вина и не поминки В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит .А еще говорили-Живы родители –почитай, а умерли-поминай.

                                          10 ноября.

     В православии в этот день почитали святую Параскеву.

               Ее считали покровительницей домашнего скота и полей. Параскеву также считали заступницей, защитницей женщин. И в первую очередь покровительницей пряжи .В этот день нельзя было прясть и много смеяться, за нарушение Параскева наказывала, а тех кто соблюдал обычаи и запреты она миловала и даже награждала.

                                        11 ноября

         День Аврамия- Овчара и Анастасии -Стригальницы.

 С этого дня начиналась стрижка овец, делали это всей семьей.

Иногда приглашали специальных людей, умеющих стричь быстро и правильно.  ( Стрижка овец не простое ремесло и требовало умения и сноровки) В этот день овчары празднуют праздник, и в деревнях было принято угощать овчаров.

                                      12 ноября

День Зиновия, или Синичкин день. Синичкин праздник.

                Называли его Зиновий-синичник.
В этот день в деревнях принимались мастерить кормушки для птиц, которые остаются на зиму – Зимой птицу подкорми, а весной они тебе послужат.
Много синиц появилось в этот день возле дома, жди больших холодов.
Снегирь засвистел, жди скорой зимы.

           Так же в этот день отмечали свой праздник  охотников, они обязательно выезжали на первую порошу, чтобы затравить хотя бы одного зайца. Первого зайца охотники называют «именинником», если заяц пойман, то и весь год будет успешен для охоты.
Если заяц дорогу поперек перебежал, то это к неудаче.
В этот день стаю волков увидеть к голоду или к войне.

 

                                       14 ноября.

 Чтят память святых Космы и Дамиана.

 В деревне Потураевке  Куединского района в этот день начинали есть куриное мясо, варили в печах супы, жарили петушков. Этот день называли куриными именинами.
 Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными

 Молодежь устраивала посиделки, собирались в каком-нибудь доме, несли каждый, кто, что мог, часто старалась украсть петушка и варить сообща. Хозяйки особо не ругали за такую шалость. А молодежь веселилась, играла и плясала до рассвета

Еще в этот день было принято прикармливать дворового — духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, а затем угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.
Поговорки и приметы:
- Кузьминки — встреча зимы.
- Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
- Если пошел снег, то весной реки разольются.
- Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.
- Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
- Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
- Кузьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывала оттепель)


                                         21 ноября.  

Михайлов день. Чтили святого Архистрига Михаила. В церквях совершались праздничные богослужения. А народ праздновал весело и хлебосольно. В деревне Потураевке в этот день катались в украшенных скатертями кошовках( разновидность саней в виде корзины), дуги и гривы коней украшали лентами и цветами из цветной бумаги. Катались с гармонистом и, часть катались  не только молодые.

 В Урталге  Куединского района это был Престольный праздник и его отмечали особенно пышно и богато. Родня сьезжалась вся, угощали кумышкой, домашним пивом, на стол ставили пироги с мясом, тушеную картошку с мясом, пироги с рыбой. Гуляли весело, плясали и песни пели, например такую «Села Машенька на лавку». Это любимая песня Нины Григорьевны Пастуховой, уроженки с. Урталга. Праздник Михайлов День затягивался на неделю до Филиппова поста.
В деревнях в эти дни начинались михайловские праздники, знаменующие окончание всех летних и осенних сельских работ. Кроме того, к этому времени крестьяне получали выручку за проданные товары, а работникам выплачивались заработанные ими деньги. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные блюда — начинались пиры и гуляния. В этот день считалось не зазорным и побывать в гостях и самому гостей принять. Угощались на Михайлу обычно домашним пивом, пирогами из свежей муки, медом, жареным мясом. Празднования часто затягивались на целую неделю — до строгого Филипповского поста.
Наряду с православным праздником среди русского народа долгое время сохранялся языческий обычай в этот день еще и батюшку Дворового ублажать и задабривать. Иначе мог он обидеться и к своему давнему приятелю Лешему в лес податься, а его место тут же нечистый занимал, в два счета пуская хозяйское добро по ветру. Поэтому, рано утром до восхода солнца, когда еще вся деревня спала, выносили хозяйки к дверям хлева большую чашу с пивным суслом и, ставя ее у порога, приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»
Поговорки и приметы:

Поскольку на Руси в этот день часто случалась оттепель и дороги оттаивали, день иногда называли Михайловскими грязями. Люди говорили: «Если Михайло путь порушил, не жди его до зимнего Николы (19 декабря)». Однако, не меньшей редкостью были и михайловские морозы, о которых отзывались иначе: «Михайло мосты мостит».

 По погоде 21 ноября судили о предстоящей зиме. Если наблюдали в этот день иней — нужно было ждать больших снегов. Если Михайлов день начинался с тумана — готовились к оттепели
- С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет.
- Если день выдался ясным, то скоро придут крепкие трескучие морозы.
- Если в Михайлов день идет мокрый снег, то весна будет дождливой.
- Если на деревьях осталось мало шишек, а на дубе много желудей, то зима будет мягкой и теплой.

                                         22 ноября.

 Народный праздник «Матрёны зимней» .Верующие православной церкви в этот день чтут память преподобной Матроны Константинопольской. Другие названия праздника: «Матрона зимняя», «Матрёна наставница», «Зима становится», «Зимний день». В этот день на Руси молились перед иконой «Скоропослушница»
На Руси говорили, что «с Матрёны зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор». В этот день по приметам судили о погоде на ближайшие дни. Иней сулил морозы, а туман — оттепели. О грядущем потеплении говорили и гуси, вышедшие на лёд в поисках открытой воды. А вот если на Матрёну выдавалась облачная и снежная погода, это предвещало ненастный май. По этому дню можно было предсказать и будущий урожай: иней обещал урожай овса, а дождь — пшеницы.
  На Матрёну было принято заваривать лечебные травы и коренья, которые собирались в конце лета и осенью. К этому времени они, как правило, уже хорошо высыхали. Травы «заваривали-запаривали» в виде настоев и отваров, сортировали целебные корешки, проводили ревизию лечебных средств, чтобы было чем зимой лечить различные болезни. В старину знали, что «целебна трава, если собирать ее знаючи, лечит». Поэтому целебные растения собирали особые знающие люди, которых в старину называли травниками. В Потураевке собирали зверобой, блошнику(душица), пахучую траву (мята) богородскую траву( чабрец)малину, липовый цвет, и многое, многое другое.
В деревнях 22 ноября также было принято перебирать вещи и те, что стали малы, отдавать бедным и нищим. Это был день, когда необходимо было избавиться от ненужных вещей, особенно тех, что вышли из употребления. Ведь каждая испорченная вещь «загрязняет» дом, несет в него болезни и неудачи. Однако, существовало и другое мнение, что, когда старые вещи, впитавшие энергетику человека, выбрасывались или отдавались, с ними выбрасывалась или отдавалась удача и финансовое благополучие.
  Повсеместно шла подготовка к Филипповкам — Рождественскому посту. Ставился квас, хозяйки пекли специальный постный хлеб, из которого после делали сухари. В погребах шла проверка содержимого: осматривались овощи на предмет наличия порчи, проверялись бочки с солениями, ставились мышеловки. На Матрёну даже большие любители алкоголя старались не употреблять ничего спиртного. Считалось, что в этот день пьяному очень легко позабыть вход в избу и околеть от мороза на улице.
        Поговорки и приметы:
- Если иней затянул деревья – быть лютым морозам.
- Если на Матрёну начался дождь, то будущий урожай пшеницы будет богатым.
- Если небо затянуто облаками и падает снег, то май будет дождливым.
- Гуси гуляют по льду – будет оттепель.

                                                  26 ноября

       Святитель Иван Златоуст, один из самых известных святителей и богословов церкви, почитаемый наравне со святыми Василием Великим и Григорием Богословом. Другие названия праздника: «Иоанн Златоуст», «Златоуст», «Осенние зяби».
На Руси про этот день говорили:  «На Ивана Златоуста созывает зима свою свиту- вьюги и метели. Дает холодам наказ — оттепели унять. Гонит от изб зима ворон — надо озимые хлеба сохранить, чтобы не задохлись, не вымерзли, да и высоко не выбегали». Зима полностью вступала в свои права, все живое в природе засыпало, животные прятались глубоко в норы, люди без надобности не выходили из изб. Наши предки говаривали: «На Златоуста все поле пусто».
Со Златоуста в Потураевке, да и в Урталге, деревнях Куединского района,начиналась пельменная пора. Морозы устанавливались крепкие, поэтому пельмени можно было замораживать без опаски. Хозяйки делали большое количество теста и фарша, причем последний делался не только из мяса, но и из грибов и рыбы. Пельмени лепили всей семьей, иногда и несколькими семьями по-соседски. Потом их замораживали на улице и ссыпали в мешки, в которых и хранили. По надобности из мешков доставали нужное количество пельменей и отваривали на обед.
  Поговорки и приметы:
-Если в этот день порывистый ветер затихает только к вечеру, то в    ближайшие дни можно ожидать потепления.
- Днем началась снежная буря – ночью будет мороз.
- Выпало много снега – к урожаю зерновых на будущий год.
- Звезды мерцают ярко – будет снежная и ветреная погода.
- Если на Златоуста раскаркались вороны – то быть скорой оттепели.
- Зайцы бегут из леса – будет стужа.
- На Златоуста нельзя ругаться, иначе, когда нужно будет обратиться к Богу, он не услышит.

                                           27 ноября.

 День святого апостола Филиппа.

  В народе он назывался- Филиппово заговенье на Рождественский пост.  Это был последний праздник перед постом и столы были очень богаты и заставлены разнообразными солениями и вареньями. В церковном календаре это день почтения памяти святого апостола Филиппа - одного из двенадцати апостолов - учеников Иисуса Христа. Другие названия праздника: «Филипповки», «Филиппово заговенье», «Куделица», «Заговенье».
Традиционно этот день праздновался на «широкую ногу».

 Со следующего дня начинался Рождественский (Филипповский) пост длиною в 40 дней, поэтому народ наедался накануне.

Так же после этого дня заканчивались свадьбы и прочие шумные праздники. Все время полагалось посвящать работе и благочестивым занятиям.

 Однако вечером Филиппова дня можно было заняться гаданием. Для этой цели девушки тайно оставляли кусок говядины с вечерней трапезы, затем прятали его ночью под подушку, три раза проговаривали заветные слова и ложились спать. После этого во сне можно было увидеть будущего жениха.

С Филипповок начинались «бабьи засидки», или « Кудельница»: женщины собирались в одной избе, пряли лен и шерсть. При этом пели тихие песни или беседовали.

Сохранилось немало поговорок и пословиц, подчеркивающих важность рукоделия:

 «У нерадивой пряхи и на себя нет рубахи»

 «Не напрядешь зимой — нечего будет ткать летом»;

 «Соха кормит, веретено одевает».

На Филиппов день не забывали и о домовом. Его угощали всевозможными закусками, чтобы он берег скот. Прежде чем приступить к вечерней трапезе хозяева дома выходили во двор, отбивали поклон и звали домового на ужин. Оставшуюся еду после трапезы накрывали салфеткой и оставляли до следующего дня. Считалось, что она накормит домового. Согласно поверью, если он останется доволен вечерней трапезой, то натаскает много снега и накроет посевы, чтобы уберечь их от мороза.

В этот день в Потураевке выносили закуски во двор домовому, чтобы тот оберегал домашний скот. 

            Приметы на день:
- Если на Филиппов день утром появился иней – будет хороший урожай овса.
- Облачная и снежная погода обещает ненастье в конце мая.
- Если в этот день полил дождь, то пшеница уродится.
- Если начали каркать вороны – ударит оттепель.
- Кто не повенчался до Филипповок — молись Богу, да жди нового мясоеда.

 

Мы описали самые большие праздники ноября. Помимо календарных праздников в ноябре играли свадьбы и провожали молодых парней на службу в солдаты.

 

Как праздновали свадьбу в Потураевке. По воспоминаниям очевидца.

Мне тогда было лет 19-20, выдавали замуж мою соседку, я была приглашена на « девишник» За несколько дней до свадьбы мы пришли в дом невесты, с нами были женщины. Все начали подготовку к свадьбе. Мы наряжали свадебное древо ( Это огромный репей без листьев) на него привязывались ленты, бумажные цветы, конфеты и сигаретки. А женщины делали начинки для пирогов , стряпали пельмени, варили холодец. А еще пробовали пиво и самогон. Ну и пели песни конечно.

Накануне свадьбы снова все собрались в доме невесты. Там начиналось прощание невесты со своей девической жизнью. Она сидела и ревела, в голос, а мы расплетали косу и раздавали девушкам ленты. Женщины пели свадебные песни. Когда приехал жених с родней и гостями, все высыпали на улицу, в доме осталась только невеста с подружкой и мать. Жениха в дом не пускали, пока не выкупит пирог, свадебное древо, а его друзья не купят у девушек бантики на грудь. Если платили мало, женщины пели песни-корилки жениху и дружкам. Когда расчет был произведен жениха с почетом, под песни заводили в дом. Там его встречала мать невесты. Жених низко кланялся ей и дарил цветную шаль. Мать подавала жениху сладкого пива и давала плетку.( я не сразу поняла зачем все это) А потом, когда под песню вывели невесту, они вместе выпили сладкое пиво, и он трижды по спине хлестнул невесту. Как знак покорности и послушания мужу. Затем брал ее за руку и они обходили весь стол. Садились на « красное место» его специально выделяли, на стене висело растянутое вышитое полотенце, а на стульях лежало цветное покрывало. У них и посуда была особая, тарелки, вилки и бокалы отличались от всех остальных. Они были совершенно без рисунков и цветов, как символ непорочности и начала новой жизни с чистого лица. Сидели не долго, женщины спели величальные песни молодым, гостям и все поднялись из-за стола. Когда все гости вышли, пошли молодые у выхода мать их благословила иконой. Свадебный поезд, под бубенцы и гармони, отправился в Сельский Совет на регистрацию. После регистрации свадебный пир проходил в доме жениха. Я же с частью подруг и с женщинами остались в доме невесты. Мы праздновали и гуляли уже без молодых.

Песни, исполняемые на свадьбе:

« По лугам» -песня исполнялась во время расплетания косы и прощания

                   с девичьей красотой на девичнике.
« Ты, прости меня, мамонька» - исполнялась перед матерью на девичнике.

« Друженька» -корильная песня при встрече жениха

« Как у сокола» - величальная жениху

« Виноград в саду цветет»- величальная жениху и невесте.
« Ой, столичку дубовому» - величальная гостям.

.


 

Материал записан от:

 Жительници Куединского района с. Урталга Пастуховой Нины Григорьевны с 14.01.1931 рождения.

Жительници с. Бикбарда Куединского района Злыднева Анжелика Владимировна

Жительници с. Урталга Ильиных Раиса Васильевна 1933 г.р.

Жительници с. Урталга Быкова Маргарита Анатольевна 1959 г.р.

По воспоминаниям Александровой Тамары Леонидовны, уроженки деревни Потураевка Куединского района.

Так же использованы материалы из книг:

« Православный народный календарь» Издательство «Урал-пресс» 1990 г.

« Календарь народных примет, обычаев и обрядов» авторы: А.С.Жданова М.Д. Островская. Издательство « Мир книги» 2008 г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.