![]()
|
|||||||||||||
Символизм. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 . Символизм. (Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ). Европейское литературно-художественное направление конца 19-начала 20 веков. Оформилось в связи с общим кризисом гуманитарной культуры 2ой половины 19 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 60-х-70-х годов в творчестве французских поэтов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др. Назвали символистами, потому что СИМВОЛ играет главную роль в поэзии. В статьях утверждали необходимость передавать мир, с его предметами, чувствами, переживаниями, посредством художественного символа. Но они не должны быть искусственно придуманными. В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает поэзию одухотворенной, прозрачной «как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя» (Дм. Мережковский). Считали, что художник должен быть абсолютно свободен от политики (В. Брюсов). В период своего расцвета обращались к мифам, легендам и народным сказаниям, потому что большая их часть построена по принципу символа (В. Брюсов). Символизм являлся первым модернистским направлением. Все последующие появились на его основе. Символисты не стремились к тому, чтобы их поэзия была понятной, логичной и ясной, наоборот, утверждали, что искусство должно быть загадочным, таинственным, оставаться недопонятым, вызывая тем самым стремление узнать и понять больше. Героико-трагическое переживание русскими символистами социальных и духовных коллизий начала века, равно как и их открытия в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотворений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 века Направление представлено самым большим количеством поэтов. Это Анненский Иннокентий, Бальмонт Константин, Белый Андрей, Блок Александр, Брюсов Валерий, Мережковский Дмитрий, Сологуб Федор. Вывод. Символизм — это поэзия туманностей, намеков и ассоциаций; загадочная и таинственная, построенная на символах.( Эта запись в тетради учеников. В таблицу заносим слова: туманность, намек, ассоциации, тайна, загадка.) Акмеизм (От греческого akme` — высшая степень чего-либо, цветущая сила). Модернисткое течение в русской поэзии 10-х годов XX века, сформировавшееся в условиях кризиса буржуазной культуры. Утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913), С. М. Городецкого (статья «Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опубликована 1919), А. А. Ахматовой (связь последних двух с течением была непродолжительной), М. А. Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и других. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911-14, возобновилась в 1920-22), примкнули к журналу «Аполлон». В 1912-13 издавали журнал «Гиперборей» (редактор М. Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов». Противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества»; декларировали конкрето-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символичного, смысла. Поэты-акмеисты: Ахматова Анна, Гумилев Николай, Городецкий Сергей, Зенкевич Михаил, Иванов Георгий, Мандельштам Осип. Вывод. Стихотворения акмеистов точны, логичны, стройны и ясны. Стремятся к пушкинскому языку. Овеществляют даже невещественные духовные чувственные переживания. В стихотворениях акмеистов легко выделить тему, содержание, основную мысль; их легко понять и выучить. ( Эта запись в тетрадях. Ключевые слова: точность, логичность, ясность, понятность.) Футуризм (От латинского futurum — будущее). Одно из основных авангардистских течений в евроейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее распространение в Италии и России. Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах, нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также в искусствоведении и литературоведении. Русский футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное движение, имел с ним мало общего. Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырех основных группировок: «Гилея» (кубофутуристы) — В. В. Хлебников, Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц. «Ассоциация эгофутуристов» — И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и другие. «Мезонин поэзии» — Хрисанф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и другие. «Центрифуга» — С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, К. А. Большаков, Божидар и другие. Общей основой движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (К. С. Малевич). Отсюда — разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим «первоначалам», когда язык был «частью природы» (Хлебников). На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве» вплоть до изобретения индивидуальных диалектов (см. Заумь), экспериментировали над стихотворной графикой (визуальная поэзия, автографическая книга), предельно расширяя диапазон литературного языка от «самовитого» слова «вне быта и жизненных польз» (Хлебников) до слова прямого социального действия, «нужного для жизни» (Маяковский). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными «сдвигами», резкими контрастами трагического и комического, фантастики и газетной злободневности, что вело к гротескному смешению стилей и жанров, которое в поэмах Хлебникова, Маяковского, Каменского, в лирике Северянина, Пастернака, Асеева приобретало статус нового стилистического единства. Некоторые послереволюционные группировки («Искусство коммуны», дальневосточное «Творчество», Тифлисский «41°», «ЛЕФ» и др.) генетически были связаны с футуризмом, однако собственная его история в России исчерпывается предреволюционным десятилетием. Вывод: футуристы призывали к созданию нового языка через создание новых слов, отказ от знаков препинания, звукопись. Провозгласили «теорию самовитого слова», то есть в целом у стихотворения могло не быть цели, темы, смысла, содержания, рифмы. (Ключевые слова: новый язык, звукопись, могло не быть цели, темы, смысла,содержания, рифмы). Мы видим полнейшую разобщенность, непримиримость во взглядах на то, каким должно быть искусство и как нужно писать стихи. Что объединяет поэтов этих направлений? Все они современники, их объединяет время, сама эпоха: - всем им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; - все они трепетно относились к слову, образу, ритму; все они новаторы структуры поэтического произведения; - их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.
Домашнее задание: написать в тетрадь сообщение о жизни и творчестве:
Сообщение должно быть не менее 2 страниц. В нем должны содержатся краткие биографические сведения, а также сведения о творчестве поэта. Текст сообщения должен быть написан аккуратно, обязательно должна быть выделена тема и подпункты. P.S. Задания к паре составлены с учетом пожеланий студентов, которые очень хотели просто писать конспекты.
|
|||||||||||||
|