Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Здоровьесберегающие технологии и профилактическая деятельность



 

Профилактика злоупотребления психоактивными веществамивобразовательной среде – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ, т.е. профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Профилактика злоупотребления ПАВ на современном этапе имеет разнообразные формы организации.
На уровне государства можно выделить два основных направления профилактической деятельности:

1. Меры, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

2. Меры, направленные на предотвращение употребления ПАВ и развитие зависимости от них, а также уменьшение вредных последствий употребления.

В зависимости от тактики профилактической работы выделяются следующие подходы:

1. Информационный подход.

2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении.

3. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

4. Подход, основанный на учете роли социальных факторов.

5. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.

6. Подход, основанный на укреплении здоровья.

В рамках этих подходов выделяют следующее:

  • Предоставление информации о ПАВ, их вреде и негативных последствиях употребления
    (информация должна быть дифференцированной в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для того, на кого направлена).
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Развитый самоконтроль.
  • Гармоничное эмоциональное развитие.
  • Определение значимых личностных ценностей.
  • Развитие навыков распознавания и выражения эмоций.
  • Развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
  • Оптимизм.
  • Личностная и социальная компетентность.
  • Навыки уверенности в себе.
  • Развитие навыков обдуманного принятия решений.
  • Налаживание социальных контактов, отказа, отстаивания своей позиции.
  • Быть успешным.
  • Гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, и оптимальный стиль воспитания – сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием (эмоциональной поддержкой ребенка родителями).
  • Ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).
  • Ведение членами семьи здорового образа жизни (ЗОЖ). Признание ЗОЖ в качестве семейной ценности.
  • Хорошая адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения.
  • Повышение общего качества обучения, усиление связи учащихся со школой.
  • Принятие себя в социальной роли ученика.
  • Успешная учебная деятельность.
  • Успешное участие в общественных мероприятиях.
  • Поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях.
  • Конструктивное взаимодействие и отношения со сверстниками и педагогами.
  • Эффективная антинаркотическая политика в учреждении образования (школа, как место, свободное от наркотиков; проведение мероприятий, способствующих формированию развитию навыков ЗОЖ).
  • Развитая система дополнительного образования. Особое значение имеет вопрос о развитии у ребенка разносторонних социально одобряемых интересов или увлечений каким-то видом деятельности за счет посещения им кружков, спортивных секций и занятий в других организациях дополнительного образования. Но отдавая ребенка в какой-либо кружок или секцию, нужно исходить прежде всего из желаний ребенка и его способностей. Необходимо помнить при этом, что дополнительная занятость ребенка не должна стать для него непосильной нагрузкой. Кроме того, целесообразно выбирать такие виды дополнительного образования, которые позволят ребенку реализовать потенциальные возможности, которые остались невостребованными в основном учебном процессе. Необходимо всегда думать о том, чем в будущем помогут ребенку приобретенные знания и умения.
  • Улучшение социально-значимых способностей (коммуникабельность, позитивные отношения со сверстниками);
  • Негативное отношение к употреблению ПАВ сверстниками;
  • Эффективность в игре, работе, отношениях.

Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики злоупотребления ПАВ, так как может:

  • прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и контроля над их усвоением;
  • влиять на уровень притязаний и самооценку несовершеннолетних;
  • осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;
  • привлекать различных специалистов (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, сотрудников ОВД и др.) для осуществления профилактических мероприятий.

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде выделяет две стратегии профилактики наркозависимости:

1.Негативно-ориентированную профилактикузлоупотребления ПАВ, которая предусматривает проведение профилактических мероприятий в рамках проблемно-ориентированного подхода. Акцент в негативной профилактике ставится на отрицательных последствиях приема ПАВ. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию. (Акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивает достижение поставленных целей).
2. Позитивная профилактика, целью которой является воспитание “личностно развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ” (Концепция профилактики злоупотребления ПАВ…, 2000). В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, именно эта стратегия профилактической деятельности является приоритетной.
Должно быть исключение “запретной информации” - т.е. детям не должна предоставляться информация, которая может стимулировать интерес ребенка к эффектам употребления наркотических и др. ПАВ, или способствовать вовлечению ребенка в наркотизацию. Полностью исключить сведения о технологии изготовления и применения наркотических веществ.

Здоровьесберегающие технологии и профилактическая деятельность

Внедрение в практику образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий позволит решить проблемы сохранения и развития здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии предполагают систему педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на сохранение и развитие здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью на всех этапах его обучения и развития.
Суть здоровьесберегающего сопровождения работы учителя на уроке заключается в организации комфортного общения, сотрудничества с учащимися. Необходимо обеспечить такой уровень мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый. Забота педагога – создать ситуацию успешности, благополучия, включить ученика в ту деятельность, где он сможет проявить себя, почувствовать себя значимым для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности. Именно это является основным принципом профилактической работы в школе.
Профилактика в широком смысле слова ставит своей целью повышение качества жизни, затрагивая медицинские аспекты здоровья, она призвана изменять социально-психологический статус личности и обеспечивать условия для закрепления позитивных изменений.
В результате этого для подростка будет создана безопасная и поддерживающая среда, которая позволит подростку решать собственные личные проблемы, устанавливать социальные связи (то есть находить друзей, учиться правильно общаться со взрослыми, строить жизненные планы).
Главное в работе педагога - создать доверительные отношения с учениками и развить в каждом из них систему личного противостояния наркотикам.
Профилактика ПАВ - совершенствование знаний, умений и навыков педагогов образовательных учреждений, родителей и учащихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Итак, усугубление наркологической ситуации, в частности, тенденция к неуклонному омоложению потребителей ПАВ, требует создания целостной системы профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях.
Школа играет ведущую роль в профилактической работе. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, сохранения и развития физического и психического здоровья учащихся. Приоритетной является позитивная профилактика, опирающаяся на возрастные особенности.
В результате проведения системы учебных и воспитательных мероприятий у детей и подростков должно быть сформировано целостное отношение к себе и своему здоровью, внутренние установки на сознательный отказ от употребления наркотических веществ, умение решать жизненные проблемы социально-позитивным путем. Большое значение в профилактической программе должно отводиться вовлечению обучающихся в общественную жизнь, организации их досуга, а также определенной работе с семьей и педагогами.
Профилактическая работа в школе – это часть здоровьесберегающего образования, когда учиться хочется, уровень тревожности ребенка наименьший, когда школа для ученика это не только общение со сверстниками, но и с учителями, которых он уважает, любит, с ними интересно, они надежные советчики, им он доверяет. Вот тогда и вся профилактическая работа будет иметь положительные результаты.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.