|
|||
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН ДОКЛАД ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ Ф.НИЦШЕ.
Выполнила: Баринская Алена Леонидовна Группа МЗ13
Вологда 2021
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ Ф. НИЦШЕ……………………………4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………..10
ВВЕДЕНИЕ Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900) –известный немецкий ученый-философ. Различные вопросы политики, государства и права изложены в его трудах, таких как: «Человеческое, слишком человеческое», «Греческое государство» «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали» и др. Неординарные, а в ряде случаев и шокирующие суждения и оценки Ницше оказали заметное воздействие на его современников. Интерес к ницшеанству вышел за рамки жизни самого Ницше. Идеи мыслителя оказали внимание на формирование некоторых политических(в частности, фашистских) структур Германии и Италии. Также на основе его правовых оценок и предположений формировались и прогрессивные теории с ярко выраженной гуманистической направленностью (Бердяев Н.А., Вебер М.). Будучи изложенными в афористической манере, сочинения данного философа не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много дискуссий. ФИЛОСОФСКО – ПРАВОВЫЕ ИДЕИ Ф.НИЦШЕ.
Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий культуры. Они в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль. Ф. Ницше писал: «Восторжествовавшее понятие «сила», с помощью которого наши физики создали Бога и мир требует, однако, дополнения: в него должна быть внесена некоторая внутренняя воля, которую я называю «волей к власти», т.е. ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт и т.д.». Право рассматривается Ницше в двух аспектах — как форма культуры, которая, наряду с религией, несет ответственность за появление и постепенное закрепление «противоестественной морали» (отрицательное значение), и как естественная и необходимая основа человеческого общежития, социального бытия человека (позитивное значение). Что касается содержательной стороны вопроса - определения понятия «права», - взгляды Ницше вполне соответствуют общеизвестным, однако имеют свою специфику, понимание которой является крайне важным. Как пишет Ницше в книге «Человеческое, слишком человеческое»: «Без договора нет права». Договор, обязательство - основа существования гражданских правоотношений. В естественно - правовой теории такой договор выступает в качестве частного проявления общественного соглашения или договора, породившего государство как таковое. В социальной философии Ницше данная схема переворачивается: образование государства предстает в виде исторического процесса, в основе которого лежит неизменная элементарная форма - гражданско-правовой договор. Соотношение ценностей и права, в полном согласии с ницшеанской метафизикой «воли к власти», оказывается за пределами проблемы «право и нравственность». Согласно Ницше, право рождается там, где человек оказывается способным связать себя обещанием или обязательством. Для этого необходима «память воли», поскольку отныне человек учится распоряжаться не только своим настоящим, но и своим будущим. Гарантировать же будущее можно лишь в том случае, если человек сумеет рационализировать свое прошлое. «Чем хуже обстояло «с памятью» человечества, тем страшнее выглядели всегда его обычаи; суровость карающих законов, в частности, является масштабом того, сколько понадобилось усилий, чтобы одержать верх над забывчивостью и сохранить в памяти этих мимолетных рабов аффекта и вожделения несколько примитивных требований социального сожительства». Появление общеизвестных категорий морали Ницше непосредственно связывает с развитием права, что полностью согласуется с его отказом принять мораль как нечто самодостаточное, существующее автономно и в неизменном виде. Мнение философа о том, что не право рождается из морали, а наоборот, право - как неизбежное для социума установление, вырывающее его жизнь из хаоса, - порождает мораль. Ницше имеет в виду те из нравственных правил, которые хотя и отсылают к внутренней работе мыслей и чувств, в действительности предписаны и санкционированы государством. В своей книге «Человеческое, слишком человеческое» Ф. Ницше выделил несколько разновидностей права: 1) это право «полнее всего продуманное», рационализированное (его образцом служит римское право); 2) это право обычное или традиционное, обладающее тем преимуществом, что оно является доступным и понятным не только для юристов - профессионалов, но и для средних граждан; 3) «произвольное право», которое, благодаря своей гибкости, может быть названо «беспартийным». Такое право приказывает и вынуждает, избегая логику, рационального обоснования или опору на узаконенные веками обычаи. Другим немаловажным элементом философии права Ницше является его учение о государстве. Если нигилизм вообще является провозвестником гибели человека, то разрыв между государством и церковью, обмирщение государства как плоть от плоти нигилистической эпохи в целом предвосхищает гибель государства. Как пишет Ницше: «Cовременная демократия есть историческая форма падения государства». Речь, однако, не идет и не может идти о предстоящей, пусть даже в отдаленном будущем, гибели права: как уже было отмечено, право является «прародителем» любого социума, а значит в принципе не зависит от государства как одной из форм социального общежития. Поэтому, также как на смену «последнему человеку» должен прийти «сверхчеловек», также на смену семье и государству придут иные институты и учреждения, иная правовая система. Еще об одном понятии, которого не избегает ни одна философия права, и которое играет существенную роль в учении Ницше. Речь идет о понятии «справедливости». Справедливость, для Ницше, это не уравнивание контрагентов, не априорное молчаливое признание их ни в чем не отличающихся фундаментальных прав, а «воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил». Следует отметить, что равенство сил Ницше истолковывает расширительно - это не только реальное равенство, имеющихся в наличии возможностей, но и представление о таких возможностях (которое может и не соответствовать действительности). Отсюда и соответствующее уточнение, которое вносит Ницше в высказывание Спинозы из «Богословско-политического трактата»: не «каждый имеет право в меру значительности своей силы», а «каждый имеет право, сколь значительным кажется по своей силе». Это дополнение имеет первостепенное значение, поскольку дает теоретическое обоснование применения принципа справедливости не только в отношениях между равными, но также и в отношениях между сильными и слабыми. Очевидно, что рассуждения о государстве, праве, морали и для самого Ницше не были самоцелью - исследование любого предмета неизбежно приводило к власти или борению сил как изначальной создающей и организующей инстанции. Фуко развивает мысль Ницше применительно к современности, его цель - «дешифровать механизмы власти, исходя из стратегии, имманентной отношениям силы». Это означает отказ от косвенного пути: обращение к власти не через голову «суверена» и «права», а напрямую. По всей видимости, Ницше считал такой путь непродуктивным, поскольку усматривал непосредственную зависимость между «волей к власти» как таковой и ее предметными или институциональными проявлениями. Ради справедливости, следует заметить, что точка зрения Ницше, согласно которой общество, лишенное государства, все же будет обладать правом, не лишена основания и имеет сегодня своих сторонников. Изменяясь до неузнаваемости, право сохраняет свое значение, остается незаменимым механизмом по регулированию самых разнообразных отношений внутри социума.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Можно по разному относиться к философии Ф. Ницше, но стоит отметить , что он внёс огромный вклад в развитие мировой общественной мысли. Ф. Ницше указывал на теневую сторону развития демократических государств. Положенные в их основу идеи правового равенства, справедливости и свободы в его глазах представлялись как неосуществимые и противоречащие человеческой природе . Он приходит, на мой взгляд, к парадоксальным выводам что конституциализм и парламентаризм превращают гениев в серые личности , готовые следовать за «стадом». Правители и органы государственной власти вынуждены постоянно подстраиваться под общественное мнение и завоевывать доверие толпы. Философ разделал людей на гениальных, исполнителей идей гениев и прочую массу. Не соглашусь с мнением философа относительно критики демократии и смены правителей, поскольку история помнит очень много правителей-монархов с очень скудными умственными способностями и по сути государственную власть осуществляли приближенные, которые чаще всего в последнюю очередь думали о народе своей страны и осуществляли свою власть в основном исключительно в личных интересах. Демократия , на мой взгляд, это лучший способ правления государством, когда население может осуществлять свою власть непосредственно или через представителей. Обращая внимание на высказывание Ницше «не право рождается из морали, а наоборот, право - как неизбежное для социума установление, вырывающее его жизнь из хаоса, - порождает мораль». Стоит рассматривать как то , что право стоит не только у истоков морали, но также определяет первоначальные отношения внутри социума. Ницше имеет в виду те из нравственных правил, которые хотя и отсылают к внутренней работе мыслей и чувств, в действительности предписаны и санкционированы государством. Мне нравится эта мысль , хотя она и кажется на первый взгляд достаточно спорной. Подводя итог, хочу отметить, что мне было очень интересно познакомиться ближе со взглядами этого немецкого ученого-философа. И могу сказать , что бесспорно наследие Ф. Ницше – бесценно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Чичнева Е.А. Филосовско-правовые идеи в творчестве Ф.Ницше//Российская Академия Наук// М. : ИФ РАН , 2001 С. 38-44. 2. Горячева М. В. Политические и правовые взгляды Фридриха Ницше // 1998 . С.10-13
3. Нерсесянец В.С. Учебник истории политических учений .// М.1995 параграф 1. 4. Миронова В. В. Философия: учебник для вузов. //М.: Норма, 2005. С.673
|
|||
|