|
||||
Всеобщая история 6 класс. Образование и философияВсеобщая история 6 класс § 26. Образование и философия Разделы параграфа: 1. Представления средневекового человека о мире 2. Переводы с греческого и арабского 3. Средневековые университеты 4. Схоластика 5. Пьер Абеляр и Бернар Клервосский 6. Великий схоласт 13 века 7. «Удивительный доктор» Взгляды на мир: · ограниченные, обрывочные знания о дальних местах и странах из-за опасности и длительности путешествий; · мир замкнутый, небольшой, все наиболее известные и значимые места (города, реки, горы и т. п.) расположены рядом; центр мира – в Иерусалиме, земной рай – на Востоке, откуда вытекают реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил; · отсутствие единой системы отсчёта времени, общей единицы измерения времени (сутки делились на день и ночь, ночь разделялась на «три свечи», средневековый час составлял три современных часа, короткие промежутки времени измеряли молитвами); отсутствие точных указаний на даты событий в хрониках; · изменение представлений о мире с развитием городов и торговли, с наступлением эпохи Крестовых походов, появление интереса к жизни людей в далеких странах («Книга Марко Поло»); · корпоративный характер средневекового общества: каждый человек входил в обособленную группу людей, которые занимались общим делом, жили определённым образом, подчинялись особым правилам и распорядку; · всё и все в мире и в обществе должны занимать строго определённое место. Образование и средневековые университеты: · появление большого количества переводов на латынь с греческого и арабского языков (сочинения Аристотеля, труды греков и арабов по географии, астрономии, математике и медицине); · появление в городах университетов и университетских школ; к 15 веку более 60 университетов в Европе; · университеты как средневековые корпорации: объединение людей умственного труда (профессоров и студентов) со своим внутренним управлением, во главе с избираемым ректором; объединение студентов в землячества, профессоров – в факультеты во главе с деканами; · четыре основных факультета в большинстве университетов: подготовительный, богословский (или философский), юридический, медицинский; · влияние университетов на культуру и средневековое общество. Схоластика: · схоластика – средневековое религиозно-философское учение, стремящееся познать и объяснить Бога и мир при помощи логических рассуждений; опиралась на логическое доказательство; · метод схоластики – метод обоснованного поиска ответа на поставленный вопрос; · один из основных споров между представителями разных направлений схоластики – спор об источнике истинного знания о Боге и о мире (рациональное знание или вера); · самые известные учёные богословы и схоласты – Пьер Абеляр, Бернар Клервоский, Фома Аквинский, Роджер Бэкон. Главное: · В период Средневековья расширились и стали более реалистичными представления европейцев о мире. · Средневековые университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованного чиновничества, общему подъёму культуры. · Средневековая схоластическая философия способствовала развитию науки Нового времени. Даты:
Имена: Абеляр Пьер (1079-1142) · средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант; преподаватель Парижской соборной школы · Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра за еретические воззрения. Клервоский Бернар (1090-1153) · французский средневековый богослов, мистик, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво; · создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода; · идейный противник П. Абеляра; добился созыва Церковного собора, по решению которого будут сожжены все книги Абеляра. Аквинский Фома (1225-1274) · итальянский философ и теолог, монах-доминиканец, «ангельский доктор», канонизирован католической церковью как святой; систематизатор ортодоксальной схоластики, признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом; · в самом знаменитом труде «Сумма богословия» собрал все средневековые знания о Боге и мире, сложив из них картину христианской Вселенной; · сформулировал пять доказательств существования Бога. Бэкон Роджер (1214-1294) · английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец; профессор богословия в Оксфорде; известен также как «удивительный доктор»; · занимался математикой, химией и физикой; в оптике разработал новые теории об увеличительных стёклах, преломлении лучей, перспективе, величине видимых предметов и др. · первым выступил против схоластики; доказывал, что для познания истины недостаточно авторитета и разума, необходимы также наблюдения и опыты. Места: Болонья · город в Северной Италии, возник еще в 6 в. до н. э.; · в Болонье расположен древнейший в Европе университет. Термины: корпорация, университет, диспут, схоластика, рациональность, мистика Учебные материалы: Видеоурок – https://www.youtube.com/watch?v=eFS3GOgW-E4 Аудиоучебник – https://www.youtube.com/watch?v=uZATjdqASnQ Дополнительные материалы: Средневековое образование – https://www.youtube.com/watch?v=wd-aQq4AcAI Средневековые школы и университеты – https://www.youtube.com/watch?v=wu9g4_fsjKM Теология и схоластика – https://www.youtube.com/watch?v=VeAGEqbL6ng
|
||||
|