Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Всеобщая история 6 класс. Образование и философия



Всеобщая история 6 класс

§ 26. Образование и философия

Разделы параграфа:

1. Представления средневекового человека о мире

2. Переводы с греческого и арабского

3. Средневековые университеты

4. Схоластика

5. Пьер Абеляр и Бернар Клервосский

6. Великий схоласт 13 века

7. «Удивительный доктор»

Взгляды на мир:

· ограниченные, обрывочные знания о дальних местах и странах из-за опасности и длительности путешествий;

· мир замкнутый, небольшой, все наиболее известные и значимые места (города, реки, горы и т. п.) расположены рядом; центр мира – в Иерусалиме, земной рай – на Востоке, откуда вытекают реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил;

· отсутствие единой системы отсчёта времени, общей единицы измерения времени (сутки делились на день и ночь, ночь разделялась на «три свечи», средневековый час составлял три современных часа, короткие промежутки времени измеряли молитвами); отсутствие точных указаний на даты событий в хрониках;

· изменение представлений о мире с развитием городов и торговли, с наступлением эпохи Крестовых походов, появление интереса к жизни людей в далеких странах («Книга Марко Поло»);

· корпоративный характер средневекового общества: каждый человек входил в обособленную группу людей, которые занимались общим делом, жили определённым образом, подчинялись особым правилам и распорядку;

· всё и все в мире и в обществе должны занимать строго определённое место.

Образование и средневековые университеты:

· появление большого количества переводов на латынь с греческого и арабского языков (сочинения Аристотеля, труды греков и арабов по географии, астрономии, математике и медицине);

· появление в городах университетов и университетских школ; к 15 веку более 60 университетов в Европе;

· университеты как средневековые корпорации: объединение людей умственного труда (профессоров и студентов) со своим внутренним управлением, во главе с избираемым ректором; объединение студентов в землячества, профессоров – в факультеты во главе с деканами;

· четыре основных факультета в большинстве университетов: подготовительный, богословский (или философский), юридический, медицинский;

· влияние университетов на культуру и средневековое общество.

Схоластика:

· схоластика – средневековое религиозно-философское учение, стремящееся познать и объяснить Бога и мир при помощи логических рассуждений; опиралась на логическое доказательство;

· метод схоластики – метод обоснованного поиска ответа на поставленный вопрос;

· один из основных споров между представителями разных направлений схоластики – спор об источнике истинного знания о Боге и о мире (рациональное знание или вера);

· самые известные учёные богословы и схоласты – Пьер Абеляр, Бернар Клервоский, Фома Аквинский, Роджер Бэкон.

Главное:

· В период Средневековья расширились и стали более реалистичными представления европейцев о мире.

· Средневековые университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованного чиновничества, общему подъёму культуры.

· Средневековая схоластическая философия способствовала развитию науки Нового времени.

Даты:

основание Болонского университета – старейшего университета в Европе

Имена:

Абеляр Пьер (1079-1142)

· средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант; преподаватель Парижской соборной школы

· Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра за еретические воззрения.

Клервоский Бернар (1090-1153)

· французский средневековый богослов, мистик, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво;

· создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода;

· идейный противник П. Абеляра; добился созыва Церковного собора, по решению которого будут сожжены все книги Абеляра.

Аквинский Фома (1225-1274)

· итальянский философ и теолог, монах-доминиканец, «ангельский доктор», канонизирован католической церковью как святой; систематизатор ортодоксальной схоластики, признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом;

· в самом знаменитом труде «Сумма богословия» собрал все средневековые знания о Боге и мире, сложив из них картину христианской Вселенной;

· сформулировал пять доказательств существования Бога.

Бэкон Роджер (1214-1294)

· английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец; профессор богословия в Оксфорде; известен также как «удивительный доктор»;

· занимался математикой, химией и физикой; в оптике разработал новые теории об увеличительных стёклах, преломлении лучей, перспективе, величине видимых предметов и др.

· первым выступил против схоластики; доказывал, что для познания истины недостаточно авторитета и разума, необходимы также наблюдения и опыты.

Места:

Болонья

· город в Северной Италии, возник еще в 6 в. до н. э.;

· в Болонье расположен древнейший в Европе университет.

Термины: корпорация, университет, диспут, схоластика, рациональность, мистика

Учебные материалы:

Видеоурок – https://www.youtube.com/watch?v=eFS3GOgW-E4

Аудиоучебник – https://www.youtube.com/watch?v=uZATjdqASnQ

Дополнительные материалы:

Средневековое образование – https://www.youtube.com/watch?v=wd-aQq4AcAI

Средневековые школы и университеты – https://www.youtube.com/watch?v=wu9g4_fsjKM

Теология и схоластика – https://www.youtube.com/watch?v=VeAGEqbL6ng



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.