Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Однородные и неоднородные определения.



Урок

Однородные и неоднородные определения.

  1. Задание на повторение темы предыдущего урока.

Задание: спишите предложение из задания 2, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте однородные члены предложения. Составьте графические схемы.

 

  1. Знакомство с новым материалом.

Задание: Ответьте на вопросы:

Под вековыми дубами прятались низенькие одноэтажные домики, а рядом возвышался барский дом с мезонином.

1) являются ли слова низенькие и одноэтажные определениями?

2) на какие вопросы отвечают слова низенькие и одноэтажные?

3) к одному или разным словам относятся?

4) являются ли они однородными?

Запись в тетради:

Цвет Размер Вкус Форма Из чего сделан предмет
белый синий красный большой маленький огромный   сладкий горький вкусный круглый квадратный прямоугольный шерстяной ситцевый шелковый

Слово учителя: прилагательные каждой колонки характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера и т. д. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

Сравните: На поляне пестрели белые, красные, синие цветы. – Нами был куплен большой(размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз.

Во втором предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, т.е. являются неоднородными.

Но такие прилагательные могут быть и однородными, если они объединены общим понятием. Например: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием – небо осеннее, невзрачное. Значит, они однородные).

Также однородными являются определения:

1. Если второе и последующие поясняют первое. 1. Раздался страшный, оглушительный удар грома.
2. Если одно из них имеет значение причины. 2. Надвигался знойный, (а потому) тяжёлый день.
3. Одиночные определения и стоящие за ними определения, выраженные причастным оборотом. 3. В тёмный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка.

 

  1. Закрепление. Записываете предложения в рабочей тетради. Обозначаете однородные и неоднородные члены (подчеркиваете), подписываете части речи, которыми они выражены. Для предложений с однородными членами составляете графические схемы.

 

1) На прилавке лежали ситцевые шерстяные шёлковые платки.

2) Белая вязаная кофта совсем износилась и протерлась в нескольких местах.

3) Его горячее желание – видеть жизнь свободной разумной красивой.

4) Маленькая празднично разодетая девочка теребила край своего фартука.

5) Над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки.

6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль, по сторонам её неподвижно стоят старые печальные берёзы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.