Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Открытие психомира было сделано в древности….



Открытие психомира было сделано в древности….

 

Каждый человек встречается с множеством проблем, связанных с состоянием своего внутренним мира. В некоторых ситуациях мы не в состоянии управлять собой (как-будто бы какая-то сила извне влияет на нас). Иногда мы очень активны (или наоборот апатичны). Иногда мы не способны что-то понять, иногда не понимают нас. В итоге мы оказываемся в проигрыше, потому что жизнь требует иного. Современная психология предлагает много методов укрепления своего психологического статуса, учит тому, как выйти победителем из кризисной ситуации. Однако помогают они далеко не всегда.

 Следует признать, что на данный момент у психологов нет единого мнения о том, что такое психомир личности. Они лишь предлагают различные его концепции, которые довольно противоречивы.

Между тем проблема психоструктуры личности была освещена как минимум пять тысяч лет назад в ведической литературе. Веды указывают, что психомир человека имеет несколько основных уровней. Каждый уровень обладает присущими лишь ему функциями и делится в свою очередь на более мелкие подуровни. Психоструктура личности выглядит следующим образом (см. рисунок 1).

При этом высшие уровни психики являются самыми тонкими и «трудноуловимыми» для обычного восприятия. В то время как низшие - наигрубейшими, наиболее заметными и поддающимися оценке. Быт и сознание человека определяются тем уровнем, с которым он больше всего привык себя отождествлять, т.е на котором больше всего привык жить. Рассмотрим уровни психомира более детально, чтобы понять сущность и предназначение каждого из них.

ИСТИННОЕ ЭГО - это изначальная чистая личность каждого живого существа. Через него все получают осознание своей индивидуальности. Истинное эго духовно. И потому для него реально Сверхсознание (как Верховная Личность), реальны отношения с ней. Данный уровень пробуждает в нас три основных желания: 1) служить Верховной Личности и себе подобным, 2) наслаждать Верховную Личность и себе подобных, 3) все отдать Верховной Личности и себе подобным.Проявления истинного эго в поведении личности можно заметить по наличию у человека определенных качеств (доброта, сострадание, терпение, внутренняя чистота, отзывчивость и прочие). Удел истинного эго – духовное существование. И сущностью духовной жизни является истинное, духовное наслаждение. (Это наслаждение возможно благодаря энергии любви к Верховной Личности, на санскрите («бхакти»). Получить его можно только реализуя три устремления духа. Однако в материальном мире практически у каждого истинное эго затемнено материей. И в первую очередь его скрывает ложное эго.   

ЛОЖНОЕ ЭГО – тончайшее материальное покрытие духовного начала личности. Благодаря этому покрытию духовная душа может существовать в материальном мире. Ложное эго оскверняет изначальные стремления живого существа и порождает противоречивые желания: 1) господствовать над себе подобными и окружающим миром, подчинить себе все и вся; 2) наслаждать самого себя за счет себе подобных и окружающего мира; 3) взять все, что можно использовать для собственного наслаждения. Так происходит трансформация изначально чистой потенции наслаждения живого существа. Если в чистых духовных отношениях личность наслаждается служением другим, то в материальной жизни оно отделяется и стремится к самодостаточности. Энергия любви к Изначальному Творцу превращается в «каму», вожделение. (Самым главным проявлением ложного эго в человеке, является забвение Бога и всего, что с ним связано.) Ложное эго порождает эгоизм (или индивидуализм) во всех его многочисленных формах. Индивидуализм (от франц. «individualisme») - это тип мировоззрения выражающийся, как абсолютизация позиции отдельного человека в его противопоставлении себя всему окружающему. Вместе с желанием наслаждаться, ложное эго приносит страдания, поскольку такое желание наслаждаться отдельно от Верховной Личности не естественно. В материальном мире индивидуализм (эгоизм) проявляется повсюду, нет места, где бы мы не находили его. Поэтому в мире нет ни одного места, где бы мы не находили страданий.

Согласно ведической литературе, истинное и ложное «я» являются столпами, поддерживающими все остальные уровни психомира человека. В зависимости от того, чем человек будет руководствоваться – истинным или ложным эго – разум, ум и чувства могут быть с равным успехом использованы как в материальной жизни (при выборе ложного эго), так и в духовной (при выборе своего истинного я). Обратимся к рассмотрению функциональных уровней психики.

РАЗУМ (синоним - "ИНТЕЛЛЕКТ", от латинского "intellectus" — "понимание, разум").- это высший функциональный уровень психомира человека, дающий способность абстрактного мышления и рационального познания. Разум позволяет нам осознанно познавать окружающий мир. Ему присущи две основные функции: 1) память; и 2) дискриминация (или, говоря иначе, "функция отличения-разграничения"). Следовательно, если у личности недостаточно развит разум, об этом говорят две вещи: у нее, как правило, плохая память, и она не может проводить грань между объективно благоприятным и неблагоприятным для нее. Человек должен стремиться соприкасаться с объективно благоприятными для него объектами. ( Только разум с его способностью дискриминировать все на положительное и отрицательное, а так же запоминать характер соприкосновений с окружающим миром может дать понимание.) Важно так же всегда помнить, что руководство «истинным эго» объективно благоприятно для человека, и его определяет главенство разума, а господство ума в поведении указывает на преобладание «ложного я» личности.

УМ – это средний функциональный уровень психоструктуры человека, участвующий в низшей психической деятельности индивида. Его основные функции таковы:1) размышление; 2) ощущение; 3) волеизъявление. Находясь на уровне ума, человек является "высшим животным". Простые и прагматические умозаключения; несовершенные ощущения, приносимые органами чувств, и формирование желаний - вот характеристики этого уровня. (Многим покажется странным, что именно ум дает нам ощущения, однако это так - органы чувств (как слагаемые грубоматериального тела) и чувства (как слагаемые тонкоматериального тела, поля) будут лишь бесполезными проводниками, если отсутствует уровень, куда они передают полученные извне вибрации - ум.) Современное общество более склонно руководствоваться умом. ( Иллюстрацией этого будет, например, реклама табачных изделий, где 90% информационного поля занимает красочная рекламная картинка, и только 10%,расположенных в самом низу рекламного плаката, надпись «Минздрав предупреждает – курение опасного для вашего здоровья»). Красочная картинка – это пища для нашего спящего ума, обусловленного пристрастиями. А надпись маленькими буквами, которую почти никто не читает, – голос разума, напоминающий о реальном.) По своей природе ум очень близок к чувствам, и Веды называют его «шестым чувством».

ЧУВСТВА – это низший функциональный уровень психомира человека, связующий органы чувств и ум, передающий внешние вибрации в высшие уровни психической иерархии личности. Как известно, существует пять основных чувств: 1) зрение; 2) слух; 3) осязание; 4) обоняние; 5) вкус. Все они отражают индивидуальность человека – каждая личность определенным образом слышит, осязает, ощущает запах, видит, дорожит строго определенным видом пищи (поэтому неслучайно, например, можно услышать такое выражение как «угол зрения»).

Все три функциональных элемента психоструктуры личности (разум, ум и чувства), а так же ложное эго относятся к ее тонкоматериальному (полевому) телу. Современная наука пока только приближается к их исследованию на физическом уровне. И поныне их разграничение в исследовательских кругах проводится лишь благодаря работам философов (например, Канта). Что же более всего из психомира человека хорошо изучено нашей наукой так это органы чувств. Это самый грубый элемент тела и потому он более относим к физиологии, чем к психологии. Однако живое существо не сможет действовать только в одном тонком теле – ему необходимы посредники для соприкосновения с грубоматериальным миром.      

ОРГАНЫ ЧУВСТВ – это составляющие грубоматериального тела человека, непосредственно воспринимающих внешние вибрации и передающие их чувствам. Можно говорить о пяти органах чувств: 1) глаза; 2) уши; 3) различные виды покровных тканей; 4) нос; 5) язык. Посредством органов чувств мы вступаем во взаимодействие с ОБЪЕКТАМИ ЧУВСТВ, предметами окружающего мира (как одушевленными, так и неодушевленными). (Соответственно от состояния органов чувств зависит все наше восприятие грубоматериального мира.)

Итак, перед нами воссоздана древняя (но не утратившая актуальности и поныне) картина психомира человека (см. таблицу).

Внешний мир первоначально воспринимается нашими чувствами посредством их органов, затем информация передается в ум (где проходит определенную переработку), затем в интеллект, потом – в «ложное эго» человека, и, наконец, – в истинное «я» личности. 

 Существует и обратный процесс. Как уже говорилось, все отличие между разными людьми в том, какой из элементов их психоструктуры преобладает в их деятельности. (Каждый из нас в тех или иных ситуациях находится под преобладающим влиянием своего истинного или ложного эго, интеллекта или ума, однако при главенстве одного элемента ни в коей мере нельзя полностью исключать деятельность и влияние иных).

Подведем итоги. Как показывает практика, во все времена главной проблемой человека было подчинение ума и чувств интеллекту, и уже посредством этого подчинение своего «ложного эго» истинному. Нынешний человек, так же склонен более руководствоваться умом и чувствами, чем разумом, что приводит его к саморазрушению и деградации. Опасность господства ума заключена в том, что воля личности в данном случае зависит лишь от соответствия чего-либо «чувственным предпочтениям» – функции, которую осуществляет ум. Помимо этого, оскверненное вожделением живое существо, руководствуясь умом, расшатывает свою психику. С одной стороны, поток информации, передаваемой чувствами неиссякаем, и последние стремятся к возрастающему соприкосновению с объектами чувств, а так же увеличением их числа. С другой стороны - ум и чувства зачастую стремятся к неблагоприятным для человека предметам, и это стремление так же разрушительно. Необходимо придерживаться единых для всех норм, следуя которым человек может называться человеком. Они таковы:1) необходимо подчинить свое «ложного эго» (направленное на разрушение) истинному «я» (обладающему созидающей природой). 2) жизненно важен контроль ума (которым человек управляет чувствами) при помощи разума (интеллекта), имеющего более высшую природу и менее склонного быть введенным в заблуждение.

Веды утверждают, что ум сильнее чувств, разум сильнее ума, ложное эго сильнее разума, но духовная душа сильнее всего. Почему бы нам не убедиться в этом на собственном опыте и не сделать всю жизнь более счастливой? Ответ за вами, дорогой читатель...

 

Михаил Долбоносов

 

 

. Но если в отношении методов облегчения психологического положения человека большинство специалистов более-менее едины в своих рекомендациях, то, что касается объекта применения таких методов в научных кругах нет единого мнения. 

высокому уровню научности которой в последнее время отдает дань все больш

Прочие элементы психоструктуры личности имеют лишь функциональное назначение. ее число ученых.       



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.