Название
приёма
| Исторические факты,
излагаемые приёмом
| Действия,
входящие в состав приёма
| Средства
обучения,
используемые в сочетании с приёмом
| Роль приёма в организации познавательной деятельности и формировании исторических знаний
|
Приёмы повествования
|
1.Сюжетное повествование
| Главные факты. Неповторимые события политической жизни общества; военные сражения, события военных действий.
| Все приёмы повествования передают развитие единичных событий или типичных явлений во времени и пространстве. Воссоздают живой, динамично развивающийся образ событий. Изложение ведётся по сюжетной линии.
| Учебные событийные картины, аппликации, схемы.
| Создаёт историческое представление о событии, активизирует внимание, вызывает интерес, эмоциональное сопереживание (эмпатию), развивает воображение.
|
2. Конспективное повествование
| Неглавные факты урока. События политической жизни; военные сражения и события социальных движений, которые дополняют или связывают между собой главные факты.
| Краткая, лишённая образности информация о развитии исторического события или явления в условиях определённого места и времени.
| Исторические карты, схемы, графики.
| Помогает понять процесс развития. Развивает логическую память.
|
3. Простое информативное сообщение
| Неглавные факты урока, например, перечисление мест и дат событий.
| Перечисление фактов, дат, имён, географических мест, взаимосвязанных друг с другом и с главными фактами урока.
| Исторические карты, календари событий.
| В соответствии с главными фактами содействует созданию целостных картин изучаемых явлений и событий общественной жизни. Развивает память.
|
Приёмы описания
|
Название
приёма
| Исторические факты,
излагаемые приёмом
| Действия,
входящие в состав приёма
| Средства
обучения,
используемые в сочетании с приёмом
| Роль приёма в организации познавательной деятельности и формировании исторических знаний
|
4. Картинное описание
| Главные факты урока: типичные явления экономической, социально-полити-ческой и культурной жизни общества. Природные условия стран и мест, где происходили события, излагаемые как главные факты урока.
| Описания, образно воссоздавая факт, не показывают его развитие. Воссоздание образа относительно статичного исторического факта с соблюдением единства времени, места и действия.
| Документальные фотографии местности. Монументальные памятники и памятные места. Реконструкции исторических памятников. Изображения исторических объектов. Локальные схемы. Документы, беллетристика.
| Создаёт относительно статичные исторические представления (основа формирования понятий и знания теоретических выводов). Активизирует внимание и мышление. Вызывает эмоциональное сопереживание. Развивает воссоздающее воображение.
|
5. Аналитическое описание
| Главные факты урока. Объекты материальной культуры: орудия труда, оружие, памятники архитектуры. Устройство аппарата гос. власти.
| Описание составных частей, деталей исторического объекта, их взаимодействия и назначения.
| Документальные изображения объектов материальной культуры (фото, рисунки). Макеты, модели, муляжи. Схемы, чертежи, изображающие устройство предметов.
| Создаёт детализированные исторические представления. Активизирует внимание, вызывает интерес к теме. Содействует осмыслению изучаемого, исторического воображения.
|
6. Портретное описание
| Главные факты урока. Выдающиеся исторические личности.
| С помощью фактов о действиях личности, её высказываний, портретного изображения, биографических сведений, создаётся образ исторического деятеля.
| Портреты, фотографии исторических деятелей. Документы. Описания исторических деятелей из художественной и научно-популярной литературы. Карикатуры. Учебные памятки.
| Создаёт живые представления о исторических деятелях.
|
| | | | | | |