|
|||
Серебряные струны русской души»«Серебряные струны русской души» Часть 1 «Балалайка»
Балалайка, балалайка очень весело поет Балалайка, балалайка созывает весь народ. Три волшебные струны серебристы и стройны. Как зальются, зазвенят хоть кого развеселят Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая… Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький. П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты». Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения. Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить. Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны Балалайка обладает богатыми акустическими, исполнительскими и художественными достоинствами. Звучит она негромко, мягко, но очень звонко. Тембр у инструмента камерный, нежный, сокровенный и отличается теплотой и трепетностью. Источник звука на балалайке - сильно натянутые гибкие струны, зажимая которые на ладах пальцами левой руки, исполнитель получает нужную высоту звука. Основное звукоизвлечение - это удары и защипывание струн, которые при различных вариантах преобразуются в исполнительские приемы, используемые балалаечниками: пиццикато - одинарное и двойное, бряцание, дробь, тремоло и вибрато. У инструмента всего три струны, которые настраиваются необычным образом. Две нижние струны звучат одинаково - звук «ми» первой октавы, а верхняя - на кварту выше, то есть звук «ля». Диапазон балалайки от «ми» первой октавы до «до» четвертой.
Интересные факты:
Балалайка - это инструмент, который красиво звучит только тогда, когда сделан опытным мастером, хорошо знающим свое дело. Современный инструмент, длина которого в общей сложности составляет от 60 до 70 см., изготавливается из древесины сосны и состоит в общей сложности из 70 деталей. Балалайка имеет три основные части - кузов, гриф и деку:
Семейство балалаек имеет пять видов инструментов:
Усовершенствованная в конце 19 века любителем и знатоком народной музыки В. Андреевым и коллективом его сподвижников, балалайка стала использоваться профессионалами–музыкантами не только как сольный инструмент, но также ансамблевый, а затем и оркестровый. Создавались различные коллективы, которые своими концертными выступлениями способствовали признанию балалайки и продвижению её в массы. Поначалу балалаечный репертуар не отличался своей оригинальностью, музыканты исполняли в основном различные переложения из классической музыкальной литературы. С ростом популярности инструмента ситуация сильно изменилась, такие композиторы как М. Ипполитов-Иванов, Н. Речменский, Ю. Шишаков, Н. Василенко, Н. Будашкин и другие создают для балалайки интересный репертуар, в который входят концерты, сонаты, сюиты и другие произведения крупной формы. К сожалению, балалайка сегодня не пользуется большой популярностью и интерес к ней проявляет только узкий круг почитателей, которые увлекаются народной музыкой. Но нельзя забывать тех людей, которые внесли неоценимый вклад в усовершенствование этого инструмента и развитие его исполнительской школы. Самыми первыми, кто вывел балалайку, еще тогда не претерпевшую значительных изменений, на концертную сцену были: И. Хандошкин, Н. Лавров, И. Яблочкин, М. Хрунов, Н. Лавров, В. Радивилов. Виртуозным исполнением уже на усовершенствованной балалайке своих слушателей радовали: В. Андреев, Б. Трояновский, М. Рожков, В. Конов, М. Данилов, П. Нечепоренко, А. Шалов, Н. Осипов, Д. Калинин. В настоящее время наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для поддержания популярности балалайки на родине и за ее пределами, являются А. Горбачев, В. Конов, В. Болдырев, В. Зажигин, И. Безотосный, М. Сенчуров, Е. Быков, Ю. Шутов, А. Архиповский (балалаечный Паганини) и другие. Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры - вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.
|
|||
|