Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Использование занимательного материала в развитии количественных представлений, умений считать и различать цифры»



 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» с. Ижма

Занимательная математика

(разработка для педагогов по использованию занимательного материала

в развитии количественных представлений, умений считать и различать цифры)

 

 

  Разработала: Беляева Н.Ф., старший воспитатель                                                                                                                                                                                                                                             МБДОУ «Детский сад №3» с. Ижма  

 

2018 год

 

 

«Использование занимательного материала в развитии количественных представлений, умений считать и различать цифры»

1. Характеристика художественного слова. К художественному слову относятся все фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, скороговорки, сказки, а также авторские рассказы, стихотворения, современные сказки математического содержания для дошкольников, рифмованные задачи.

Требования к отбору художественного произведения – доступность, увлекательность, развивающее и воспитывающее воздействие.

Наряду с приобщением детей к устному народному творчеству, формированием любви к родному языку, художественные произведения позволяют дать детям знания об окружающем мире, развивать ум, способность логически мыслить. С помощью художественного слова повышается интерес детей к обучению, их активность, самостоятельность, создается положительный эмоциональный фон на занятии. Во время обучения дети получают дополнительную информацию о временах года, их последовательности, о счете, числах, цифрах и т.д.

Художественное слово можно использовать во всех возрастных группах для решения программных задач по математике  и во всех видах детской деятельности.

 

     2. Использование математических игр и упражнений.  У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается. Обучение через игру не только интересно и увлекательно, но и способствует постепенному переносу интереса с игровой на учебную деятельность. У детей появляется интерес к тому, что изучается.

В дошкольном возрасте с целью развития мышления используются различные виды  математических игр и упражнений. Обучающие логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний. Математические игры и упражнения формируют у детей умение воссоздавать, комбинировать, преобразовывать, пользоваться символикой, сравнивать, вычленять закономерности чередования и следования, обобщать по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки. Также широко используются в детских садах сюжетно-дидактические игры. В сюжетно-дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа, о цифрах. Дети производят измерения и на их основе сравнивают множества, величины и т.д. Тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. Играя в профессии, дети постигают не только смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся  выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. В играх проявляются самостоятельность и инициатива детей, формируется интерес к количественной стороне деятельности. Дети осознают практическую роль математики в повседневной жизни. Сюжетно-дидактические игры оказывают положительное влияние на дальнейшее усвоение детьми математики в школе. Принципы организации сюжетно-дидактических игр - ознакомление с деятельностью взрослых, в которую входят действия счета, измерения и т.д.; подражание  детьми деятельности взрослых в сюжете и содержании игр; организация коллективных игр, привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия, но и учет индивидуальных особенностей детей;

- партнерское отношение воспитателя и детей в игре.

 

№ п/п вид подвид примеры методы и приемы работы

1.

Художественное слово

1.1. стихотворения С .Я. Маршак « Давайте познакомимся» (Вот один иль единица. Очень тонкая, как спица. А вот это цифра два, полюбуйся, какова………) С.Я. Маршак «Десять рассказов» (В задачнике жили. один да один. Пошли они драться. Один на один. Но скоро один. Зачеркнул одного….) В. Данько «ЕДИНИЦА-ОЗОРНИЦА» (Волшебная арифметика(Единица по странице шла, шла, шла, шла. И ещё одну нашла. Ухватила бойко, превратила в Двойку! В длинношеего гуся !Сказка тут ещё не вся…..) В. Данько «Единица» (Начинаем представленье, детворе на удивленье! Познакомимся друзья, единица –это я!......)  В. Тёмкина « Две сестрицы» (Жили были две сестрицы,две веселых озорницы. Мама сказала двум дочерям: -Пойдете в лес, наберите ягод там! Я пирог Вам испеку….) С. Я. Маршак «Светофор» ( Три цвета есть у светофора. Они понятны для шофера. Красный свет - проезда нет. Желтый -будь готов к пути. А зеленый свет - кати!»     – чтение, после чтения, разъяснение трудных слов – обсуждение, - cравнение предметов; -повторное  чтение, повторение новых слов; - вопросы – ответы; -проговаривание вместе с детьми в режимных или игровых моментах; - слушание записи и/или  просмотр мультфильмов;  - рассматривание иллюстрации, масок- цифр, - показ на фланелеграфе или на магнитной доске, карточки с цифрами должны быть доступны детям -рисование или лепка цифр. -  применение дидактической игры «Математические бусы» и т.д.  
1.2. сказки Г. Браиловская «Одна земляника», П. Леванова « Сказка про трех друзей», В. Герасимов «Золотая арфа», К. Попова «Сказка о том, как кошка-мама потеряла своих котят».     – чтение сказки; - беседа после чтения – вопросы к детям, пояснение;  - рассматривание иллюстрации, фигуры на фланелеграфе или магнитной доске по сказке  доступный детям в РППС для самостоятельной и совместной деятельности; - демонстрация сказки; - использование приема «Придумай конец сказки»    
1.3. пословицы Один ум хорошо, а два лучше. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Как две капли воды. Не узнавай друга в три дня -узнавай в три года. Конь на четырех ногах и то спотыкается. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один отрежь. – чтение пословицы, - беседа (обсуждение) после чтения, разъяснение более детально; - упражнение – многократное повторение с детьми, использование пословиц в режимных моментах; - постановка проблемы; - рассматривание иллюстрации или нарисованных фигур на фланелеграф или магнитную доску всегда должны быть доступны в РППС; – составление к пословицам  схем, пиктограмм; – появление игрушек для обыгрывания пословиц, применение в играх  
1.4. загадки Два братца в воду глядят. Век не сойдутся (Берега)   У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня (Светофор)   Четыре крыла, а не птица. Крыльями машет, а не с места (мельница)   Пять ступенек – лесенка. На ступеньках – песенка( Ноты).   - чтение; - обсуждение после чтения; – вопросы к детям; - детальное объяснение и отгадывание;  - рассматривание иллюстрации; – совместное составление к загадкам схем,  - использование  схем, мнемотаблиц при отгадывании загадок; - подбор ответов (схожих картинок) к загадке,  -упражнение – многократное повторение; -продуктивная деятельность – рисунки, лепка и т.д.   – появление «Бабушки-загадушки» или игрушек.    
1.5. считалки Считалка от 1 до 10 Раз, два, три, четыре, пять, Научились мы считать. Ну а дальше мы не знаем, Может, вместе посчитаем? Шесть – конфеты любим есть, Семь – мы помогаем всем, Восемь – мы друзей в беде не бросим. Девять – дружить умеем мы  на пять, Десять – кончили считать. Считалочка про апельсин Мы делили апельсин, много нас, а он один. Одна долька - для ежа, А вторая - для стрижа, Третья долька - для утят, А четвертая - для котят, Пятая долька - для бобра, А для волка - кожура. Он сердит, но не беда!!! Мы поделимся друзья!   Птицы Начинается считалка, На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей.   - чтение; - беседа после чтения – вопросы к детям, пояснение; - повторное проговаривание, - заучивание; - рассматривание  иллюстрации, схем; во время считалки         (подсказка детям); -использование масок, игрушек, персонажей для обыгрывания считалки; – использование считалок при режимных моментах; -продуктивная  деятельность – рисование с детьми; - выполнение движений; - постановка проблемы….    
1.6. физкультминутки «Две лягушки» Видим, скачут по опушке Две весёлые лягушки, Прыг-скок, прыг-скок Прыгать с пятки на носок На болоте две подружки Две зелёные лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали Ручками хлопали Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались Вот здоровья в чём секрет Всем друзьям физкультпривет!!!     Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим.   Раз, два - стоит ракета. Три, четыре – самолет. Раз, два –хлопок в ладоши, А потом на каждый счет. Раз, два, три, четыре – Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре – И на месте походили.     -чтение, обсуждение после чтения – вопросы к детям, пояснение, повторение новых слов, разучивание   - рассматривание  иллюстрации, слайдов, использование схем во время физкультминуток (подсказка детям). – выполнение движений под текст;   – появление игрушек, персонажей; - создание проблемной ситуации  
1.7. занимательные вопросы Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего (Двое)   Сидят три белки на ветках, против каждой белки две белки. Сколько их всего? (Три)   Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? ( Один самосвал)   На столе четыре яблока. Одно разрезали пополам. Сколько, яблок на столе? ( Четыре) -чтение; - детальное объяснение; - вопросы к детям; - повторение новых слов; - рассматривание картин  или схем (подсказка детям). – совместное  составление схем с детьми; - появление игрушек (Незнайка) и других персонажей для постановки проблемы, мотивации  

2.

Математические игры и упражнения

2.1. на сравнение количества предметов Обучение детей сравнению  количества предметов ведется пошагово: 1 – обучение приему наложения (накладывания элементов одного множества на элементы другого множества). Это способствует выделению каждого элемента множества и учит видеть границы множества. Упражнение «Украсим елочки» На доске 5 елочек, на подносе – 7 звездочек. Воспитатель спрашивает: «Что находится на доске?  (Елочки), Сколько?» (Много.)  «Ребята скоро праздник Новый год украсим наши елочки  для красоты, каждую елочку украсим звездочкой. Будем накладывать звездочки на елочки. Возьмем столько звездочек, сколько елочек». Показываем детям прием наложения и закрепляем «Сколько елочек, столько и звездочек. Звездочек столько, сколько елочек. Их поровну». Дети выполняют   воспитатель обращает внимание на то, что предметы надо брать правой рукой и раскладывать их слева направо, а также на то, что могут остаться лишние предметы (показывает лишние звездочки). В. уточняет: «Надо взять столько звездочек, сколько елочек» 2 – обучение приему приложения (раскладывание элементов одного множества под, над, рядом с элементами другого множества).  Упражнение «Подбери пару» На полоске 5 блюдец, на подносе – 7 чашек. Закрепляется прием наложения, воспитатель предлагает положить столько чашек, сколько блюдец на карточке. После выполнения задания воспитатель показывает, как надо положить чашки, чтобы они оказались точно над блюдцами. Закрепляем с детьми «Сколько чашек стало?» Чашек стало столько, сколько и блюдец. Поровну. Рекомендуется поупражняться индивидуальнос раздаточным материалом -используются карточки с двумя полосками: на верхней полоске нарисованы предметы, нижняя полоска пустая. Вопросы и задания аналогичны объяснению. 3– обучение сравнению неравных множеств. Упражнение «Шарик улетел» На наборном полотне устанавливается два равных множества. Детям задаются вопросы: «Что?», «Сколько?», «Что можно сказать о количестве зайчиков и шариков?» (Поровну, столько-сколько, одинаковое (равное) количество.) Один шарик улетел (убирается один шарик). Воспитатель спрашивает: «Что изменилось?». «Теперь нельзя сказать, что их поровну,  у одного зайчика нет шарика. Зайчиков больше, чем шариков; шариков меньше, чем  зайчиков». Воспитатель предлагает зайчику поискать шарик ( убирает зайчика): «А теперь что можно сказать? (Поровну, столько шариков –сколько зайчиков.) Демонстрируется второй прием образования равных множеств (путем добавления одного предмета).   М.п. игра «Медведь и пчелы» (2 младшая группа) Цель – закрепляем с детьми понятия «один», «много». Упражняем в составлении множества из отдельных предметов. Развиваем мышление. Пособие - маски медведя и пчел. Содержание- Дети в своих домиках –ульях. Воспитатель обращает внимания «Таня –пчелка, Лена – пчелка….». Сколько у нас пчелок? (Много). Выходит медведь ребенок, уточняет воспитатель сколько медведей? (Один). Медведь уходит спать, а пчелки летают. жужжат, мешают ему спать. Он встает пчелки испугались и по ульям разлетелись. Было пчелок много, а сейчас в каждом домике одна пчела. Сколько в каждом домике пчелок? (Одна).     - детальное объяснение  с показом приемов наложения и приложения, сравнения неравных множеств; - повторение новых слов; - вопросы педагога – ответы детей; -  рассматривание картин, предметов, моделей, сравнение моделей; - совместное моделирование количественных отношений; - применять упражнение в режимных моментах – сервировка стола, сколько пуговиц столько и петель; - закрепление математических понятий в повседневной жизни; - упражнения по карточкам (карточки с блюдцами + чашки на подносе, елочки и звездочки, картонные зайчики и шарики); – появление сказочных персонажей или  игрушек, постановка или обыгрывание проблемных ситуации; -  - использование палочек Кьюзенера - четкое объяснение правила игры,                  - разъяснение детям по ходу игры как составляется группа предметов из отдельных однородных предметов; - применение художественного слова – стишок, - рассматривание масок, картин, фотографии детей в процессе игры; – упражнение - по карточкам (многократное повторение умственных действий заданного содержания); – превращение в сказочных персонажей и процесс игры  
2.2. на развитие умений количественного счета     Дидактическая игра: «Найди столько же» ( старший возраст) Цель - учить детей количественному счету, называть числа по порядку, указывая на предметы, упражнять относить последнее число ко всем пересчитанным предметам. Развиваем речь детей, развиваем способность сравнивать. Пособия - различные группы предметов и игрушек по несколько штук Содержание -  на столе расставлены игрушки по 2, 3, 4,5. Воспитатель предлагает детям взять числовые карточки и найти столько же игрушек, сколько кружков изображено на карточке. Игра усложняется на карточках вместо кружков  цифры, и ребенок находит нужное количество игрушек по указанной цифре. Можно организовать детей малыми группами и давать одно задание тройке детей, что создает соревновательный характер игры. Дидактическая подвижная игра «Флажки» Цель - учить детей количественному счету, называть числа по порядку. Активизировать в речи детей числительные. Пособия – флажки Содержание – игроки встают в круг, каждый держит в руке флажок. Первый играющий говорит «один», передает свой флажок соседу, они вместе говорят «два», второй передает оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т.д. Упражнение «Сосчитай игрушки на елке» Цель - учить детей количественному счету, называть числа по порядку, упражнять относить последнее число ко всем пересчитанным предметам, развиваем способность сравнивать. Пособия – картина «Новогодняя елочка» Содержание – Ребята, кто посчитает, сколько шариков изображено на елке, а сколько шишек, зайчиков, белочек и т.д.   - объяснение детям, как согласовываются  существительные с числительными в роде, числе, падеже, - разъяснение правила игры; - закрепление в процессе счета называть только числительное, именовать лишь итоговое число («Один, два, три. Всего три….»); - повторение новых слов; - наблюдение за показом действий воспитателя,  рассматривание картины, игрушек и предметов; – работа с числовыми карточками; – постановка проблемы; - рассматривание картины, предметов; - передача игрового сюжета; - выполнение движений – передача предмета; - постановка проблемы; - организовать сюжетно-.дидактические игры «Магазин», «Детский сад», «Строители» и т.д..
2.3. на развитие умений считать по порядку Игра «Машины поехали на заправку» ( со средней группы) Цель: закреплять порядковый счет, правильно пользоваться порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Который (какой) по счету?»  Активизируем в речи детей слова «первая», «вторая» , «третья»…..                                  Пособие- игрушки одного вида с каким-либо отличительным признаком (три машинки одинакового размера, но разного цвета) или картинки – машинки на магнитной доске. Содержание: Ребята, сколько всего машинок? (Три). Какая по счету красная машинка? Как можно узнать?». «Для того чтобы узнать, на котором месте стоит красная машинка, надо посчитать, но по-другому. Я посчитаю, а вы послушайте. Первая, вторая, третья. Красная машинка третья по счету. Она стоит на третьем месте». Воспитатель переставляет машинки местами, спрашивает, на котором месте стоит та или иная машинка. Предлагает посчитать. Следит за согласованием числительного и существительного в роде, числе, падеже. Машины поехали на заправку, первой едет красная, второй – синяя, третьей – желтая. Воспитатель спрашивает: «Которая по счету желтая машинка? Которая красная? Проблемная ситуация - дорога на ремонте и дальше ехать нельзя, надо возвращаться  назад. Теперь желтая машинка едет первой и т.д. Упражнение «На прогулке»  или «Каким по счету стоит?» Цель: упражнять в порядковом счете. Активизируем в речи детей слова «первый», «второй» , «третий»…..                                  Пособие – детеныши животных (картон, бумага) от 3 до 10. Содержание - Воспитатель вывешивает животных  и предлагает детям, запомнить и пересчитывать вслух по порядку:  кто идет первым(щенок), вторым (котенок), третьим (козленок) и т. д. Воспитатель говорит козленок был очень любопытным и ускорил скорость и оказался? (Первым). А кто идет вторым? И т.д.  сюжет можно менять по ситуации в группе или по инициативе детей. - четкое объяснение детям как называется порядковый счет; - повторение новых слов; - вопросы – ответы - наблюдение за показом действий воспитателя,  - рассматривание картины, игрушек и предметов - постановка проблемы;    - применение упражнений во время режимных моментов, дети быстрее усваивают в повседневной жизни                          порядковый счет, закрепляем правильно использовать в речи порядковые числительные, отвечать на вопросы «Который (какой) по счету?» Дети наблюдают, в какой последовательности кто оделся, разделся, умылся, убрал рабочее место и т.д.  
2.4. на развитие умений считать при помощи различных анализаторов Игра «Чудесный мешочек» ( со средней группы) Цель: упражнять детей в счете на ощупь. Развиваем речь детей, правильно называть числительное к предметам «Один шарик, два шарика. Один кубик, два кубика….» Пособие: мешочек, 1 шарик, 1кубик – добавляются по мере усвоения материала 1 шарик, 2 кубика и т.д. Содержание: Ребенок на ощупь определяет, какие игрушки спрятались и сколько. По возрасту детей игра усложняется.   Упражнение «Сосчитай звуки» - воспитатель на музыкальном инструменте воспроизводит звуки, дети считают количество звуков и показывают пальцы или хлопают в ладоши, карточки с точками, карточки с цифрами. Ведущими также могут быть дети. -  объяснение детям правила игры, в процессе счета называть сколько предметов нащупали («Один, шарик и два кубика и т.д.»); - повторение новых слов; - постановка проблемы, не может достать посмотреть игрушку, можем только узнать на ощупь; - наблюдение за показом действий воспитателя и детей; - рассматривание игрушек и предметов; – работа с игрушками и музыкальным инструментом;  – появление героев и постановка мотивации (помочь им сосчитать предметы на ощупь)  
2.5. на развитие умений составлять число Упражнение «Найдите карточки состава чисел и сложите в коробки с цифрами» ( старший возраст) Цель- упражняем детей в составлении чисел, закрепляем разные варианты состава чисел. Развиваем мышление, воспитываем желание помочь окружающим. Содержание - Ребята, Незнайка в коробках перепутал карточки. Он не умеет правильно расставить в коробки с цифрами карточки состава чисел. Сколько коробок вы видите (три). А какие цифры на коробках (3,4,5).  Нам необходимо в коробку с цифрой 3сложить карточки состава числа 3 ( 1 звездочка еще 1 звездочка и еще 1 звездочка получится три звездочки, две звездочки и одна звездочка получится также три звездочки и т.д.) аналогично с остальными карточками.
   
 
 

 

 


 Словесные игры. Цель – упражнять  сравнивать и составлять числа . Развиваем мышление.

«Отгадай число» - назови число меньше 8, но больше 6, больше пяти , но меньше 9 и т.д.

«Кто быстрее назовет 3 (4,5) разных музыкальных инструмента»

«Узнай, какое число я составила, если скажу, что оно состоит из одной куклы, одной матрешки и одной машинки» ( Три) .

«Узнай, какое число я составила, если скажу, что оно состоитиз одной березы, одной рябины, одной осины, одной черемухи, одной ели» (Пять)

«Составь число 6 из разных игрушек. Как ты составил число? Из каких разных игрушек ты составил число 6?» и т.д.

- детально объяснить (со старшей группы)  состав числа из единиц в пределах пяти( начинаем с числа 2), в подготовительной группе – в пределах чисел второго пятка. - постановка проблемы; - мотивация - ставить перед детьми учебную задачу, указать пути решения данной задачи опираясь на объяснения. - наблюдение за показом действий воспитателя,  - обследование объекта; - рассматривание карточек, коробочек с цифрами, картин, рисунков; - упражнения  с числовыми карточками; - обсуждение в ходе работы- вопросы – ответы; - повторение математических понятий; - использование словесных игр во всех видах детской деятельности.    
  2.6. на развитие представлений о цифрах Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» ( подгот. Гр.) Цель: закрепляем умения пересчитывать предметы и обозначить их количество соответствующей цифрой. Развиваем мышление. Пособие- игрушки или картинки с предметами, карточки с цифрами. Содержание: Несколько групп предметов размещаются на доске, рядом ставят цифры. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет цифры местами или убирает из какой –либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Далее дети обнаруживают ошибку и исправляют разными способами.   Упражнение «Математические бусы». Цель – упражняем пользоваться цифрамикак условными знаками числа. Пособие- картонные «бусы» (кружочки)  на доске, на столе Содержание - ребенку предлагают вставить недостающие цифры от 0 до 9 или исправить последовательность цифр, заранее придумать проблемную ситуацию. Ребенок определяет, какой цифры не хватает, наводит порядок в ряду и недостающие  цифры ставит в бусинки или правильно расставляет в последовательности. - детальное объяснение детям что такое цифра. Цифра -это значок, который показывает число. Но значки могут быть разные. Н –р 1 елочка, ее  можем обозначить, числовой фигурой кружочками положив их перед собой столько же, сколько елочек. Число один мы обозначим цифрой 1. (Показывает карточку с цифрой 1.) Это цифра 1. Посмотрим, из каких частей она состоит -из короткой наклонной палочки слева и длинной палочки. Куда смотрит наклонная палочка? На что похожа цифра 1? Цифра 1 обозначает число один. Любой предмет, если он один, может быть обозначен этой цифрой. Сколько елочек на столе? (1)И цифра 1 и т.д. - вопросы – ответы; - использование   художественного слова;   - наблюдение за показом действий воспитателя,; -рассматривание картины с изображением цифр и предметов; – использование различных игровых моментов «Сосчитай сколько раз хлопнула и покажи число», «Сколько окон в групповой, покажи число» и т.д.  

 

 

Использовала литературу:

1. Вахрушева Л. Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. – Москва: Сфера, 2011. – с.59-69 или Вахрушева Л. Н. Познавательные сказки математического содержания для дошкольников. – Киров, 2001.

2. Веселый счет /сост. М.С. Лызлова. – Сыктывкар, 1990. – с.3-14, 43-63.

3. Волина В. Праздник числа. – М., 1993.

4. Гурьянова Ю.Ю. Математические игры и головоломки для малышей. М, 2007.

5. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. - М., 1992. – с.86-97, 115-185.

6.  Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.- с.5-9, 58-60.

7. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1987.

8. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. М., 200. -157с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.