Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для самостоятельной работы



Краткое содержание

Одна из важнейших философских проблем – это смысл человеческой жизни. Мыслители рассматривали этот вопрос и с позиций научного знания, и для того, чтобы познать самих себя. Человек является объектом исследования в медицине, биологии, психологии, лингвистике, истории. В чем специфика философского отношения к человеку? Для философии характерна самообращенность, всматривание и вслушивание человека в самого себя. В истории философии развиваются два подхода к изучению человека. Это анализ взаимоотношения бытия человека с внешним объективным миром и постижение внутреннего духовного мира человека. Раздел философии, изучающий человека, называется философской антропологией. Философская антропология в широком смысле означает учение о природе и сущности человека, в узком смысле – это современная философская школа (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер), которая сочетает в себе научное и ценностное видение проблем человека. Задача философской антропологии -- поиск ответов на вопросы: «Что такое человек?», «В чем смысл его существования?» Она выдвигает программу познания человека во всей его полноте. Основатель этой школы немецкий философ М. Шелер говорил, что философская антропология  - это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основе всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им, об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей». Смысл человеческого бытия проявляется через соотнесение человека с другими формами органического мира. М. Шелер убежден, что человек – естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда остается животным. Однако между человеком и остальным животным миром, по мнению М. Шелера, имеется существенное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность человека связывается М. Шелером с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. Поэтому человеческий дух предстает как объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию («априорное видение») и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Проблема смысла человеческого бытия в истории философии обозначается по-разному. В древности человек был микрокосмом в макрокосмосе, т. е. неразрывно связанным с природой. Начиная с Сократа и Конфуция, человек стал объектом специального философского исследования, его рассматривали как существо уникальное, как высшую ценность общества. Постоянное самопознание, поиск себя в этом мире – вот подлинный смысл жизни человека по Сократу. Эпикур акцентирует внимание на свободе и счастье. Отличительной чертой здесь является человеческая мудрость как умение жить в гармонии с Космосом. В средние века обратили внимание на внутреннее (духовное) бытие человека. Природа его раздвоена из-за первородного греха, это постоянный выбор между добром и злом. По Августину, душа независима от тела (она отождествляется с понятием человек). Человек - это образ и подобие Бога, поэтому у него есть возможности приобщения к божественной благодати. В эпоху Возрождения антропоцентризм стал главным принципом философского мышления. Были заложены зерна индивидуализма. Ренессанс обосновывал ценность человека в его земной жизни. А в Новое время возникло ощущение истории человеческого рода. Это было связано с социальными идеями Просвещения. Индивид мог обратиться к другому как к соучастнику, возникло отношение «Я – Ты», «Я – Мы» и «Мы – Мир». Человек исследовался с позиций механицизма. Главное в нем – его разумность, индивидуальность. Проблема человека обострилась в период, когда стало меняться прежнее представление о мироустройстве. Этот вопрос стал центральным для ряда философских и религиозных направлений XIX – XX вв. (Ницше, Ясперс, Сартр и др.). По их мнению, бытие человека изначально противоречиво, неоднозначно. В мире, который стал для него враждебным, наступает кризис человеческой культуры во многих сферах его бытия. В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно- философском исследовании, есть много идей ценных и для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. Это и неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное – личность, ее индивидуальность и неповторимость. Многие понятия нравственного учения Ницше вошли в философскую науку и в наш обыденный язык: «переоценка ценностей», «Сверхчеловек». Ницше верил в возможности самого человека – единственного творца и самого себя, и своей истории. По Ясперсу, человеком движут удивление, сомнение, чувство потерянности в мире, коммуникация, собственное бессилие. Отдельный человек сам по себе не может стать человеком, его сознание реально только в коммуникации с другим самобытием. В связи с обострением глобальных проблем вопрос о ценности человеческой жизни выдвигается на первый план. Этим занимается раздел философии о ценностях (аксиология). Ценностное отношение человека к миру, являясь самостоятельным аспектом его существования, входит в духовно-практическую деятельность людей. С помощью ценностей человек осознает окружающий мир и свое место в нем. XX век остро поставил проблему общечеловеческих ценностей, таких как ненасилие,

гармония с природой, справедливость. Говоря о природе и сущности человека, различают понятия «человек» и «личность». Понятие человек имеет три уровня: 1) человек как олицетворение человеческого рода; 2) человек конкретно-исторический; 3) человек как отдельно взятый индивид. Личность тоже трактуется по- разному: личность – это человек как социальное существо (материализм); как духовное, разумное существо (идеализм). Она всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим, поэтому она динамична. Русский философ Н. Бердяев, размышляя о человеке, писал, что «учение о человеке есть прежде всего учение о личности. Истинная антропология должна быть персоналистичной». Он подчеркивал характерную для русской философии идею, что личность является религиозно-духовной категорией. Понятие свобода является главным для человека. При этом должны соблюдаться ее пределы, иначе возникнет анархия и произвол, ведущие к насилию. Пределами свободы человека являются интересы другого индивид общества, а также природы как естественной основы существования социума. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т. д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведут к неминуемой деградации как личности, так и общества. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он живет.

Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей. Шелер говорил: «В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога». Философская антропология, обосновывая бытие человека, говорит, что человек – это живое противоречие. В человеке сосуществуют такие противоположности, как материальное и духовное, природное и культурное, свобода и несвобода, взлет и падение. Поэтому для изучения смысла человеческого бытия философы применяют такие различные понятия и подходы. Проблема человека развивается во времени, как и прежде еще будут попытки разгадать этот феномен.

Вопросы для самостоятельной работы

1. «Человек человеку волк» (Homo homini lupus est –лат.). Как вы понимаете это знаменитое изречение древнеримского поэта Плавта, повторенное английским философом Т. Гоббсом?

2. Сравните светский и религиозный антропоцентризм в русской философии XIX в.

3. Дайте обоснование происхождения человека по: 1) теории Ч. Дарвина; 2) теории божественного происхождения человека.

4. Способна ли философия раскрыть феномен человека?

Литература

Горелов, A.A. Основы философии [Электронный ресурс: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 18-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 320 с.

 

 

Выполненные ответы на данные вопросы оцениваются! Ответы записываем кратко (10 -15 предложений) и высылаем на электронную почту до 14.00 23.03

Заранее благодарю за понимание!

permiakova.luda@yandex.ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.