|
|||
Франсуа Мари ВольтерФрансуа Мари Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер является одним из самых известных представителей французского просвещения, французский философ. Вольтер (его псевдоним, а Франсуа Мари Аруэ – имя, данное при крещении) родился в 1694 году в Париже, в семье небогатого, но хорошо образованного чиновника. Отец выбрал для его образования Иезуитский колледж, но Вольтер предпочел заняться литературой. Прожив несколько лет в Англии, он начал увлекаться разными науками, в том числе политикой, философией, историей Европы и мира, литературой. Вернувшись из Англии, Вольтер пишет книгу под названием «Философские письма». Так началась его философская деятельность. Изучая литературу по данной теме, стоит подчеркнуть тот факт, что творчество Вольтера настолько полно отражало основные устремления времени, что весь XVIII век в то время ассоциировали с Вольтером. Известный французский писатель Виктор Мари Гюго писал о Вольтере: "Он был больше, чем человек. Он был веком" [1]. Исследователи обращают внимание, что Вольтер оказал огромное влияние на зарождение французского просвещения в России в конце XVIII века и на политику, т.к. вел переписки с влиятельными деятелями. Следует отметить, что философские рассуждения Вольтера до сих пор вызывают неугасающий интерес, как в России, так и за рубежом. Важное место в философии Вольтера занимает его отношение к религии и к богу. Следователи пишут, что Вольтера можно отнести к деистам. Вольтер однажды написал, что Бог не пускает в ход механизмы деятельности мира постоянно, он однажды повелел, Вселенная же подчиняется вечно. Примечательно, что Вольтер представляет Бога как "необходимое бытие, которое существует само по себе, но во много раз превосходящий нас, т.к. Бог совершает вещи, которые едва ли может понять простой человек. Стоит подчеркнуть, что Вольтер пишет, что существование бога не требует доказательств ("разум вынуждает нас его признать и лишь безумие отрешится к его определению"), но сам он всё же пытается их привести. Вольтер писал, что абсурдно, если "всё движение, порядок, жизнь - образовалась сама собой, вне какого бы то ни было замысла", чтобы "одно лишь движение создало разум", следовательно, Бог есть. Согласно рассуждениям Вольтера, Бог является не всемогущим, а просто самым могущественным; не абсолютным, а самым свободным. Вольтеровская концепция Бога определила философа к деистам [1]. В работах Вольтера прослеживается часто упоминания о религии. По мнению Вольтера, официальная религия отличается от истинной, а идеальная религия представляет собой религию, которая объединяет людей с Богом в награду за добро и разъединяет за преступления. Вольтер пишет свои мысли по поводу идеальной религии, которые гласят о том, что религия должна учить терпимости по отношению к остальным, быть единственной, способной превратить человеческий род в народ братьев, вдохновлять к общественным добродетелям, не разрешать узурпировать власть, которая способна превратить людей в тиранов. Вольтер считал, что именно этого не хватает христианской религии, которую он Вольтер считал единственно верной. Вольтер презирал фанатиков, он писал: "Всякий, кто скажет мне: "Думай как я или Бог тебя покарает", говорит мне: "думай как я или я тебя убью", в этой фразе заключается то, что источником фанатизма является чрезмерное суеверие. Рассуждая, он обращает внимание на то, что суеверный человек становится фанатиком, когда его толкают на любые злодейства во имя Господа [1]. Исследователи указывают на то, что суеверие для Вольтера - смесь фанатизма с мракобесием, а атеисты - большей частью смелые и заблуждающиеся учёные, хотя самого Вольтера больше относили к атеистам, чем к верующим. Вольтер считал, что атеисты были бы столь же зловещи для человечества, как и суеверные люди, но человеческий разум протягивает человеку спасительную руку в выборе между двумя этими чудищами. Таким образом, можно сделать вывод, что Вольтер превыше всего ценил разум и именно его считал основой всего. Анализируя наследие Вольтера, стоит отметить, что он писал о душе: он не согласен с утверждением о том, что человек состоит из двух сущностей - материи и духа, которые не имеют ничего общего между собой и соединены только благодаря воле Бога. По суждениям Вольтера, человек мыслит не душой, а телом, следовательно, душа смертна и не является субстанцией. Душа - это способность, свойства нашего организма. Мысли Вольтера о души приводят к тому, что Вольтер находится где-то между идеалистами и материалистами, т.к. его рассуждения не могут быть отнесены ни к одному, ни к другому направлению [2]. Исследователи, изучая творчество Вольтера, писали, что чувства у Вольтера занимали одну из значимых ролей в его рассуждениях об основных философских понятиях: идея, принципы, добро, свобода. Вольтер утверждал, что все обширные познания человека вытекают из единственной этой способности сочетать и упорядочивать, таким образом, человеческие идеи. Исследуя данную тему, стоит выделить, что основной целью Вольтера было изучать то, что ему доступно. Из данного суждения можно сделать вывод о том, что Вольтер изучал идеи, чувства, мышление, он пытался объяснить себе, как они взаимосвязаны, определив их источник. В своих работах французский философ упомянул о том, что вся человеческая жизнь состоит из удовольствий и страданий, которые даются человеку от Бога, потому что сам человек не может быть причиной собственных страданий. Хотя люди и считают, что всё делают справедливо и разумно, их поступками во всех случаях жизни руководит рутина; размышлению же они обычно предаются крайне редко, по особым случаям и, как правило, когда на него уже не осталось времени. Даже те действия, которые кажутся следствием воспитания и образованности ума, "Являются на самом деле инстинктами. Все люди ищут удовольствий, только те, кто имеет более грубые органы чувств, ищут ощущений, в которых душа не принимает участия; те же, кто обладает более утончёнными чувствами, стремятся к более изящным забавам. " Все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая "столь же необходима человеку, сколь кровь, текущая в его жилах", а соблюдение собственных интересов он считает двигателем жизни. Наше самолюбие "подсказывает нам уважение к самолюбию других людей. Закон направляет эту любовь к себе, религия её совершенствует". Может показаться, что Вольтер, вообще говоря, невысокого мнения о людях, так как все их поступки он объясняет низменными причинами, но, по-моему, он всё-таки прав. Ведь объясняя наши поступки стремлением к удовольствию, он не ставит его целью всей жизни [2]. Рассуждая о чувствах порядочности, Вольтер пытался убедить, что в каждом человеке заложено данное чувство. Рассматривая человека, как общественное существо, Вольтер пишет, что "человек не походит на других животных, имеющих лишь инстинкт любви к себе", для человека "характерна и естественная благожелательность, не замеченная у животных". Стоит обратить внимание, что философ подчеркивает тот факт, что зачастую у человека любовь к себе сильнее доброжелательности. Ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил. Ему необходимы законы, так как Вольтер считает, что благо общества является единственной мерой нравственного добра и зла, и удержать человека от совершения антиобщественных поступков может только боязнь кары законов. Тем не менее, Вольтер считает, что помимо законов необходима вера в Бога, хотя она и оказывает малое влияние на жизнь. По Вольтеру, существование общества атеистов маловероятно потому, что люди, не имеющие узды не способны к сосуществованию, т.к. законы бессильны против тайных преступлений. Вольтер писал о том, что необходимость веры не означает необходимость религии, он всегда разделял веру и религию. Анализируя о Боге и законах, Вольтер писал, что следует повиноваться не людям, но Богу. Обращая внимание на противоположное представление, он пишет о том, что повиноваться Богу означает следовать законам страны, но не следует забывать о том, что законы могут быть несовершенны или правитель может оказаться плохим. Вольтер всегда утверждал, что монарх не представляет собой Божьего помазанника, а почитать Бога в облике монарха является кощунством. Как факт, Вольтер не видел необходимости в существовании монарха, т.к. форма правления, принятая в Англии, была гораздо могущественнее, чем в родной Франции. Он выступал против революции во Франции и писал, что то, что в Англии становится революцией, в других странах является лишь мятежом. Итак, исходя из вышеизложенной информации и исследованной литературы, можно сделать вывод, что взгляды Вольтера в основном были весьма прогрессивны и новы для его времени, многие из них шли в разрез с общественным мнением. Вольтер одним из первых во Франции начал претворять в жизнь позитивную программу, заложенную Локком в сочинении "Опыт о человеческом разуме". Именно разум Вольтер считал основой всего и именно к нему он обращался, высказывая свою точку зрения и свои суждения. Вольтер не пытается разъяснить то, чего не в состоянии постигнуть разум. Может быть, поэтому его философские взгляды оказали огромное влияние на прогрессивно настроенные умы Европы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вольтер. Философские сочинения. Москва, Наука, 1989. 2. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. Москва, Просвещение, 1980.
|
|||
|