|
||||
музыка. органная музыка ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 музыка Культура -(арабское влияние) -французское, нидерландское, итальянское влияние -католицизм, мистическая религиозность
В музыке – больше итальянское влияние
К 13 ст. возникает множество песен-баллад (трубадуры). В 14-15 ст. жанр романса лидирует: лирический и эпический характер.
Вильянсико – народные песни с танцами. Из этого жанра появляются: сарабанда, фолия, серенада.
16 век - Рост профессиональной музыки, особенно инструментальной. Появляются пьесы для виуэлы: тьенто, диференсиас (вариационная форма), балеро. Развитие общеевропейской композиторской культуры. В период испанского возрождения: Очень развита музыкально-теоретическая сторона. Жанры органной музыки делятся на 2 сферы. Но грань между ними размыта:
---------------
Католич церковь – поет хор
Церковь аналогична итальянской. Количество органов в церкви – от 2 и выше.
Расположение органа: вокруг помещения для хора Два проспекта
· особенности органа
Орган
· Диапазон – около 4 октав · Количество мануалов – от 1 до 5 · «Короткая октава» · Разделение клавиатуры (бас и дискант) medio registro · Педаль (contras) – слабо развита · не характерны копулы (легкая трактура) · побочный мануал – cadereta · горизонтальные язычковые регистры!!
Регистры
принципалы – flautado! флейтовые (flautes) языки – lingueteria
обозначения обертонов по числу ступеней (docena – 12я –квинта 22/3) lleno – микстура и обозначение плено
декоративные регистры (ударные, фигуры – ангелов и мавров)
Характерные особенности органа: - расположение: В малой церкви: основной – западный балкон над входом. 2 фасада – Северный и Южный. - Механическая трактура, узкие клапана, легкое туше. - лобиальные – мягкие - мануалы – разделены на бахо и типлос (бас и дискант) – на ноте до и до# Разделение регистров на бас и дискант. - Диапозон клавиатуры продлевается до ФА контроктавы. Нижняя октава – короткая – без cis и dis - Педаль не развита, имеет двойные клавиши – располовиненные. 1-я половина – для аккомпанемента (передняя) 2-я половина – сольные регистры – для c.f. (задняя) - основа: Принципальные и флейтовые группы. Много аликвот, микстур, корнетов (с терцовом тоном) Много Терц. Языки – около 50% от всех регистров органа. Языки всевозможных видов, различных тембров. - В Португалии – язычковые и аликвотные микстуры. - Употребляются регистры птичьего пения – Vogelgesans, Pajaritos - Измерение футовости - Palmos (ладонь) 13 Palmus = 8 футов - Трубы разрисовываются.
органная музыка Композиторы: Хуан Бермудо (1510-1565) – францисканский монах. Работал под Севильей в Эсхе, образование – университет. Работал под руководством Кл. Меруло. Автор 3-х трактатов. 1549, 1555 гг, - публикует «Декларация о музыкальных инструментах», 1550 – музыкальный трактат «Искусство в 3-х видах» (переложения вокальной музыки, транспозиции, орнаментика и т.д.) В качестве приложения он дает 13 органных пьес (и свои, и произведения других композиторов).
Томас да Санта Мария (1515-1570) – работал в Санпабло. Мастер фантазий. 1565 – сборник произведений игры фантазии для клавиш, так и для виллуэлы.
Франсиско де Сото – первый клавесинист своей страны. Друг Антонио Кабесона. Служил при дворе Короля Филиппа II
Франсиско Пераса (1564-1598) – органист собора в Севилье Ввел много новшеств. Ввел в органную музыку фугу.
Херонимо Хименес (1654-1672) - - известен своими версетами, тьентосами.
Педро де Араухо – работал в Лиссабоне.
Франсиско Кореа де Араухо (1576- 1654) – родом из Севильи.1626 – автор трактата «теоретическо-практическая школа игры на органе» + сборники тьентос (70 пьес) «Искусство интерпретировать»
М. Родриго Коэлья – композитор нач. 17 ст. , Португалия. 1620 – сборник «Музыкальные цветы», главенствует вариационно-полифонический стиль.
Антонио де Кабесон (1510-1566). В его творчестве – вершина исполнительского развития музыки. Воспитал много исполнителей. Родился на севере Кастилье. В раннем детстве ослеп. Посвятил себя музыке с 18 лет – музыкант придворной камераты. Всю оставшуюся жизнь был при королях. Кабесон побывал во многих странах. Сделал много для развития английской вирджинальной музыки. Развивал вариационно-полифоничекую технику – обработка танцев. Писал для виуэлы, арфы и органа. Главенствует светское начало. Для органа – обработка католических гимнов, вариации, тьентос, месса.
Хуан Хосе Кабанильес (1646 - 1712) Работал в Валенсии. До нас дошло где-то около 300 его произведений. Жанр – вариации (диференсиас) и элевации. Токкатное развитие. Элевация – часть службы – вознесение Святых даров – причастие.
Пабло Бруно (1611-1679) – Родился в Дарокко. Работал в Сорогосе и в Дарокке. Наивысшая точка полифонического Испанского искусства.
Антонио Солер (1729-1783) – органист и клавесинист монастыря Эскориал.. Создает 6 концертов для 2-х органов. Его творчеством заканчивает Золотой век испанской музыки. Далее Испания теряет свое своеобразие
|
||||
|