Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





музыка. органная музыка



музыка

Культура

-(арабское влияние)

-французское, нидерландское, итальянское влияние

-католицизм, мистическая религиозность

 

В музыке – больше итальянское влияние

 

К 13 ст. возникает множество песен-баллад (трубадуры).

В 14-15 ст. жанр романса лидирует:  лирический и эпический характер.

 

Вильянсико – народные песни с танцами. Из этого жанра появляются: сарабанда, фолия, серенада.

 

16 век - Рост профессиональной музыки, особенно инструментальной.

Появляются пьесы для виуэлы: тьенто, диференсиас (вариационная форма), балеро.

Развитие общеевропейской композиторской культуры.

В период испанского возрождения:

Очень развита музыкально-теоретическая сторона.

Жанры органной музыки делятся на 2 сферы. Но грань между ними размыта:

 

церковная Версы Версеты Верситто Тьентос (имитационно-полиф. жанры.) музыка к мессам Фантазии светская диференсиас Обработки танцевальных пьес Боталии

 

 

---------------

 

Католич церковь – поет хор

 

Церковь аналогична итальянской.

Количество органов в церкви – от 2 и выше.

 

Расположение органа: вокруг помещения для хора

Два проспекта

 

· особенности органа

 


 

Орган

 

 

· Диапазон – около 4 октав

· Количество мануалов – от 1 до 5

· «Короткая октава»

· Разделение клавиатуры (бас и дискант) medio registro

· Педаль (contras) – слабо развита

· не характерны копулы (легкая трактура)

· побочный мануал – cadereta

· горизонтальные язычковые регистры!!

 

Регистры

 

принципалы – flautado!

флейтовые (flautes)

языки – lingueteria

 

обозначения обертонов по числу ступеней (docena – 12я –квинта 22/3)

lleno – микстура и обозначение плено

 

декоративные регистры (ударные, фигуры – ангелов и мавров)

 

 

Характерные особенности органа:

- расположение:

 В малой церкви: основной – западный балкон над входом.

2 фасада – Северный и Южный.

- Механическая трактура, узкие клапана, легкое туше.

- лобиальные – мягкие

- мануалы – разделены на бахо и типлос (бас и дискант) – на ноте до и до#

Разделение регистров на бас и дискант.

- Диапозон клавиатуры продлевается до ФА контроктавы.

Нижняя октава – короткая – без cis и dis

- Педаль не развита, имеет двойные клавиши – располовиненные.

1-я половина – для аккомпанемента (передняя)

2-я половина – сольные регистры – для c.f. (задняя)

- основа: Принципальные и флейтовые группы.

Много аликвот, микстур, корнетов (с терцовом тоном)

Много Терц. Языки – около 50% от всех регистров органа. Языки всевозможных видов, различных тембров.

- В Португалии – язычковые и аликвотные микстуры.

- Употребляются регистры птичьего пения – Vogelgesans, Pajaritos

- Измерение футовости - Palmos (ладонь)

13 Palmus = 8 футов

- Трубы разрисовываются.

 


 

 

органная музыка

Композиторы:

Хуан Бермудо (1510-1565) – францисканский монах. Работал под Севильей в Эсхе, образование – университет. Работал под руководством Кл. Меруло.

Автор 3-х трактатов. 1549, 1555 гг, - публикует «Декларация о музыкальных инструментах», 1550 – музыкальный трактат «Искусство в 3-х видах» (переложения вокальной музыки, транспозиции, орнаментика и т.д.)

В качестве приложения он дает 13 органных пьес (и свои, и произведения других композиторов).

 

Томас да Санта Мария (1515-1570) – работал в Санпабло. Мастер фантазий. 1565 – сборник произведений игры фантазии для клавиш, так и для виллуэлы.

 

       Франсиско де Сото – первый клавесинист своей страны. Друг Антонио Кабесона. Служил при дворе Короля Филиппа II

 

       Франсиско Пераса (1564-1598) – органист собора в Севилье

       Ввел много новшеств. Ввел в органную музыку фугу.

 

       Херонимо Хименес (1654-1672) - - известен своими версетами, тьентосами.

 

       Педро де Араухо – работал в Лиссабоне.

 

Франсиско Кореа де Араухо (1576- 1654) – родом из Севильи.1626 – автор трактата «теоретическо-практическая школа игры на органе» + сборники тьентос (70 пьес)

«Искусство интерпретировать»

 

       М. Родриго Коэлья – композитор нач. 17 ст. , Португалия.

       1620 – сборник «Музыкальные цветы», главенствует вариационно-полифонический стиль.

 

Антонио де Кабесон (1510-1566). В его творчестве – вершина исполнительского развития музыки. Воспитал много исполнителей.

Родился на севере Кастилье. В раннем детстве ослеп. Посвятил себя музыке с 18 лет – музыкант придворной камераты. Всю оставшуюся жизнь был при королях. Кабесон побывал во многих странах. Сделал много для развития английской вирджинальной музыки. Развивал вариационно-полифоничекую технику – обработка танцев.

Писал для виуэлы, арфы и органа. Главенствует светское начало. Для органа – обработка католических гимнов, вариации, тьентос, месса.

 

Хуан Хосе Кабанильес (1646 - 1712) Работал в Валенсии. До нас дошло где-то около 300 его произведений. Жанр – вариации (диференсиас) и элевации. Токкатное развитие.

Элевация – часть службы – вознесение Святых даров – причастие.

 

Пабло Бруно (1611-1679) – Родился в Дарокко. Работал в Сорогосе и в Дарокке. Наивысшая точка полифонического Испанского искусства.

 

Антонио Солер (1729-1783) – органист и клавесинист монастыря Эскориал.. Создает 6 концертов для 2-х органов.

Его творчеством заканчивает Золотой век испанской музыки. Далее Испания теряет свое своеобразие



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.