Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие общей моторики



 

Занятие 11. Звук и буква Т

Цели занятия:

Коррекционно-образователъные:

— познакомить детей со звуком и буквой Т;

— научить характеризовать звук Т по акусти­ческим и артикуляционным признакам, ана­лизировать прямые слоги.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— закреплять понятия: слог, слово, предложение;

— упражнять в выделении звука Т в конце и на­чале слов.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Т; буква Т, цвет­ные фишки для выкладывания звуковой схе­мы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход занятия

 1. Организационный момент.

Логопед: Вспомните слова, которые заканчивают­ся на звук Н. (Из занятия 10: банан, лимон и т.д.)

2. Развитие общей моторики

Мастера пустили в дело

Шагают на месте.

Иглы, ножницы, утюг.

«Шьют», «режут», «гладят».

За шитье взялись умело «Шьют».  
Много быстрых, Перекрестные движения ру-  
ловких рук. ками перед сабой.  
Получайте свой заказ! Предлагают заказ.  
Все по мерке. Движение руками от головы  
в самый раз. до ног.  

3. Развитие мелкой моторики. «Наперсток».

Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображае­мая иголка.
Пальцу больно, Пальцу колко. Иголка «шьет» и задевает кончик указательного паль­ца на левой руке.
А наперсток В тот же миг К девочке на пальчик Прыг! Дети делают правой рукой движение, как будто наде­вают на указательный па­лец левой руки наперсток.
Говорит иголке: -Шей, «Шьют».
А колоться ты не смей! М. Кульская Грозят указательным паль­чиком левой руки.

4. Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц. Передать эмоции: радость, удивление, восхище­ние и печаль.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— Спокойное открывание — закрывание рта.

— Удержание открытого рта под счет до пяти.

— Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней.

— «Болтушка» (языком).

7. Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыха­ния:

Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)

Шарик лопнул — выдыхаем. Наши мышцы расслабляем. Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма-а-а».

8. Объявление темы занятия.

Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец кует подкову, ударя­ет сильно молотком и при этом слышится звук Т. Со звуком Т мы сегодня и познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука

Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит сво­бодно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Т — согласный, обозначать мы его бу­дем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук Т: Т-т-т. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Звук Т — согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Логопед выставляет на доску пособие «Согласный звук» и подтверждает свои слова показом. Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук Т — глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука Т.

10.  Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Т. Показ буквы. «Написать» букву Т в воздухе, а затем на столе пальчиками.

Предложить детям назвать предметы, на кото­рые похожа буква Т.

11.  Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»

Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком Т, в ряду других слогов: на, му, ко, та, до, мы, ту и т.д.

Физкультминутка «Аист». Выполнение дви­жений по тексту стихотворения.

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: — Топай правою ногой, Топай левою ногой — Вот тогда придешь домой.

И. Токмакова

12.  Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов AT, УТ. Выкладывание цветной схемы. Затем логопед произносит утриро­ванно слог ТА. Совместно с детьми производит под­робный анализ данного слога. По следам анализа проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»: логопед го­ворит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.

Логопед (ставит детей рядом и называет по­лучившийся слог): Это слог ТА. Назовите, кто стал звуком А? (Оля.) А кто — звуком Т? (Ваня.) Или задание наоборот: Оля у нас какой звук? (Звук А.) А Ваня у нас какой звук? (Звук Т.) Анало­гично проводится звуковой анализ слога ТУ (выходят другие дети).

13.  Закрепление звука в словах. Определение места звука Т в словах: танк,

торт, космонавт, тазик и т.д. Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике» (ди­дактическая игра «Домик»). Деление слов на сло­ги с выкладыванием графической схемы: сколько слогов — столько полосочек.

14.  Закрепление звука в предложениях. Логопед предлагает детям для анализа простые предложения, без предлогов типа: «Маша моет бе­лый тазик». Дети подсчитывают количество слов в предложениях. Можно сыграть в игру «Живое пред­ложение (см. занятие 8 первого периода обучения*).

15.  Закрепление звука в тексте. Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком Т.

Летит — воет, а сядет землю роет. (Жук.)

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (Петух.)

16.  Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Ка­кой это звук? Если слова дружат и рассказывают о чем-нибудь, то это называется...?

17.Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 11 (альбом 1, с. 19-20)*.

Задания для закрепления вне занятий** (тетрадь 2, с. 4-5)

• Звуковой анализ слогов: am, та, от, то с вы­кладыванием графической схемы.

• Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Т.

• Игра «Назови первый, последний звуки» в сло­вах: солдат, табак, Таня, атлет, Тоня и т.д.

• Закрепление понятий: гласный, согласный звуки.


Занятие 12. Звук Ть. Буква Т

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком Ть и его харак­теристикой;

— познакомить с понятием «согласный мягкий звук».

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— упражнять в звуковом анализе слогов;

— упражнять в делении слов на слоги;

— упражнять в определении места звука в слове.

Коррекционно-воспитательная:

— формировать навык контроля над правиль­ным произношением поставленных звуков.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ть; буква Т, каран­даши, цветные фишки для выкладывания зву­ковой схемы, дидактическое пособие «Домик».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Как стучит молоток кузнеца? (Т-т-т.) Вспомните названия картинок, в которых звук Т находился в начале слова.

2. Развитие общей моторики. «Снеговик».

Давай, дружок,               Дети идут по кругу друг за

смелей, дружок, другом, изображая, что ка-Кати по снегу свой снежок, тят перед собой снежок.


Он превратится в толстый ком, Останавливаются, «рису­ют» двумя руками ком.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.
Его улыбка так светла! Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. В, Егорова Показывают глаза, прикрыва­ют голову ладонью, показыва­ют нос, встают прямо, дер­жа воображаемую метлу.

3. Развитие мелкой моторики. «Пирог».

Падал снег на порог. Дети два раза медленно опу­скают ладони на стол.
Кот слепил себе пирог. Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.
А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. «Бегут» пальчиками обеих рук по столу.
Пирожки себе пеки, Но не из снега — из муки. П. Воронько Показывают, как пекут пи­рог.

4. Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.

Задача детей — выразить эмоциональное состояние.

Логопед: Пришла зима. (Радость.) Можно ка­таться на санках, лыжах, коньках! (Восторг.) Но крепкий мороз заставил всех остаться дома... (Огор­чение.) Вдруг слабые солнечные лучи проскольз­нули в окошко! (Удивление.)Можно и дома найти, чем заняться. (Спокойное состояние.)

6. Развитие артикуляционной моторики.

— Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты.

— Отставление нижней губы от зубов и десен.

— «Болтушка».

— Попеременное надувание правой и левой щек.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение на развитие воздушной струи: «Сдуть снежинки с варежки».

Работа над голосом. Болит зуб — о-о-о; охаем: ох-ох; пропевание гласного О — тихо, громко.

8. Объявление темы занятия.

Логопед выставляет на доску картинку для звуко­подражания: большие часы с маятником.

Логопед: Ребята! Послушайте, как тикают часы: «Ть-ть-ть». Со звуком Ть мы сегодня познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Сначала логопед четко произносит звук Ть, а затем его повторяют дети.

Логопед: Это необычный звук. Скажите, что ме­шает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Язык.) Этот звук согласный, но послушайте, как он мягко произносится: Ть-ть-ть. Он мягкий и обозна­чать мы его будем фишкой зеленого цвета. Сегодня вы узнали, что согласные звуки бывают мягкими и твердыми. (Подтверждение слов показом на дидак­тическом пособии «Согласный звук».) Расскажите, какой звук Ть? (Согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.) А теперь приложите руку к горлышку. Горлышко молчит. ЗвукТь — глухой.

Логопед просит нескольких детей еще раз повто­рить полную характеристику звука Ть.

10.  Связь звука и буквы.
Выкладывание буквы Т из карандашей.

Гриб на букву Т похож. С тонкой ножкой. Ну и что ж! Потрудитесь-ка немножко: Палка — шляпка, палка — ножка.

11.  Развитие фонематического.слуха.
Игра «Хлопай, не зевай».

Произносится ряд звуков, слогов и слов со звуком и без звука Ть. На звук Ть дети хлопают в ладоши.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки подняли вразлет — Появился самолет. Мах крылом туда-сюда Делай раз и делай два.

12.  Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ИТ и ТИ. Слог ИТ дети анализируют самостоятельно, а слог ТИ — с помо­щью логопеда.

13.  Закрепление звука в словах.

Определение места звука Ть в словах: сеть, пасть, кость, тюлень, тень, телефони т.д. Дети дают пол­ный ответ: «В слове сетьзвук Ть находится в Конце слова» — и затем «селят» картинку в «Домик».

14.  Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами — назва­ниями картинок. Определение количества слов в предложениях.

15.  Закрепление звука в тексте. Выделение из текста слов со звуком Ть.

Тигр — он страшный зверь! Но все же тихим тигр бывает тоже: Тигр бывает тих с тигрицей, Так как сам ее боится.

В. Лунин

16.  Итог занятия.

Логопед: С каким звуком сегодня познакоми­лись? Какой это звук? Назовите слова со звуком Ть в начале. А теперь в конце.

17.Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 12 (альбом 1, с. 21).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 6-7)

• Закрепление понятий: согласный твердый, со­гласный мягкий, слог, слово, предложение.

• Звуковой анализ слогов ТА, ТИ с выкладывани­ем графической схемы.

• Игра «Поймай звук». Хлопнуть на звуки Т и Ть.

• Деление на слоги слов: тень, тигр, тигренок и т.д.


 

Занятие 13. Звук и буква К

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и арти­куляционным признакам;

— познакомить с буквой К. Коррекционно-развивающие:

— закреплять у детей понятия: гласный, со­гласный твердый звуки;

— упражнять в определении места звука в словах;

— упражнять в звуковом анализе слогов с вы­кладыванием схемы.

Коррекционновоспитательная:

— воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным пред­ложением.

Оборудование: зеркала, картинка для звукопо­дражания; предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звук К; буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуко­вой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы, пиктограммы.

Ход занятия


1. Организационный момент. Логопед:Назовите слова, которые начинаются со звука Ть.

4. Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, спи­ралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц. Демонстрация пиктограмм: задача детей — выра­зить состояние, которое изображено на рисунках.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Для челюсти: медленное открывание и закры­вание рта, язык у нижних зубов.

Для губ: «Трубочка» — «Улыбка» (5 раз). Для языка: «почистим» нижние зубки.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом:

а — о — у

а —о —у

а —о —у

8. Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку для звукопо­дражания): Посмотрите, ребята, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук К. С этим звуком мы сегодня познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука логопедом, а затем детьми.

Подробный акустико-артикуляционный анализ зву­ка: звук К — согласный, твердый, глухой, обознача­ем его фишкой синего цвета. (Для характеристики используется пособие «Согласный звук».)Повторе­ние характеристики звука несколькими детьми.

10.  Связь звука и буквы.
Выставляется буква К.

. На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит — Буквой К на нас глядит.

11.  Развитие фонематического слуха.
Повторение рядов слов вслед за логопедом:

Мак — бак — так

Ток — тук — так

Бык — бак — бок

Клетка — плетка — пленка

Тыква — буква — будка

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Потянитесь и проснись.

12.  Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов АК и КА, с выкладыва­нием схемы. Показ на схеме звуков по заданию ло­гопеда: «Покажите звук К, а теперь звук А». Дети указывают на соответствующую фишку на схеме.

13.  Закрепление звука в словах.
Определение места звука К в словах: мак, кот,

буква и т.д. Дети дают полный ответ: «В слове бук­ва звук К находится в середине слова» — затем по­мещают картинку в «Домик»

14.  Закрепление звука в предложениях.
Игра «Живое предложение».

Составление предложений со словами, которые обозначают названия картинок, выставленных на доске.

Затем дети выстраиваются в «живое предложе­ние». Логопед указывает на одного из детей, а дети называют соответствующее слово.

15.  Закрепление звука в тексте.

Выделение слов со звуком К из текста. У паука, у паука То ли рука, то ли нога. Плетет паук паучью сеть, Чтоб всех кусачих сладко съесть.

16.  Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились на за­нятии? Дайте ему характеристику. Назовите слова со звуком К в начале, а затем со звуком К в конце.

17.Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 13 (альбом 1, с. 22-23).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 8-9)

Закрепление понятий: согласный твердый, обо­значаем фишкой синего цвета, согласный мяг­кий, обозначаем фишкой зеленого цвета, слог, слово, предложение.

Звуковой анализ слогов КА, КО, УК с выклады­ванием графической схемы.

Игра «Поймай звук». Хлопаем на звук К среди других звуков.


Занятие 14. Звук Кь. Буква К

Цели занятия:

Коррекционнообразователъная:

— познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекционно развивающие:

— упражнять детей в делении слов на слоги;

— учить определять место звука в словах;

— упражнять в звуковом анализе прямых и об­ратных слогов;

— развивать умение составлять предложения и анализировать их.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых есть звук Кь; дидактическое пособие «Согласный звук», буква К, емкости с фасо­лью, цветные фишки для выкладывания зву­ковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Где находится звук К в этих словах? Корова, кот, книга, ковер. Башмак, лак, сук, мак. Окно, акула, морковь, ласточка.

2. Развитие общей моторики. «Бабушка».

 

Устала наша бабушка, Дети стоят в кругу.
Присела на порог: Приседают.
«Куда пропал, Куда пропал, Куда пропал внучок?» Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону.
Подумала, поохала, Потом тихонько встала, Встают.
Пошла вокруг да около Искать внучка сначала. О. Дриз Идут по кругу друг за дру­гом.

3. Развитие мелкой моторики.

Большаку — дрова рубить. Указке — воду носить, Середняку — печку топить, Сироте — обед варить, А мальчишке песни петь, Пальцы сжаты в кулак. Раз­гибают по одному, начиная с большого.
Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять! Русск. народы, потешка Поочередное сжимание — разжимание пальцев пра­вой, левой рук.

4. Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.

Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка.

6*. Развитие артикуляционной моторики.

— Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты.

— Отставление верхней губы от зубов и десен.

— «Качели»: движение языком вверх-вниз, к верх­ней — нижней губе, к верхним — нижним зубам, к верхним — нижним альвеолам.

— Одновременное надувание — втягивание обеих щек.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение на развитие воздушной струи «Ны­ряльщики»: глубоко вдохнуть, задержать вдох, «нырнуть» — присесть. Встать — выдох.

Работа над голосом:

ка — ко — ку
ка — ко — ку
ка — ко — ку

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Большая дождевая капля падает на зонтик. Какой звук при этом получается? (К.) А если маленькая капелька упадет на землю, то мы услышим звук Кь.


Выставляется картинка для звукоподражания.

Логопед: С этим звуком мы познакомимся сегод­ня на занятии.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука логопедом, а затем детьми. Подробный акустико-артикуляционный анализ звука: звук Кь — согласный, мягкий, глухой, обо­значаем его фишкой зеленого цвета. Для характе­ристики используется пособие «Согласный звук».

Повторение характеристики звука несколькими детьми по просьбе логопеда.

10.  Связь звука и буквы.

Выкладывание буквы,К из крупной фасоли с опорой на выставленную букву.

11.  Развитие фонематического слуха.

Повторение вслед за логопедом слоговых рядов: ки — ке — ки ке — кб — ки ки — ка — ки. И т.д.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки растянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться — три, четыре. И на месте поскакать.

12.  Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слога КИ. Выкладывание гра­фической схемы с указанием заданных звуков на схеме.

13.  Закрепление звука в словах.

Дети совместно с логопедом называют картин­ки, выставленные на доске, определяют место зву­ка Кь в словах. Затем делят слова на слоги и под­робно дают ответ о количестве слогов в слове: «В слове ракета три слога» и т.д.

14.  Закрепление звука в предложениях.

Работа над деформированной фразой.

Игрушки дети собирают.

Валенки Ваня надел теплые. Составление правильных предложений, их ана­лиз и определение количества слов в предложениях.

15.  Закрепление звука в тексте. Выделение из текста слов со звуком Кь.

У Калинкина моста Я поймал в реке кита. Спрятал за окошко, Съела его кошка. Помогали два кота — Вот и нет теперь кита.

16.  Итог занятия.

Логопед: С каким звуком маленькая капля падает на землю? Какой это звук? Назовите картинки, в на­звании которых звук Кь находится в начале слова (с опорой на иллюстрации, выставленные на доске).

17.Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 14 (альбом 1, с. 24-25).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 10-11)

• Звуковой анализ прямых и обратных слогов с выкладыванием графической схемы.

• Игра «Поймай звук». Хлопнуть на звук Кь.

• Определение места звука Кь в словах.


 

Занятие 15. Звуки К — Кь. Буква К

Цели занятия:

Коррекционнообразователъная:

— научить детей различать звуки К — Кь по аку­стическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

— упражнять детей в делении слов на слоги;

— развивать дыхание, голос и мимическую му­скулатуру лица;

— упражнять в выделении звуков из слов.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Оборудование: зеркала, картинки для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки К и Кь; буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», фишки для выкладывания звуковых схем, на­боры для выкладывания схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.


Дети делятся на две команды и по очереди на­зывают слова со звуками К (первая команда) и Кь (вторая команда). Выигрывает та команда, которая назовет слово последней.


3. Развитие мелкой моторики.

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг.

4. Массаж лица.                                  

Поглаживание, зигзагообразные движения, по­стукивание, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.

Изобразить, каким разным может быть взгляд человека: насмешливым, добрым, умоляющим, пе­чальным, злобным, ликующим.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— Спокойное открывание и закрывание рта.

— «Обезьянки».

— Вибрация губ (фырканье лошади).

— «Лопатка» — «Иголочка» (5 раз).

— 7. Работа над развитием дыхания и голоса.

— Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Произнесение скороговорок со сменой ударения:

— Купи кипу пик.

— Купи кипу пик.

— Купи кипу пик.

— 8. Объявление темы занятия.

— Логопед: Назовите первый звук в слове кит, а теперь последний звук в слове пушок. Звуки К и Кь мы будем учиться различать сегодня на занятии.

— 9. Акустико-артикуляционный образ звуков.

— Дети дают характеристику звукам К и Кь — каждому в отдельности. Затем говорят, чем они по­хожи (Оба согласные и глухие.) и чем отличаются. (К — твердый, обозначается фишкой синего цве­та, а Кь — мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета.)

— 10. Связь звуков и буквы.

— Логопед показывает детям букву К. Проводит карандашом по линиям написания и говорит: Длинная палочка грустно стояла. Пара коротких к ней подбежала. Пара коротких в угол сложилась Справа от длинной расположилась.

— 11. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай».

— На звук К дети хлопают в ладоши, а на звук Кь — топают ногами.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. ,

На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш — метров через двести! Хватит, хватит, прибежали, Потянулись, подышали!

12.  Дифференциация звуков в слогах.

Звуковой анализ слогов КА и КИ с выкладыва­нием графической схемы каждого слога и указани­ем на схеме заданных звуков.

13.  Дифференциация звуков в словах.

Из картинок выставленных на доске дети отби­рают сначала те, в которых звук К находится в кон­це слов, а затем те, в которых звук Кь находится в начале слов.

14.  Дифференциация звуков в предложениях.

Логопед: Ребята, послушайте, какое предложе­ние я составила со словом корова.

Произносит предложение, например: «Корова дает вкусное молоко». Вместе с логопедом дети под­считывают количество слов в этом предложении.

Логопед: А теперь посмотрите, как это предло­жение можно изобразить с помощью схемы.

Чертит схему на доске или выкладывает из заго­товленных наборов для составления схем предложе­ний. При выкладывании схемы логопед объясняет, что обозначает вертикальная линия в начале предложе­ния (Написание каждого предложения начинается с большой буквы.) и что в конце предложения нужно обязательно поставить точку.

15.  Дифференциация звуков в тексте.

Выделение из текста слов со звуками К и Кь. Кот копеек накопил Кошке козочку купил, А козе — капустки Кочанчик хрусткий.

В. Лунин

16.Итог занятия.

17.Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 15 (альбом 1, с. 26-27).

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 2, с. 12-13)

• Игра «Хлопай — топай, не зевай». На звук К — хлопнуть, а на звук Кь — топнуть.

• Игра «Посели слово в домик». В разные окошеч­ки в зависимости от места звука в слове.

• Деление слов на слоги и составление слоговых схем: кирпичи, карта, картина, ботинки и т.д.

• Игра «Живые слоги». КА, ОК, КУ, КИ.



Занятие 16. Звук и буква Б

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

—     познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— упражнять в делении слов на слоги;

— развивать общую и мелкую моторику, дыха­тельные и голосовые функции.

Коррекционно-воспитателъная:

—     воспитывать у детей умение правильно обра­щаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала, картинка для звукопо­дражания; предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звук Б; буква Б, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуко­вой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Послушайте ряд слов и назовите об­щий звук в словах.

Кит, фонарики, кино, тарелки. (Звук Кь.) Лук, кот, сок, крылья. (Звук К.)


Зарумянились кустарники Не от утренней зари. Пощипывают щеки.
Это красные фонарики «Фонарики».
Засветили снегири. Взмахнуть руками, как кры­льями.
Чистят перышки пунцовые, «Чистят перышки».
Воду пьют из родника. «Пьют».
Переливы бубенцовые Мне слышны издалека. Л. Татьяничева Ритмичные хлопки в ладо­ши.

3. Развитие мелкой моторики.

Летела, летела сорока Ладони скрещиваются, боль­шие пальцы рук зацепляются друг за друга.
Через бабушкины ворота. Скрещенные ладони помахи­вают, как крылья.
Вот она крыльями забила, Хлопают в ладоши.
Бабушкин кисель разлила. Руки перед собой, пальцы растопырены.

2. Развитие общей моторики

 

4.      Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание (по об­щим правилам).

5Развитие мимических мышц.

Изобразить испуганного воробья, попавшего влапы кошки; ребят, которые рассердились на кошку и пожалели воробья; воробья, который освобо­дился и радостный взлетел на дерево.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— Рот открыть и удержать открытым под счет до шести.

— Вращательные движения губами.

— «Лошадки».                „

— «Грибок».

7.      Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение «Ныряльщики». Дети разводят

руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывают себя руками и, приседая («опускаясь под воду»), де­лают выдох носом. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Работа над голосом: пропеть гласные А, Э. Затем то же самое с поворотом головы вправо-влево.

8.      Объявление темы занятия.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Вода в чайнике закипела, и крышка стучит, изда­вая звук: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии.

9.      Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед вместе с детьми дает его характе­ристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный кон-

троль). Затем логопед просит нескольких детей по­вторить характеристику звука.

10.    Связь звука и буквы.
Логопед демонстрирует букву Б.

Был когда-то полукруг, К палочке пришел он вдруг. Справа встал, остановился, Сверху крышею накрылся.

11.    Развитие фонематического слуха.

Логопед: Я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово.

Бобачка, чабочка, бабочка, кабабочка. Рабабан, барабан, бабаран, набараб.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились! Чтобы всем проснуться, Нужно потянуться!

12.    Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладывани­ем графической схемы и указанием заданных зву­ков на схеме.

13.    Закрепление звука в словах.

Определение места звука Б в словах: банка, табуретка, барабан, забор и т.д. Дети обозначают место звука с помощью «звукового домика» (дидактическая игра «Домик»). Далее делят сло­ва на слоги с выкладыванием графической схемы: столько же полосочек, сколько слогов.

14.    Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами — назва­ниями картинок, выставленных на доске. Анализ одного из предложений с выкладыванием схемы и указанием заданных слов на схеме.

15.    Закрепление звука в тексте.
Повторение скороговорок вслед за логопедом.

Ба-ба-ба — на избе была труба. Бу-бу-бу — побелили мы трубу. Бу-бу-бу — сели птицы на трубу. Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.

16.Итог занятия.

17.Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 16 (альбом 1, с. 28-29).

Задания для закрепления вне занятий

• Звуковой анализ слогов БА, БО, БУ.

• Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Б.

• Деление слов на слоги: бабочка, бочка, бамбук, бобр и т.д. Ребенок прохлопывает слово и отве­чает: «В слове бабочка три слога».

Занятие 17. Звук Бь. Буква Б.

Цели занятия:

Коррекционно-образователъные:

— познакомить детей со звуком Бь и буквой Б;

— научить характеризовать звук Бь по акусти­ческим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— закреплять понятия: слог, слово, предложение;

— упражнять в выделении звука Бь в конце и середине слов.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать у детей аккуратность.

Оборудование: зеркала, картинка для звукопо­дражания; предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звук Бь; буква Б, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуко­вой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, губные гармошки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет слова, которые начинаются со звука Б.

2. Развитие общей моторики

Вот летят, кружась, Взмахи руками, разведенны-
снежинки ми в стороны.
Кружевной плетут узор, Вращательные движения рук перед собой.
На поляны, на тропинки Показывают влево, вправо.
Ляжет сказочный ковер. Широко разводят руки в сто­роны.
Кто теперь заметит зайку В белой шубке на снегу? Поворачиваются друг к дру­гу лицом и показывают друг на друга.
Ну-ка, где он? Угадай-ка, В поле или на лугу? в. Волина Приседают. Прячут лицо. По­казывают влево, вправо.

3. Развитие мелкой моторики.

Скачет белка шалунишка, «Бегают» пальцами по столу.
Рвет с сосновых веток шишки, Сжимают в щепоть пальцы на правой, затем на левой руке.
Лапками сжимает ловко Поочередное сжимание в ку­лак пальцев на правой, затем левой руке.
И несет в свою кладовку. Т. Шорыгина «Бегают» пальцами по столу.

 

 


 

4. Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.
Проведение мимической гимнастики с помощью пиктограмм.

6. Развитие артикуляционной моторики.
— Открыть рот, удержать его под счет до пяти.

— «Обезьянки» (движение челюстью вправо-влево).

— «Трубочка» — «Поцелуй».

— Движение языком вперед-назад.

— Удержать «Лопаточку» под счет до пяти.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на губной гармошке. Произнесение слого­вых рядов со сменой ударения:


бда — бдо бда — бдо бда — бдо бда — бдо


бду бду бду бду бды бды бды бды.


8. Объявление темы занятия.

Логопед:Веселый зайчик бьет палочками в ба­рабан, и слышится звук: Бь-бь-бь. Повторите этот звук. Он будет сегодня гостем на нашем занятии.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Произнесите звук Бь все вместе. А теперь

ты, Коля, а теперь Ваня и т.д. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (Встречает преграду.) Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Губы.) Значит, звук Бь какой? (Согласный.) Еще раз произнесите звук Бь. Какой он: твердый или мягкий? (Мягкий.) Фишкой какого цвета мы его будем обозначать? (Зеленого.)

10.  Связь звуков и буквы.

Логопед: Звук Бь живет в домике под названи­ем «Буква Б». (Демонстрация буквы Б.) Напишите эту букву пальчиком на столе, по воздуху.


11.  Развитие фонематического слуха.
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом:

би — бе — бе би — би — бе би — бе — би — бе...

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь.

12.  Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слога БИ. Логопед произносит слог би и просит детей ответить на вопросы:

— Сколько звуков вы слышит



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.