|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие общей моторики
Занятие 11. Звук и буква Т Цели занятия: Коррекционно-образователъные: — познакомить детей со звуком и буквой Т; — научить характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые слоги. Коррекционно-развивающие: — развивать у детей фонематические процессы; — закреплять понятия: слог, слово, предложение; — упражнять в выделении звука Т в конце и начале слов. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Т; буква Т, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы. Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Вспомните слова, которые заканчиваются на звук Н. (Из занятия 10: банан, лимон и т.д.) 2. Развитие общей моторики
3. Развитие мелкой моторики. «Наперсток».
4. Массаж лица. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам). 5. Развитие мимических мышц. Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. 6. Развитие артикуляционной моторики. — Спокойное открывание — закрывание рта. — Удержание открытого рта под счет до пяти. — Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней. — «Болтушка» (языком). 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания: Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. (Рука на диафрагме.) Шарик лопнул — выдыхаем. Наши мышцы расслабляем. Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма-а-а». 8. Объявление темы занятия. Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец кует подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится звук Т. Со звуком Т мы сегодня и познакомимся. 9. Акустико-артикуляционный образ звука. Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Т — согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук Т: Т-т-т. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Звук Т — согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета. Логопед выставляет на доску пособие «Согласный звук» и подтверждает свои слова показом. Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук Т — глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука Т. 10. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Т. Показ буквы. «Написать» букву Т в воздухе, а затем на столе пальчиками. Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Т. 11. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!» Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком Т, в ряду других слогов: на, му, ко, та, до, мы, ту и т.д. Физкультминутка «Аист». Выполнение движений по тексту стихотворения. Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: — Топай правою ногой, Топай левою ногой — Вот тогда придешь домой. И. Токмакова 12. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов AT, УТ. Выкладывание цветной схемы. Затем логопед произносит утрированно слог ТА. Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога. По следам анализа проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»: логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение. Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог): Это слог ТА. Назовите, кто стал звуком А? (Оля.) А кто — звуком Т? (Ваня.) Или задание наоборот: Оля у нас какой звук? (Звук А.) А Ваня у нас какой звук? (Звук Т.) Аналогично проводится звуковой анализ слога ТУ (выходят другие дети). 13. Закрепление звука в словах. Определение места звука Т в словах: танк, торт, космонавт, тазик и т.д. Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике» (дидактическая игра «Домик»). Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы: сколько слогов — столько полосочек. 14. Закрепление звука в предложениях. Логопед предлагает детям для анализа простые предложения, без предлогов типа: «Маша моет белый тазик». Дети подсчитывают количество слов в предложениях. Можно сыграть в игру «Живое предложение (см. занятие 8 первого периода обучения*). 15. Закрепление звука в тексте. Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком Т. Летит — воет, а сядет землю роет. (Жук.) Кто так заливисто поет О том, что солнышко встает? (Петух.) 16. Итог занятия. Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Если слова дружат и рассказывают о чем-нибудь, то это называется...? 17.Оценка работы детей. 18.Домашнее задание. К занятию 11 (альбом 1, с. 19-20)*. Задания для закрепления вне занятий** (тетрадь 2, с. 4-5) • Звуковой анализ слогов: am, та, от, то с выкладыванием графической схемы. • Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Т. • Игра «Назови первый, последний звуки» в словах: солдат, табак, Таня, атлет, Тоня и т.д. • Закрепление понятий: гласный, согласный звуки. Занятие 12. Звук Ть. Буква Т Цели занятия: Коррекционно-образовательные: — познакомить детей со звуком Ть и его характеристикой; — познакомить с понятием «согласный мягкий звук». Коррекционно-развивающие: — развивать у детей фонематические процессы; — упражнять в звуковом анализе слогов; — упражнять в делении слов на слоги; — упражнять в определении места звука в слове. Коррекционно-воспитательная: — формировать навык контроля над правильным произношением поставленных звуков. Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ть; буква Т, карандаши, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик». Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Как стучит молоток кузнеца? (Т-т-т.) Вспомните названия картинок, в которых звук Т находился в начале слова. 2. Развитие общей моторики. «Снеговик». Давай, дружок, Дети идут по кругу друг за смелей, дружок, другом, изображая, что ка-Кати по снегу свой снежок, тят перед собой снежок.
4. Массаж лица. Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам). 5. Развитие мимических мышц. Задача детей — выразить эмоциональное состояние. Логопед: Пришла зима. (Радость.) Можно кататься на санках, лыжах, коньках! (Восторг.) Но крепкий мороз заставил всех остаться дома... (Огорчение.) Вдруг слабые солнечные лучи проскользнули в окошко! (Удивление.)Можно и дома найти, чем заняться. (Спокойное состояние.) 6. Развитие артикуляционной моторики. — Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты. — Отставление нижней губы от зубов и десен. — «Болтушка». — Попеременное надувание правой и левой щек. 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Упражнение на развитие воздушной струи: «Сдуть снежинки с варежки». Работа над голосом. Болит зуб — о-о-о; охаем: ох-ох; пропевание гласного О — тихо, громко. 8. Объявление темы занятия. Логопед выставляет на доску картинку для звукоподражания: большие часы с маятником. Логопед: Ребята! Послушайте, как тикают часы: «Ть-ть-ть». Со звуком Ть мы сегодня познакомимся. 9. Акустико-артикуляционный образ звука. Сначала логопед четко произносит звук Ть, а затем его повторяют дети. Логопед: Это необычный звук. Скажите, что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Язык.) Этот звук согласный, но послушайте, как он мягко произносится: Ть-ть-ть. Он мягкий и обозначать мы его будем фишкой зеленого цвета. Сегодня вы узнали, что согласные звуки бывают мягкими и твердыми. (Подтверждение слов показом на дидактическом пособии «Согласный звук».) Расскажите, какой звук Ть? (Согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.) А теперь приложите руку к горлышку. Горлышко молчит. ЗвукТь — глухой. Логопед просит нескольких детей еще раз повторить полную характеристику звука Ть. 10. Связь звука и буквы. Гриб на букву Т похож. С тонкой ножкой. Ну и что ж! Потрудитесь-ка немножко: Палка — шляпка, палка — ножка. 11. Развитие фонематического.слуха. Произносится ряд звуков, слогов и слов со звуком и без звука Ть. На звук Ть дети хлопают в ладоши. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Руки подняли вразлет — Появился самолет. Мах крылом туда-сюда Делай раз и делай два. 12. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов ИТ и ТИ. Слог ИТ дети анализируют самостоятельно, а слог ТИ — с помощью логопеда. 13. Закрепление звука в словах. Определение места звука Ть в словах: сеть, пасть, кость, тюлень, тень, телефони т.д. Дети дают полный ответ: «В слове сетьзвук Ть находится в Конце слова» — и затем «селят» картинку в «Домик». 14. Закрепление звука в предложениях. Составление предложений со словами — названиями картинок. Определение количества слов в предложениях. 15. Закрепление звука в тексте. Выделение из текста слов со звуком Ть. Тигр — он страшный зверь! Но все же тихим тигр бывает тоже: Тигр бывает тих с тигрицей, Так как сам ее боится. В. Лунин 16. Итог занятия. Логопед: С каким звуком сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком Ть в начале. А теперь в конце. 17.Оценка работы детей. 18.Домашнее задание. К занятию 12 (альбом 1, с. 21). Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 6-7) • Закрепление понятий: согласный твердый, согласный мягкий, слог, слово, предложение. • Звуковой анализ слогов ТА, ТИ с выкладыванием графической схемы. • Игра «Поймай звук». Хлопнуть на звуки Т и Ть. • Деление на слоги слов: тень, тигр, тигренок и т.д.
Занятие 13. Звук и буква К Цели занятия: Коррекционно-образовательные: — познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам; — познакомить с буквой К. Коррекционно-развивающие: — закреплять у детей понятия: гласный, согласный твердый звуки; — упражнять в определении места звука в словах; — упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы. Коррекционновоспитательная: — воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением. Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук К; буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы, пиктограммы. Ход занятия 4. Массаж лица. Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам). 5. Развитие мимических мышц. Демонстрация пиктограмм: задача детей — выразить состояние, которое изображено на рисунках. 6. Развитие артикуляционной моторики. Для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов. Для губ: «Трубочка» — «Улыбка» (5 раз). Для языка: «почистим» нижние зубки. 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом: а — о — у а —о —у а —о —у 8. Объявление темы занятия. Логопед (выставляет картинку для звукоподражания): Посмотрите, ребята, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук К. С этим звуком мы сегодня познакомимся. 9. Акустико-артикуляционный образ звука. Подробный акустико-артикуляционный анализ звука: звук К — согласный, твердый, глухой, обозначаем его фишкой синего цвета. (Для характеристики используется пособие «Согласный звук».)Повторение характеристики звука несколькими детьми. 10. Связь звука и буквы. . На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит — Буквой К на нас глядит. 11. Развитие фонематического слуха. Мак — бак — так Ток — тук — так Бык — бак — бок Клетка — плетка — пленка Тыква — буква — будка Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Потянитесь и проснись. 12. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов АК и КА, с выкладыванием схемы. Показ на схеме звуков по заданию логопеда: «Покажите звук К, а теперь звук А». Дети указывают на соответствующую фишку на схеме. 13. Закрепление звука в словах. буква и т.д. Дети дают полный ответ: «В слове буква звук К находится в середине слова» — затем помещают картинку в «Домик» 14. Закрепление звука в предложениях. Составление предложений со словами, которые обозначают названия картинок, выставленных на доске. Затем дети выстраиваются в «живое предложение». Логопед указывает на одного из детей, а дети называют соответствующее слово. 15. Закрепление звука в тексте. Выделение слов со звуком К из текста. У паука, у паука То ли рука, то ли нога. Плетет паук паучью сеть, Чтоб всех кусачих сладко съесть. 16. Итог занятия. Логопед: С каким звуком познакомились на занятии? Дайте ему характеристику. Назовите слова со звуком К в начале, а затем со звуком К в конце. 17.Оценка работы детей. 18.Домашнее задание. К занятию 13 (альбом 1, с. 22-23). Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 8-9) Закрепление понятий: согласный твердый, обозначаем фишкой синего цвета, согласный мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета, слог, слово, предложение. Звуковой анализ слогов КА, КО, УК с выкладыванием графической схемы. Игра «Поймай звук». Хлопаем на звук К среди других звуков. Занятие 14. Звук Кь. Буква К Цели занятия: Коррекционнообразователъная: — познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам. Коррекционно развивающие: — упражнять детей в делении слов на слоги; — учить определять место звука в словах; — упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов; — развивать умение составлять предложения и анализировать их. Коррекционно-воспитателъная: — воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей. Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых есть звук Кь; дидактическое пособие «Согласный звук», буква К, емкости с фасолью, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы. Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Где находится звук К в этих словах? Корова, кот, книга, ковер. Башмак, лак, сук, мак. Окно, акула, морковь, ласточка. 2. Развитие общей моторики. «Бабушка».
4. Массаж лица. Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам). 5. Развитие мимических мышц. Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка. 6*. Развитие артикуляционной моторики. — Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты. — Отставление верхней губы от зубов и десен. — «Качели»: движение языком вверх-вниз, к верхней — нижней губе, к верхним — нижним зубам, к верхним — нижним альвеолам. — Одновременное надувание — втягивание обеих щек. 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Упражнение на развитие воздушной струи «Ныряльщики»: глубоко вдохнуть, задержать вдох, «нырнуть» — присесть. Встать — выдох. Работа над голосом:
8. Объявление темы занятия. Логопед: Большая дождевая капля падает на зонтик. Какой звук при этом получается? (К.) А если маленькая капелька упадет на землю, то мы услышим звук Кь. Выставляется картинка для звукоподражания. Логопед: С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии. 9. Акустико-артикуляционный образ звука. Произнесение звука логопедом, а затем детьми. Подробный акустико-артикуляционный анализ звука: звук Кь — согласный, мягкий, глухой, обозначаем его фишкой зеленого цвета. Для характеристики используется пособие «Согласный звук». Повторение характеристики звука несколькими детьми по просьбе логопеда. 10. Связь звука и буквы. Выкладывание буквы,К из крупной фасоли с опорой на выставленную букву. 11. Развитие фонематического слуха. Повторение вслед за логопедом слоговых рядов: ки — ке — ки ке — кб — ки ки — ка — ки. И т.д. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки растянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться — три, четыре. И на месте поскакать. 12. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слога КИ. Выкладывание графической схемы с указанием заданных звуков на схеме. 13. Закрепление звука в словах. Дети совместно с логопедом называют картинки, выставленные на доске, определяют место звука Кь в словах. Затем делят слова на слоги и подробно дают ответ о количестве слогов в слове: «В слове ракета три слога» и т.д. 14. Закрепление звука в предложениях. Работа над деформированной фразой. Игрушки дети собирают. Валенки Ваня надел теплые. Составление правильных предложений, их анализ и определение количества слов в предложениях. 15. Закрепление звука в тексте. Выделение из текста слов со звуком Кь. У Калинкина моста Я поймал в реке кита. Спрятал за окошко, Съела его кошка. Помогали два кота — Вот и нет теперь кита. 16. Итог занятия. Логопед: С каким звуком маленькая капля падает на землю? Какой это звук? Назовите картинки, в названии которых звук Кь находится в начале слова (с опорой на иллюстрации, выставленные на доске). 17.Оценка работы детей. 18.Домашнее задание. К занятию 14 (альбом 1, с. 24-25). Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 10-11) • Звуковой анализ прямых и обратных слогов с выкладыванием графической схемы. • Игра «Поймай звук». Хлопнуть на звук Кь. • Определение места звука Кь в словах.
Занятие 15. Звуки К — Кь. Буква К Цели занятия: Коррекционнообразователъная: — научить детей различать звуки К — Кь по акустическим и артикуляционным признакам. Коррекционно-развивающие: — упражнять детей в делении слов на слоги; — развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица; — упражнять в выделении звуков из слов. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками. Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки К и Кь; буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», фишки для выкладывания звуковых схем, наборы для выкладывания схемы предложения. Ход занятия 1. Организационный момент. 3. Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица. Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание (по общим правилам). 5. Развитие мимических мышц. Изобразить, каким разным может быть взгляд человека: насмешливым, добрым, умоляющим, печальным, злобным, ликующим. 6. Развитие артикуляционной моторики. — Спокойное открывание и закрывание рта. — «Обезьянки». — Вибрация губ (фырканье лошади). — «Лопатка» — «Иголочка» (5 раз). — 7. Работа над развитием дыхания и голоса. — Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Произнесение скороговорок со сменой ударения: — Купи кипу пик. — Купи кипу пик. — Купи кипу пик. — 8. Объявление темы занятия. — Логопед: Назовите первый звук в слове кит, а теперь последний звук в слове пушок. Звуки К и Кь мы будем учиться различать сегодня на занятии. — 9. Акустико-артикуляционный образ звуков. — Дети дают характеристику звукам К и Кь — каждому в отдельности. Затем говорят, чем они похожи (Оба согласные и глухие.) и чем отличаются. (К — твердый, обозначается фишкой синего цвета, а Кь — мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета.) — 10. Связь звуков и буквы. — Логопед показывает детям букву К. Проводит карандашом по линиям написания и говорит: Длинная палочка грустно стояла. Пара коротких к ней подбежала. Пара коротких в угол сложилась Справа от длинной расположилась. — 11. Развитие фонематического слуха. — На звук К дети хлопают в ладоши, а на звук Кь — топают ногами. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. , На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш — метров через двести! Хватит, хватит, прибежали, Потянулись, подышали! 12. Дифференциация звуков в слогах. Звуковой анализ слогов КА и КИ с выкладыванием графической схемы каждого слога и указанием на схеме заданных звуков. 13. Дифференциация звуков в словах. Из картинок выставленных на доске дети отбирают сначала те, в которых звук К находится в конце слов, а затем те, в которых звук Кь находится в начале слов. 14. Дифференциация звуков в предложениях. Логопед: Ребята, послушайте, какое предложение я составила со словом корова. Произносит предложение, например: «Корова дает вкусное молоко». Вместе с логопедом дети подсчитывают количество слов в этом предложении. Логопед: А теперь посмотрите, как это предложение можно изобразить с помощью схемы. Чертит схему на доске или выкладывает из заготовленных наборов для составления схем предложений. При выкладывании схемы логопед объясняет, что обозначает вертикальная линия в начале предложения (Написание каждого предложения начинается с большой буквы.) и что в конце предложения нужно обязательно поставить точку. 15. Дифференциация звуков в тексте. Выделение из текста слов со звуками К и Кь. Кот копеек накопил Кошке козочку купил, А козе — капустки Кочанчик хрусткий. В. Лунин 16.Итог занятия. 17.Оценка работы детей. 18.Домашнее задание. К занятию 15 (альбом 1, с. 26-27). Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 12-13) • Игра «Хлопай — топай, не зевай». На звук К — хлопнуть, а на звук Кь — топнуть. • Игра «Посели слово в домик». В разные окошечки в зависимости от места звука в слове. • Деление слов на слоги и составление слоговых схем: кирпичи, карта, картина, ботинки и т.д. • Игра «Живые слоги». КА, ОК, КУ, КИ. Занятие 16. Звук и буква Б Цели занятия: Коррекционно-образовательная: — познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля. Коррекционно-развивающие: — развивать у детей фонематические процессы; — упражнять в делении слов на слоги; — развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции. Коррекционно-воспитателъная: — воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом. Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; буква Б, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения. Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Послушайте ряд слов и назовите общий звук в словах. Кит, фонарики, кино, тарелки. (Звук Кь.) Лук, кот, сок, крылья. (Звук К.)
2. Развитие общей моторики
4. Массаж лица. Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание (по общим правилам). 5Развитие мимических мышц. Изобразить испуганного воробья, попавшего влапы кошки; ребят, которые рассердились на кошку и пожалели воробья; воробья, который освободился и радостный взлетел на дерево. 6. Развитие артикуляционной моторики. — Рот открыть и удержать открытым под счет до шести. — Вращательные движения губами. — «Лошадки». „ — «Грибок». 7. Работа над развитием дыхания и голоса. руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывают себя руками и, приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Упражнение выполняется 2-3 раза. Работа над голосом: пропеть гласные А, Э. Затем то же самое с поворотом головы вправо-влево. 8. Объявление темы занятия. Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Вода в чайнике закипела, и крышка стучит, издавая звук: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии. 9. Акустико-артикуляционный образ звука. Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед вместе с детьми дает его характеристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный кон- троль). Затем логопед просит нескольких детей повторить характеристику звука. 10. Связь звука и буквы. Был когда-то полукруг, К палочке пришел он вдруг. Справа встал, остановился, Сверху крышею накрылся. 11. Развитие фонематического слуха. Логопед: Я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово. Бобачка, чабочка, бабочка, кабабочка. Рабабан, барабан, бабаран, набараб. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились! Чтобы всем проснуться, Нужно потянуться! 12. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. 13. Закрепление звука в словах. Определение места звука Б в словах: банка, табуретка, барабан, забор и т.д. Дети обозначают место звука с помощью «звукового домика» (дидактическая игра «Домик»). Далее делят слова на слоги с выкладыванием графической схемы: столько же полосочек, сколько слогов. 14. Закрепление звука в предложениях. Составление предложений со словами — названиями картинок, выставленных на доске. Анализ одного из предложений с выкладыванием схемы и указанием заданных слов на схеме. 15. Закрепление звука в тексте. Ба-ба-ба — на избе была труба. Бу-бу-бу — побелили мы трубу. Бу-бу-бу — сели птицы на трубу. Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы. 16.Итог занятия. 17.Оценка работы детей. 18.Домашнее задание. К занятию 16 (альбом 1, с. 28-29). Задания для закрепления вне занятий • Звуковой анализ слогов БА, БО, БУ. • Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Б. • Деление слов на слоги: бабочка, бочка, бамбук, бобр и т.д. Ребенок прохлопывает слово и отвечает: «В слове бабочка три слога». Занятие 17. Звук Бь. Буква Б. Цели занятия: Коррекционно-образователъные: — познакомить детей со звуком Бь и буквой Б; — научить характеризовать звук Бь по акустическим и артикуляционным признакам. Коррекционно-развивающие: — развивать у детей фонематические процессы; — закреплять понятия: слог, слово, предложение; — упражнять в выделении звука Бь в конце и середине слов. Коррекционно-воспитателъная: — воспитывать у детей аккуратность. Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Бь; буква Б, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, губные гармошки. Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Сядет тот, кто назовет слова, которые начинаются со звука Б. 2. Развитие общей моторики
4. Массаж лица. Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам). 5. Развитие мимических мышц. 6. Развитие артикуляционной моторики. — «Обезьянки» (движение челюстью вправо-влево). — «Трубочка» — «Поцелуй». — Движение языком вперед-назад. — Удержать «Лопаточку» под счет до пяти. 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Игра на губной гармошке. Произнесение слоговых рядов со сменой ударения: бда — бдо бда — бдо бда — бдо бда — бдо бду бду бду бду бды бды бды бды. 8. Объявление темы занятия. Логопед:Веселый зайчик бьет палочками в барабан, и слышится звук: Бь-бь-бь. Повторите этот звук. Он будет сегодня гостем на нашем занятии. 9. Акустико-артикуляционный образ звука. ты, Коля, а теперь Ваня и т.д. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (Встречает преграду.) Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Губы.) Значит, звук Бь какой? (Согласный.) Еще раз произнесите звук Бь. Какой он: твердый или мягкий? (Мягкий.) Фишкой какого цвета мы его будем обозначать? (Зеленого.) 10. Связь звуков и буквы. Логопед: Звук Бь живет в домике под названием «Буква Б». (Демонстрация буквы Б.) Напишите эту букву пальчиком на столе, по воздуху. 11. Развитие фонематического слуха. би — бе — бе би — би — бе би — бе — би — бе... Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь. 12. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слога БИ. Логопед произносит слог би и просит детей ответить на вопросы: — Сколько звуков вы слышит
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|