Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Галямутдинова Зарина Шамилевна

студент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания

Zarina01122000@mail.ru

Московский университет имени С.Ю. Витте,

г. Москва, Российская Федерация, Россия

Научный руководитель:

к.э.н., профессор Молдашбаева Луиза Полатхановна

ЕНУ имени Л.Н. Гумилева,

г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация.В данной статье рассматривается анализ стратегического планирования в РФ. Выполнен анализ стратегий за ряд лет, с 2000 по 2019 годы.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, концепция, анализ.

 

Стратегическое планирование является необходимым условием прогресса национальной экономики любого государства.

В Российской Федерации имеющийся опыт реализации разработанных целей  и задач развития приоритетных направлений показывает, что, несмотря на множество стратегий, концепций, утвержденных государственных планов и программ, они не реализовываются.

Рассмотрим 5 основных концепций (стратегий) развития стратегического планирования в нашей стране в период с 2000-2019 год.

1) “Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года”[1] или “Стратегия-2010”, разработанная Центром стратегических разработок (ЦСР) и утвержденная Правительством в 2000 году, предполагала повышение ВВП до 70% в конце 2010 года, улучшение социальной политики путём повышения назначенных адресно (лично) субсидий населению. К 2005 году помощь бедным должна была увеличиться в два раза. 

2) “Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”[2] или “Стратегия-2020” разработанная Минэкономразвития и утвержденная Правительством в 2008 году, наметила достаточно актуальные и конкретизированные цели. Главной задачей этой концепции было повышение уровня доходов и уровня качества жизни населения до таких параметров, “характерных для развитых экономик мира”. Основные показатели национальной экономики к 2020 году представлены в табл. 1.[3]

Таблица 1

Планируемые основные показатели национальной к концу 2020 года.

Показатель 2007 год 2020 год
1. Цены на нефть (мировые), долларов США за баррель 69,3
2. Мировая экономика, среднегодовой прирост 4,9
Показатель 2007 год 2020 год
3. Инфляция среднегодовая, прирост цен, процентов 3,5
4. ВВП, среднегодовой прирост 8,1 6,3
5. Промышленное производство, среднегодовой прирост 6,3 5,1
6. Реальные располагаемые доходы населения, среднегодовой прирост 10,7 6,7
7. Розничный товарооборот, среднегодовой прирост 16,1 6,4
8. Инвестиции, среднегодовой прирост 21,1

 

Из таблицы следует, что к 2020 году Россия не должна была уступать другим развитым экономикам мира по таким показателям как: ВВП, мировая экономика, промышленное производство, розничный товарооборот. В этой стратегии ставились цели по увеличению ВВП на душу населения, рост расходов на образование и здравоохранение до 6,7-7% от ВВП. Однако с началом мирового экономического кризиса 2008 года, «Стратегия-2020» не смогла реализоваться даже на стартовом этапе [10], [9].

Выполнение «Стратегии-2020» оказалось хуже, чем ее предшественницы. Концепция развития до 2020 года была выполнена лишь на 29%, в которой полностью реализовано лишь 6,8% мер.[4]

3) Обновлённая «Стратегия-2020» была разработана экспертами и аналитиками НИУ ВШЭ и РАНХиГС и являлась переработанной версией «Концепции-2020» 2008 года. В «Стратегии -2020: Новая модель роста- новая социальная политика»[5] предполагалось повышение значения ВВП до 37-38%, рост производительности труда на 41%, рост располагаемых доходов населения на 54%, инвестиций в основной капитал на 80-85%. Данная стратегия не была рассмотрена и утверждена Правительством, но основные пути развития, стали основой майских указов Президента России в 2012 и 2018 годах. Часть этих майских указов все же была претворена в жизнь.

4) «Стратегия научно-технологического развития России»[6], разработанная экспертами НИУ ВШЭ и ЦСР и утвержденная Указом Президента в 2016 году, предполагала выйти нашей стране по показателям на новый уровень развития экономики и социальным отношениям. Однако реализация проекта стратегии была направлена не на научно-техническое развитие, а ускорение научно-технического процесса в системах образования, здравоохранения и т.д. [8], [9].

5) Заключительная «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года»[7] или «Стратегия -2030», которая была разработана и утверждена указом Президента в 2017 году. Она в общих словах описывает основные пути развития экономической безопасности, т.е. противодействие вызовам угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений во всех сферах регулирования, а также недопущение снижения уровня качества жизни населения, без конкретизации показателей, которые должны быть достигнуты к 2030 году. Стоит отметить, что реализация стратегии идет через разработку госпрограмм.

Рассмотрим стратегическое планирование по таким критериям как: постановка целей и задач, разработка документов стратегического планирования, создание профильного института, координация стратегий с проводимой политикой и мониторинг и контроль достижения целей.

Постановка целей и задач. Органы государственной власти ставят актуальные цели и задачи стратегического планирования, желая улучшить социально-экономическое положение в нашей стране. Однако они были составлены без учёта разработанных прогнозов, которые в свою очередь должны были быть наиболее расширенными в долгосрочном планировании, а также предполагать, как возможные мировые кризисы, так и пути реализации стратегии в условиях кризиса. Также разрабатываемые цели и задачи слабо коррелируют меж собой, что приводит к ошибочному целеполаганию.

Разработка документов стратегического планирования. Документы стратегического планирования в России в период с 1995 по 2014 годы создавались в соответствии с ФЗ от 20 июля 1995 года № 115 "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", который не разграничивал область действия документов. Поэтому на смену ему в 2014 году был утверждён ФЗ от 28 июня 2014 года № 172 "О стратегическом планировании в Российской Федерации"[8]. Данный закон определяет основные понятия стратегического планирования, а также разграничивает документы не только по федеральному, региональному и местному уровню, но также и по сферам деятельности. Стоит отметить, что после официального утверждения документы зачастую не поправляются, что затрудняет их соответствие приоритетам и не все документы стратегического планирования согласованы между собой, что приводит к ошибкам целого этапа деятельности стратегического планирования [11], [7].

Создание профильного института. В Российской федерации нет профильного института стратегического планирования. Его функции распределены между системой органов государственной власти и институтов развития, между которыми нет строгого разделения полномочий. Координация стратегий с проводимой политикой. В нашей стране как показал опыт, проводимая экономическая политика определяется из актуальных срочных задач, реже стратегических. Мониторинг и контроль достижения целей. Оценивание стратегических планов, как и контроль за исполнением стратегии в России носит сугубо формальный характер и проводится в основном в оценке затраченных ресурсов и времени.  В результате анализа стратегического государственного планирования определено следующая его характеристика: - в стране реализованы 4 концепции стратегического планирования, однако результаты их реализаций не превышают 50%; - положительной динамикой стало разработка Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ, который изменил порядок работы с документами, их назначение и классификацию; - недостатками стратегического государственного планирования стало: слабая связь целей и задач между собой, отсутствие корректировок и связи документов планирования, отсутствие профильного института, а также слабая связь с проводимой политикой и отсутствие контроля за исполнением стратегий.

 

Список использованных источников

1. Белянова А.М. Стратегическое планирование в условиях современной экономики России: (материалы научного семинара по проблемам стратегического планирования) // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика. - 2016. - №3. - С. 141-158. - Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26395699 (дата обращения: 24.01.2020). – Доступ после регистрации.)

2. С. С. Горохова; под общ. Ред. Г.Ф. Ручкиной. Стратегическое планирование обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: монография/ – Москва: КНОРУС, 2019. -210 с.

3. Казанцев Н.М. Ляпсусы Федерального закона №172-Фз "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и концепции стратегического планирования // Россия: тенденции и перспективы развития. - Москва, 2017. - С. 39-43.

4. Соколов, И. Влияние системы стратегического управления на качество бюджетного процесса в России: научное издание / И. Соколов; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва: Дело (РАНХиГС), 2015. – 20 с.: ил. – (Научные доклады: экономика. 14/8). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443028 (дата обращения: 23.01.2020)

5.  Шайдуллин И. У. Сравнительный анализ использования моделей экономического анализа при стратегическом планировании в России и за рубежом // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 247-250. — URL https://moluch.ru/archive/144/40584/ (дата обращения: 25.01.2020).

6. Решетова У.Р. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 3. – С. 26-30; URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1013 (дата обращения: 26.01.2020).

7. Шмерлинг Д.С. О стратегическом планировании в России // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2016. - №11-2. – С. 66-67. - Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Сyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strategicheskom-planirovanii-v-rossii (дата обращения: 24.01.2020).

8. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ. Медкова Т.А., Ниязбекова Ш.У. В сборнике: Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы материалы VI международной научно-практической конференции. 2019. С. 671-678.

9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ. Зуева А.С., Ниязбекова Ш.У.
Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2019. № 1. С. 73-84.

10. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Ниязбекова Ш.У., Лобанова В.
Валютное регулирование. Валютный контроль. 2019. № 11. С. 66-74.

11. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Ниязбекова Ш.У., Назаренко О.В., Буневич К.Г., Иванова О.С.
Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 2 (47). С. 213-222.

12. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ДЛЯ РОССИИ. "ЗА" ИЛИ "ПРОТИВ"?
Ануприенко А.А., Ниязбекова Ш.У. В сборнике: Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике Материалы XIV международной научной конференции: в 4-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2018. С. 52-58.

 

 


[1] ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (ПРОЕКТ) // Викиархив URL: https://web.archive.org/web/20100918062948/http://budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref2000000.htm (дата обращения: 25.01.2020).

[2] Распоряжение Правительства «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. №1662-p//КонсультантПлюс

[3] Там же

[4] Доклад: «Стратегия–2020 реализована в России примерно на треть» от 27.12.2016. РИА НОВОСТИ/Прайм [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20161227/1484673090.html -Дата обращения 25.01.2020.

[5] Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с

[6] Указ Президента РФ "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" от 01.12.2016 N 642//КонсультанПлюс

[7] Указ Президента РФ "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" от 13.05.2017 N 208//КонсультантПлюс

[8] Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019)// КонсультантПлюс.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.