|
||||||||||||||||||||||||||||||||
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИАНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Галямутдинова Зарина Шамилевна студент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Zarina01122000@mail.ru Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва, Российская Федерация, Россия Научный руководитель: к.э.н., профессор Молдашбаева Луиза Полатхановна ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Республика Казахстан Аннотация.В данной статье рассматривается анализ стратегического планирования в РФ. Выполнен анализ стратегий за ряд лет, с 2000 по 2019 годы. Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, концепция, анализ.
Стратегическое планирование является необходимым условием прогресса национальной экономики любого государства. В Российской Федерации имеющийся опыт реализации разработанных целей и задач развития приоритетных направлений показывает, что, несмотря на множество стратегий, концепций, утвержденных государственных планов и программ, они не реализовываются. Рассмотрим 5 основных концепций (стратегий) развития стратегического планирования в нашей стране в период с 2000-2019 год. 1) “Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года”[1] или “Стратегия-2010”, разработанная Центром стратегических разработок (ЦСР) и утвержденная Правительством в 2000 году, предполагала повышение ВВП до 70% в конце 2010 года, улучшение социальной политики путём повышения назначенных адресно (лично) субсидий населению. К 2005 году помощь бедным должна была увеличиться в два раза. 2) “Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”[2] или “Стратегия-2020” разработанная Минэкономразвития и утвержденная Правительством в 2008 году, наметила достаточно актуальные и конкретизированные цели. Главной задачей этой концепции было повышение уровня доходов и уровня качества жизни населения до таких параметров, “характерных для развитых экономик мира”. Основные показатели национальной экономики к 2020 году представлены в табл. 1.[3] Таблица 1 Планируемые основные показатели национальной к концу 2020 года.
Из таблицы следует, что к 2020 году Россия не должна была уступать другим развитым экономикам мира по таким показателям как: ВВП, мировая экономика, промышленное производство, розничный товарооборот. В этой стратегии ставились цели по увеличению ВВП на душу населения, рост расходов на образование и здравоохранение до 6,7-7% от ВВП. Однако с началом мирового экономического кризиса 2008 года, «Стратегия-2020» не смогла реализоваться даже на стартовом этапе [10], [9]. Выполнение «Стратегии-2020» оказалось хуже, чем ее предшественницы. Концепция развития до 2020 года была выполнена лишь на 29%, в которой полностью реализовано лишь 6,8% мер.[4] 3) Обновлённая «Стратегия-2020» была разработана экспертами и аналитиками НИУ ВШЭ и РАНХиГС и являлась переработанной версией «Концепции-2020» 2008 года. В «Стратегии -2020: Новая модель роста- новая социальная политика»[5] предполагалось повышение значения ВВП до 37-38%, рост производительности труда на 41%, рост располагаемых доходов населения на 54%, инвестиций в основной капитал на 80-85%. Данная стратегия не была рассмотрена и утверждена Правительством, но основные пути развития, стали основой майских указов Президента России в 2012 и 2018 годах. Часть этих майских указов все же была претворена в жизнь. 4) «Стратегия научно-технологического развития России»[6], разработанная экспертами НИУ ВШЭ и ЦСР и утвержденная Указом Президента в 2016 году, предполагала выйти нашей стране по показателям на новый уровень развития экономики и социальным отношениям. Однако реализация проекта стратегии была направлена не на научно-техническое развитие, а ускорение научно-технического процесса в системах образования, здравоохранения и т.д. [8], [9]. 5) Заключительная «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года»[7] или «Стратегия -2030», которая была разработана и утверждена указом Президента в 2017 году. Она в общих словах описывает основные пути развития экономической безопасности, т.е. противодействие вызовам угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений во всех сферах регулирования, а также недопущение снижения уровня качества жизни населения, без конкретизации показателей, которые должны быть достигнуты к 2030 году. Стоит отметить, что реализация стратегии идет через разработку госпрограмм. Рассмотрим стратегическое планирование по таким критериям как: постановка целей и задач, разработка документов стратегического планирования, создание профильного института, координация стратегий с проводимой политикой и мониторинг и контроль достижения целей. Постановка целей и задач. Органы государственной власти ставят актуальные цели и задачи стратегического планирования, желая улучшить социально-экономическое положение в нашей стране. Однако они были составлены без учёта разработанных прогнозов, которые в свою очередь должны были быть наиболее расширенными в долгосрочном планировании, а также предполагать, как возможные мировые кризисы, так и пути реализации стратегии в условиях кризиса. Также разрабатываемые цели и задачи слабо коррелируют меж собой, что приводит к ошибочному целеполаганию. Разработка документов стратегического планирования. Документы стратегического планирования в России в период с 1995 по 2014 годы создавались в соответствии с ФЗ от 20 июля 1995 года № 115 "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", который не разграничивал область действия документов. Поэтому на смену ему в 2014 году был утверждён ФЗ от 28 июня 2014 года № 172 "О стратегическом планировании в Российской Федерации"[8]. Данный закон определяет основные понятия стратегического планирования, а также разграничивает документы не только по федеральному, региональному и местному уровню, но также и по сферам деятельности. Стоит отметить, что после официального утверждения документы зачастую не поправляются, что затрудняет их соответствие приоритетам и не все документы стратегического планирования согласованы между собой, что приводит к ошибкам целого этапа деятельности стратегического планирования [11], [7]. Создание профильного института. В Российской федерации нет профильного института стратегического планирования. Его функции распределены между системой органов государственной власти и институтов развития, между которыми нет строгого разделения полномочий. Координация стратегий с проводимой политикой. В нашей стране как показал опыт, проводимая экономическая политика определяется из актуальных срочных задач, реже стратегических. Мониторинг и контроль достижения целей. Оценивание стратегических планов, как и контроль за исполнением стратегии в России носит сугубо формальный характер и проводится в основном в оценке затраченных ресурсов и времени. В результате анализа стратегического государственного планирования определено следующая его характеристика: - в стране реализованы 4 концепции стратегического планирования, однако результаты их реализаций не превышают 50%; - положительной динамикой стало разработка Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ, который изменил порядок работы с документами, их назначение и классификацию; - недостатками стратегического государственного планирования стало: слабая связь целей и задач между собой, отсутствие корректировок и связи документов планирования, отсутствие профильного института, а также слабая связь с проводимой политикой и отсутствие контроля за исполнением стратегий.
Список использованных источников 1. Белянова А.М. Стратегическое планирование в условиях современной экономики России: (материалы научного семинара по проблемам стратегического планирования) // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика. - 2016. - №3. - С. 141-158. - Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26395699 (дата обращения: 24.01.2020). – Доступ после регистрации.) 2. С. С. Горохова; под общ. Ред. Г.Ф. Ручкиной. Стратегическое планирование обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: монография/ – Москва: КНОРУС, 2019. -210 с. 3. Казанцев Н.М. Ляпсусы Федерального закона №172-Фз "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и концепции стратегического планирования // Россия: тенденции и перспективы развития. - Москва, 2017. - С. 39-43. 4. Соколов, И. Влияние системы стратегического управления на качество бюджетного процесса в России: научное издание / И. Соколов; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва: Дело (РАНХиГС), 2015. – 20 с.: ил. – (Научные доклады: экономика. 14/8). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443028 (дата обращения: 23.01.2020) 5. Шайдуллин И. У. Сравнительный анализ использования моделей экономического анализа при стратегическом планировании в России и за рубежом // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 247-250. — URL https://moluch.ru/archive/144/40584/ (дата обращения: 25.01.2020). 6. Решетова У.Р. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 3. – С. 26-30; URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1013 (дата обращения: 26.01.2020). 7. Шмерлинг Д.С. О стратегическом планировании в России // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2016. - №11-2. – С. 66-67. - Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки Сyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strategicheskom-planirovanii-v-rossii (дата обращения: 24.01.2020). 8. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ. Медкова Т.А., Ниязбекова Ш.У. В сборнике: Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы материалы VI международной научно-практической конференции. 2019. С. 671-678. 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ. Зуева А.С., Ниязбекова Ш.У. 10. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Ниязбекова Ш.У., Лобанова В. 11. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Ниязбекова Ш.У., Назаренко О.В., Буневич К.Г., Иванова О.С. 12. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ДЛЯ РОССИИ. "ЗА" ИЛИ "ПРОТИВ"?
[1] ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (ПРОЕКТ) // Викиархив URL: https://web.archive.org/web/20100918062948/http://budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref2000000.htm (дата обращения: 25.01.2020). [2] Распоряжение Правительства «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. №1662-p//КонсультантПлюс [3] Там же [4] Доклад: «Стратегия–2020 реализована в России примерно на треть» от 27.12.2016. РИА НОВОСТИ/Прайм [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20161227/1484673090.html -Дата обращения 25.01.2020. [5] Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с [6] Указ Президента РФ "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" от 01.12.2016 N 642//КонсультанПлюс [7] Указ Президента РФ "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" от 13.05.2017 N 208//КонсультантПлюс [8] Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019)// КонсультантПлюс.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|