|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 1 – Группы факторов, влияющих на национальную безопасность страны ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Рисунок 1 – Группы факторов, влияющих на национальную безопасность страны
Под системой факторов национальной безопасности понимается взаимосвязанная в процессе жизнедеятельности совокупность природных, климатических, социальных, политических, экономических, экологических, научно-технических, информационных и других условий, под воздействием которых развиваются все основные процессы в стране (рис.2).
Рисунок 2 – Внутренние факторы обеспечения национальной безопасности Часть факторов существует объективно и независимо от социального начала. Это, прежде всего, природные условия и ресурсы, а также зафиксированные на историческом этапе развития страны результаты предшествующей деятельности объектов безопасности с различными качественными и количественными оценками. В современных условиях развития российского общества можно выделить ряд групп факторов обеспечения национальной безопасности. Экономические факторы включают трудовые ресурсы, средства и орудия труда (основные производственные фонды), производственную, социальную и рыночную инфраструктуру, уровень жизни населения, конкурентоспособность национальной экономики, стратегические запасы и т.п. Природно-климатические факторы объединяют топливно-энергетические, минерально-сырьевые, лесные, водные, земельные и биологические ресурсы, а также физико-географические факторы – климатические условия, рельеф, состав почв и т.п. Факторы, синтезирующие влияние экономических и природных условий – формы общественной организации производства, направленность политики государства, совокупность мероприятий и целенаправленных воздействий по сохранению и воспроизводству природных условий и ресурсов, а также элементов экономической системы, обеспечивающих необходимое качество среды обитания человека, производственных процессов добычи и переработки ископаемых. Социально-политические факторы обусловливают формирование систем расселения, а также выравнивание уровней экономического развития различных субъектов Российской Федерации, решение национальных и культурных задач, охрану здоровья, оборонные задачи и т.п. Социально-демографические факторы представляют возрастной состав населения, уровень образования, правовой и политической культуры, показатели рождаемости и смертности, плотность и состав населения, заболеваемость населения и т.п. Этнографические и этнополитические факторы – национальный состав населения, расселение этносов, рождаемость и смертность в различных этносах, культура межнационального общения, степень неравномерности социального, политического и экономического развития этносов. Информационные факторы – размах и время циркуляции информационных потоков, направленность их движения, эмоциональная окраска информации, способы производства, защищенность тайн и секретов. Общественно-политические факторы – уровень развития государства, общества, культуры, политических движений и партий, негосударственных институтов и подсистем обеспечения безопасности. Военно-политические факторы – военная мощь, военный потенциал, военная политика, а также боеготовность Вооруженных Сил, уровень милитаризации и т.п. Научно-технический прогресс можно рассматривать в качестве комплексного фактора, т.к. его воздействие распространяется на все перечисленные группы факторов. Отметим, что три группы факторов – природно-климатические условия, факторы, синтезирующие влияние экономических и природных условий, и уровень научно-технических и технологических достижений в совокупности можно объединить в обширную группу факторов, характеризующих безопасность среды обитания человека (рис. 3).
Рисунок 3 - Факторы, характеризующие безопасность среды обитания человека
Природа (среда обитания), как фактор национальной безопасности, может по-разному влиять на безопасность любого государства. Так, например, на национальную безопасность России отрицательно влияет рост загрязненности мест традиционного проживания населения, наблюдающееся потепление климата, низкое качество почв, выпадение из севооборота огромных северных земель. Опосредованно все эти факторы сказываются на производстве продуктов питания, а также на общем экономическом развитии нашей страны. С другой стороны, среда обитания как территория влечет за собой определенные военно-стратегические последствия. В частности, большая оперативная глубина, а также возможность рассредоточения стратегических объектов «горизонтальной эскалации», уязвимость с нескольких направлений, проблемы с дальней переброской войск таят в себе как положительный, так и отрицательный эквивалент национальной безопасности. Среду обитания россиян определяют сегодня состояние вод, почв, техногенные воздействия (опасные производства, выбросы, отходы, изъятия), бедствия и катастрофы (стихийные, экологические, промышленные, спровоцированные), космическая деятельность человека, солнечная активность и целый ряд других факторов. Ежегодно России наносится вред более чем от 30 видов опасных природных процессов и явлений. Статистика чрезвычайных ситуаций, вызванных на территории России опасными природными процессами и явлениями, за ряд последних лет следующая (в процентном соотношении от числа чрезвычайных ситуаций): наводнения – 35%; ураганы, бури, тайфуны, смерчи – 19%; сильные или особо длительные дожди – 14%; землетрясения – 8%; сильные снегопады и метели – 7,5%; оползни, обвалы – 5%; сильные морозы и заморозки в вегетативный период – 3%; лавины – 2,5%; засухи – 2%; гололед, карстовые провалы, подтопления – по 1%; извержения вулканов – менее 1%; прочие – около 5%. Ежегодный экономический ущерб, наносимый природными явлениями, по экспертным оценкам, составляет 4 – 5 млрд руб. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает 54-е место в мире по размерам ущерба и 57-е место по количеству пострадавших и погибших от стихийных бедствий. Геополитические факторы безопасности страны объединяют такие факторы, как размеры и освоенность территории, протяженность и состояние государственных границ, а также характер отношений с сопредельными странами и имеющаяся геостратегическая инфраструктура. В тесной взаимосвязи с географическим положением, размерами территории, состоянием экономики, политическим климатом в российском обществе находятся вопросы национально-государственного устройства и демографической ситуации в стране. От их разрешения и урегулирования зависят внутренняя стабильность и безопасность страны. Население размещено по территории страны крайне неравномерно: основная часть населения проживает в Европейской части, тогда как главные запасы сырьевых и энергетических ресурсов находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. К разряду важнейших факторов национальной безопасности относятся научно-технологические факторы. На национальную безопасность отрицательно влияют неравномерность развития фундаментальных и прикладных, гуманитарных и естественных наук, утечка мозгов за рубеж, низкий уровень расходов на НИОКР в ВВП. Среди факторов, способных негативно влиять на обеспечение научно-технологической безопасности, выделяются следующие: технологическая зависимость от какой-либо страны в стратегически важной для развития российской отрасли экономики; отставание в научно-техническом развитии; отсутствие единой государственной политики научно-технологического развития; недостаточная защита государством национальных технологий; невозможность внедрения передовых технологий мирового уровня; утрата конкурентоспособности национальной техники; неумение использовать в полной мере национальный интеллектуальный потенциал, способности квалифицированного персонала; отсутствие возможностей для использования новых технологий в производстве.
2 УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Потребности обеспечения национальной и региональной безопасности формируются под влиянием целого ряда факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, прогнозируемых и непредсказуемых и т. д. В концентрированном виде они могут выступать как деструктивные, оказывающие влияние на национальную и региональную безопасность. В современной науке выделяют несколько степеней деструктивных факторов:
В настоящее время для обоснования четких и наиболее значимых путей укрепления национальной безопасности и определения тех сил, которые ее обеспечивают, очень важно выделить наиболее важные современные опасности и угрозы. Основой организации, планирования и осуществления практических действий всей системы обеспечения национальной безопасности являются анализ концепции угрозы, оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Система реальных и потенциальных угроз не является постоянной, и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для национальной безопасности. Угроза в общем случае рассматривается как совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов страны, а также создающих опасность имеющимся национальным ценностям и национальному образу жизни. В наиболее общем виде угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на нее. В Стратегии национальной безопасности до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ, под угрозой национальной безопасности рассматривается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. В практической деятельности по обеспечению национальной безопасности значительную роль играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Классификация угроз безопасности представлена на рис. 4. По месту нахождения источника опасности угрозы делятся на внешние и внутренние. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней. Если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза. Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее время воздействие многих угроз носит трансграничный характер. По степени сформированности угрозы делятся на реальные и потенциальные. Реальная угроза – это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов и условий. Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, а также формирование некоторых предпосылок (возможности) нанесения какого-либо вреда. По степени субъективного восприятия угрозы делятся на завышенные, заниженные, мнимые и адекватные. Под завышенной или заниженной угрозой понимается такая угроза, у которой реальные величины каких-то ее параметров соответственно ниже или выше тех же величин, сложившихся в человеческом сознании. Адекватная угроза – представляет собой тот случай, когда реальные величины параметров этой угрозы точно соответствуют представлению о них. Мнимая угроза – это ложная, надуманная или искусственно сформированная угроза, не имеющая реальных оснований (предпосылок) для своего существования.По характеру проявления угрозы делятся на природные и антропогенные. Природные угрозы – это совокупность природных явлений, несущих опасности, возникающие независимо от человеческой деятельности. Антропогенные угрозы – это угрозы, формирующиеся в результате какого-либо воздействия человека на окружающую среду.
Рисунок 4 – Классификация угроз безопасности Угрозы можно также классифицировать и по масштабу – они могут проявляться на планетарном (глобальном), национальном, региональном и локальном (местном) уровнях. Для России весьма важно классифицировать угрозы по масштабности их возможного воздействия. С этой точки зрения их можно подразделить на федеральные, т.е. проявляющиеся в масштабах всей страны, региональные, актуализируемые в масштабах одного или нескольких регионов (экономических районов, федеральных округов, субъектов РФ), и местные, имеющие значение только лишь в пределах муниципального образования. Угрозы имеют различный характер и вызывают неодинаковые по значимости, продолжительности и объему последствия. Так, угрозы могут появляться и исчезать, возрастать и уменьшаться, при этом будет изменяться их значимость для национальной безопасности. В связи с этим является исключительно важным правильное определение и прогнозирование приоритетов угроз, что позволяет оптимально распределить имеющиеся ресурсы, силы и средства при обеспечении безопасности. Характер и степень угроз, как правило, определяются конкретной ситуацией. В современных условиях в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы. На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.
3 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, РЕГИОНОВ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Экономическая безопасность представляет собой такое состояние национальной экономики, которое позволяет удовлетворить всю совокупность реальных, действительных экономических потребностей общества, обеспечивает его экономическую независимость, стабильное и устойчивое развитие, прогресс, достойное равноправное положение в мировом хозяйстве, надежную, т. е. не позволяющую скатываться за критический предел, защищенность от внутренних и внешних угроз и влияния непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов. Таким образом, когда речь идет об экономической безопасности государства, то кратко мы можем сказать, что она состоит в способности национальной экономики развиваться в устойчивом расширенном масштабе; удовлетворять реальные экономические потребности общества на уровне не ниже критического предела, обеспечивать экономическую независимость государства, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам. В самом общем виде факторы, влияющие на экономическую безопасность государства, можно разделить на внешние и внутренние. Среди внешних факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность, можно выделить следующие группы: 1) политические факторы · цивилизационный уровень развития сопредельных государств; · развитость институтов международной и региональной безопасности; · наличие и развитость международных институтов, вырабатывающих общие нормативно-правовые акты в различных сферах безопасности; · участие страны в различных международных организациях; · международный терроризм и другие социально опасные явления; · транснациональная организованная преступность; · распространение вооружений; · международные конфликты; · наличие и направленность деятельности военно-политических блоков; · соблюдение (несоблюдение) международных договоренностей в различных сферах деятельности; · разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации и т.д. 2) экономические факторы: 2.1) торгово-экономические факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в мире условиями взаимодействия национальных хозяйств различных государств в рамках торгово-экономических отношений. Основными факторами в рамках данной группы являются: · структура импорта (доля продовольствия и высокотехнологичных товаров); · степень зависимости страны от импорта продукции стратегического назначения; · структура экспорта (доля конкурентоспособных товаров); · контроль над рынками сбыта отечественной продукции, в т.ч. военной, таможенный контроль над экспортно-импортными операциями; · ограничения или препятствования развитию внешней торговли и экономического сотрудничества. 2.2) валютно-финансовые факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в мире условиями взаимодействия национальных хозяйств различных государств в рамках валютно-финансовых отношений. Основными факторами в рамках данной группы являются: · состояние мирового финансового рынка, в т.ч. рынка ценных бумаг; · основные направления финансовых потоков и характер расчетных отношений; · уровень внешнего долга; · конвертируемость национальной валюты; · золотовалютные запасы страны; · валютный контроль таможенной границы государства; · мировые финансовые кризисы; · уровень цен на экспортные товары стратегической важности. 2.3) маркетинговые факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в мире условиями продвижения товаров и услуг, производимых и оказываемых в рамках национальных хозяйств различных государств, в условиях глобализации, учитывающие: · продвижение экспортных товаров на мировых рынках; · конкурентоспособность этих товаров; · возможности по завоеванию рынков сбыта отечественных товаров и услуг. 2.4) производственно-экономические факторы: · прямая зависимость от какой-либо страны (или группы стран) в стратегически важных отраслях экономики; · усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы; · отставание в развитии передовых технологических укладов, · уровень импортозамещения по основным продуктам питания; · уровень развития международного научно-технического обмена; 3) социально-демографические факторы: · состояние мировой социальной сферы; · направленность миграционных потоков; · уровень развитости и направленность взаимоотношений между различными религиозными конфессиями на международном уровне; · утечка квалифицированных кадров за рубеж.
Среди внутренних факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность, можно выделить следующие группы: 1) экономические факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве условиями ведения национального хозяйства. К таковым относятся: · структура национального хозяйства; · уровень монополизации экономики; · эффективность общественного производства; · конкурентоспособность экономики; · технологическая база промышленного производства; · состояние финансовой системы; · инвестиционная деятельность. 2) организационные факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве условиями управления национальным хозяйством. Они включают: · состояние и эффективность системы управления национальным хозяйством; · состояние объектов инфраструктуры; · уровень организации разведки минерально-сырьевой базы; · эффективность вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот; · организация развития научно-технического прогресса на перспективных направлениях; · система выработки управленческих решений. 3) правовые факторы – факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве нормативно-правовыми рамками ведения и управления национальным хозяйством. К ним относятся: · качество нормативно-правовой базы; · правовая дисциплина и исполнительность; · состояние борьбы с коррупцией и преступностью в экономике; · контрольная деятельность. 4) социальные факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве социальными и социально-экономическими условиями функционирования национального хозяйства. Они включают: · обеспечение приемлемых для большинства населения условий жизни и развития личности; · предотвращение значительной дифференциации в доходах граждан; · недопущение сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов; · исключение потенциальных угроз возникновения социальных конфликтов; · борьба с терроризмом; · состояние здоровья нации, в т.ч. распространение социально опасных заболеваний; · пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость; · сохранение и развитие самобытных культур, духовных ценностей граждан. В качестве особого фактора следует выделить теневую экономику. Масштабы и разнообразие форм существования теневой экономики в наши дни значительно больше. Она охватила практически все сферы общественного производства и имеет место во всех странах мира. Это связано с тем, что причины, ее порождающие, весьма разнообразны: экономические, политические, социальные, психологические, моральные, криминальные и т. д. 4 ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
Тема контрольной работы «Факторы, влияющие на экономическую безопасность региона». Регион, на примере которого выполняется контрольная работа, определяется в соответствии с таблицей вариантов.
Задание на контрольную работу: охарактеризовать факторы, влияющие на экономическую безопасность конкретного региона по следующим видам: 1) экономико-географические факторы (охарактеризовать экономико-географическое положение как фактор обеспечения экономической безопасности региона; обеспеченность природными ресурсами). Каким экономико-географическим положением обладает регион - благоприятным или неблагоприятным, и как это может влиять на экономическую безопасность?; 2) отраслевая структура экономики региона и хозяйственная специализация. Чем характеризуется отраслевая структура экономики региона? Какие виды экономической деятельности наиболее интенсивно развиваются? Каковы позитивные и негативные тенденции развития экономики данного региона?; 3) фактор безработицы. Каков уровень безработицы в регионе и как он изменяется в динамике – растет или убывает? 4) экологические факторы. Чем характеризуется экологическая обстановка в регионе? Имеются ли в регионе предприятия, наносящие существенный ущерб окружающей среде?; 5) какие депрессивные территории имеются в данном регионе и как они влияют на экономическую безопасность региона? В конце следует сформулировать итоговый вывод – какие факторы являются положительными, т.е. способствуют укреплению экономической безопасности данного региона? Какие факторы, наоборот, являются отрицательными, и способны перерасти в угрозы экономической безопасности данного региона? При выполнении контрольной работы ОБЯЗАТЕЛЬНО приводите примеры по каждому пункту. При выполнении данной контрольной работы рекомендую воспользоваться материалами, размещенными на официальных сайтах органов государственной власти того региона, который вы будете анализировать. Ссылки на официальные сайты должны быть сделаны обязательно. 5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Студент выбирает вариант для контрольной работы в соответствии со следующим распределением:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|