Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДИСЦИПЛИНА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»



ДИСЦИПЛИНА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

тесты

1. Идея создания дифференциальной психологии принадлежала:

а) В. Штерну;

б) Ф. Гальтону;

в) В. Вундту.

 

2. Синонимом дифференциальной психологии является:

а) сравнительная психология;

б) этническая психология;

в) психология индивидуальных различий.

 

3. Метод приемных детей относится к классу:

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

 

4. Близнецовый метод относится к классу:

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

 

5. Индивидуальность, согласно В. С. Мерлину:

а) сумма особенностей, отличающих одного человека от другого;

б) качества личности, помогающие противостоять групповому давлению;

в) система многоуровневых связей, охватывающих все факторы

индивидуального бытия человека.

 

6. Функциональная асимметрия — это:

а) смещение оси симметрии в строении полушарий головного

мозга, вызванное органическим поражением;

б) характеристика распределения психических функций (специализации) между правым и левым полушарием;

в) специфическое для человека строение головного мозга, связанное с речью.

 

7. Соотнесите свойство нервной системы с его определением:

А) легкость генерализации нервной системой процессов возбуждения и торможения. 4.  Подвижность

Б) скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая

быстроту затухания последействия от импульса возбуждения. 3.  Лабильность

В) характеристика, определяющая общую работоспособность нервной системы и ее выносливость по отношению к раздражителям, либо длительно действующим, либо по своей величине превышающим оптимальные значения. 2. Сила

Г) способность быстро менять характер реагирования в соответствии с изменением условий во внешней среде1. Динамичность

Д) баланс между процессами возбуждения и торможения. 5.Уравновешенность

 

8. Индивидуальный стиль деятельности — это:

а) устойчивая индивидуально-специфичная система приемов,

средств и способов выполнения той или иной деятельности;

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека;

в) индивидуальный профессиональный выбор человека.

 

9. Когнитивный стиль это —

а) относительно устойчивая индивидуальная особенность

познавательных процессов, которая выражается в используемых

субъектом познавательных стратегиях;

б) совокупность особенностей самосознания индивида;

в) совокупность познавательных психических процессов;

г) предпочтение решать интеллектуальные задачи в области

гуманитарных либо точных наук.

 

10. О каком параметре когнитивного стиля идет речь в следующем эксперименте?

«Посредством предъявления испытуемым определенных зрительных фигур на различных фонах были выявлены два варианта.

Одни испытуемые активно воспринимали объект независимо от его внешнего поля, у других восприятие объекта сильно менялось в зависимости от окружающего фона и положения тел».

а) полезависимость — поленезависимость;

б) ригидность — пластичность;

в) когнитивная простота — сложность;

г) импульсивность — рефлексивность.

 

11. Как называется защитный механизм психики, состоящий в разделении информации и эмоций о событии:

а) реактивная формация;

б) изоляция;

в) конверсия;

г) рационализация.

 

12. Для культуры какого типа характерны следующие ценности: центрация на индивиде, свобода в поступках и самодостаточность, независимость от группы:

а) коллективисткой;

б) индивидуалистической;

в) аполлонической;

г) диониссийской.

 

13. Для культуры какого типа характерны следующие ценности: центрация на индивиде, свобода в поступках и самодостаточность, независимость от группы:

а) коллективистской;

б) индивидуалистической;

в) аполлонической;

г) диониссийской.

 

14. Что из указанного ниже характерно для coping стратегии:

а) принятие проблемной ситуации;

б) ожидание, что проблема разрешится сама собой;

в) стремление не нарушить ощущение комфорта;

г) рассмотрение нескольких вариантов, пока не будет найден на наиболее подходящий;

д) совершение усилий по преодолению проблемы, даже если это временно нарушает ощущение комфорта;

е) совершение попыток найти кого-то, кто разрешил бы проблему.

 

15. Выберите из перечисленных ниже свойств те, которые можно охарактеризовать как «стиль левого полушария»:

а) повторение, неспонтанная речь;

б) спонтанная речь;

в) память на формы и музыку;

г) распознание лиц;

д) память на слова и числа.

 

16. Выберите из перечисленных ниже свойств те, которые можно охарактеризовать как «стиль правого полушария»:

а) распознание слов;

б) центр позитивных эмоций;

в) преимущество в решении проблем с использованием логики на основе аналитического анализа;

г) при решении проблем ориентация на образный, синтетический анализ

 

17. Выберите, что из ниже перечисленного в большей степени характерно для женщин:

а) лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации;

б) превосходят противоположный пол в скорости простейших арифметических операций;

в) лучше выполняют пространственные тесты;

г) более высокие результаты по субтесту «Кубики» в тесте Амтхауэра;

д) при решении задач на запоминание маршрута запоминают

больше «дорожных» ориентиров;

 

18. Выберите, что из ниже перечисленного в большей степени характерно для мужчин:

а) при решении задач на запоминание маршрута быстрее выучивают маршрут;

б) лучше справляются с задачами на перечисление предметов

одной категории;

в) величина разброса коэффициента интеллекта больше, чем у противоположного пола;

г) в более раннем возрасте достигают зрелости в произношении

звуков, более высокие артикуляционные способности.

 

19. Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе

а) одновременно у мужчин и женщин;

б) сначала у женщин, затем у мужчин,

в) сначала у мужчин, затем у женщин.

 

20. Половой диморфизм — это:

а) наличие у данного биологического вида дифференциации

полов;

б) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым

признакам;

в) наличие различий в анатомоморфологических признаках у мужских и женских особей.

 

21. Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, В. М. Ру-

салов). Определите автора каждого из них.

А. Здоровье и болезнь человека зависят от ненарушимых гуморес-соков организма. Четыре главных сока — кровь, слизь, желчь и черная желчь. Гиппократ

Б. Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: циклотимики имеют пикнический тип телосложения, шизотимики отличаются астеническим телосложением.

Кречмер

В. Эндоморфному, мезоморфному, эктоморфному соматотипам соответствуют исцеротонический, соматотонический, церебротонический типы темперамента.

Шелдон

Г. Типам нервной системы (высшей нервной деятельности) соответствуют четыре картины поведения или четыре гиппократовских типа темперамента.

Павлов

Д. Темперамент = тип нервной системы + отношения личности + ситуационные мотивы.

Павлов

Е. Темперамент — четырехуровневая система формальных поведенческих измерений, отражающих различные блоки функциональных систем.

Русалов

Ж. Фундаментальная роль в активации поведения и его эмоциональной регуляции принадлежит подкорковым структурам и лобным долям мозга.

Небылицин

22. Определите, каким типам акцентуации свойственны следующие характеристики поведения (каждая характеристика может сотноситься с несколькими типами акцентуаций):

 

1) любовь к экстравагантной одежде;А

2) богатая экспрессия; А

3) недостаток воли; З

4) уход в себя; Б

5) тревожность; Б

6) сильная привязанность; Ж

7) быстрая смена настроений; Е

8) легкая разражаемость;Е

9) утомляемость;

10) аффективные вспышки; В

11) склонность к дисфориям;И

12) инертность психики;З

13) лживость;А

14) быстрая переключаемость.В

А) Истероидный;

Б) Психастенический;

В) Эпилептоидный;

Г) Гипертимный;

Д) Циклоидный;

Е) Лабильный;

Ж) Сенситивный;

З) Конформный;

И) Шизоидный;

 

23. В результате диагностики по тесту структуры интеллекта Амтхауэра было получено превышение вербального показателя над невербальным и на основании этого сделан вывод о преобладании способностей к гуманитарным наукам. Верен ли данный вывод?

• Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану

1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

Вывод верен.

24. В результате исследования двух групп испытуемых были получены следующие данные: у первой группы наиболее часто встречаемой защитной стратегией была проекция, у второй — рационализация. Что вы можете предположительно сказать об этих группах?

 

Проекция. При проекции - человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним. По типу - они этого заслуживают.

Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. Человек, постоянно приписывающий другим собственные стремления, противоречащие его моральным нормам, получил даже специальное название - ханжа.

Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Так, переживая психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось».

Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «кислый виноград» и «сладкий лимон». Первый, известный по басне Эзопа «Лиса и виноград», отражает понижение значимости недоступного. Защита по типу «сладкого лимона» направлена на преувеличение ценности имеющегося. Если человек демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию, то не исключено, что он защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться. Этот же человек не жалеет сил, чтобы дать своим детям высшее образование, которое ему самому якобы не нужно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.