|
||||||||
Лабораторная работа № 12.. Внешнее строение рыбы».. Справочный материалЛабораторная работа № 12. «Внешнее строение рыбы». Цель: изучить внешнее строение рыб, установить особенности внешнего строения рыб и их значение для жизни в воде. Оборудование: фотографии рыб. Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение рыбы. Обратите внимание на форму тела, сочленение головы с туловищем, расположение чешуи. Найдите жаберные крышки, глаза, ноздри. Найдите боковую линию, проходящую вдоль всего тела. Рассмотрите плавники. Найдите парные плавники (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой, анальный). Рассмотрите одну чешуйку рыбы. На ней заметны светлые (широкие) и темные (узкие) кольца. Это годичные кольца. Летом происходит значительное нарастание чешуи – образуется светлый слой. Зимой рост рыбы и нарастание чешуи незначительны – слой узкий, почти черный. Подсчитайте светлые и темные кольца на чешуе, определите и запишите возраст рыбы. 2. Зарисуйте строение рыбы. На рисунке обозначьте жаберную крышку, боковую линию, глаза, ротовое отверстие, грудные, брюшные, анальные, хвостовой, спинной плавники. 3. Рассмотрите плавники, а также используя справочный материал, заполните таблицу.
Справочный материал Способы передвижения рыб различны. Большинство из них плавает с помощью волнообразных движений всего тела и хвоста, а грудные и брюшные служат рулями глубины. Так плавает обитатель водоемов – окунь. Рыбы с плоской формой тела плавают иначе. Например, скаты передвигаются благодаря взмахам сильно разросшихся грудных плавников. Луна-рыба, живущая в теплых морях, совсем не пользуется плавниками для передвижения. Всю жизнь она плавает пассивно, переносимая морскими течениями.
4. Выпишите значения приспособления рыб к жизни в воде. Вывод: Рассмотрите рисунки внешнего строения различных видов рыб в учебнике, в чем причины сходства и различия во внешнем строении разных видов рыб?
|
||||||||
|